Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные научные положения по теме




Тема 4.3. Проблемы диагностики в консультативном процессе

 

Цель лекции: формирование знаний и представлений студентов о правилах и методах, формах и приёмах проведения диагностики в рамках консультативной работы.

План лекции:

1. Особенности и принципы диагностики в консультировании.

2. Методы и технологии диагностической работы в консультативной практике.

3. Ошибки диагностики в консультировании.

Отношение к диагностике в психологическом консультировании отличается неоднозначностью: одни рассматривают её как необходимую составляющую, другие стремятся избегать использование средств изучения. И.Л. Соломин, обсуждая проблему тестирования в диагностическом процессе, указывает на возможное появление ряда психологических барьеров, как со стороны психолога, так и со стороны клиента (1999). Клиент может сопротивляться диагностированию по причинам:

а) опасения раскрытия собственных личностных качеств;

б) страхов относительно неправильного использования результатов тестирования;

в) пассивного и потребительского отношения к процессу тестирования.

Психолог может избегать применения психологических тестов, ввиду особенностей:

а) рассмотрения процедуры диагностики, как помехи к установлению неформального контакта с клиентом;

б) недоверия результатам тестирования из-за наличия в опыте столкновений с диагностическими средствами сомнительной надёжности;

в) неумений самостоятельного конструирования исследовательских методик при отсутствии диагностических средств, необходимых для получения ответов на узко специализированные вопросы;

г) недостаточного владения диагностической методикой и испытывания неуверенности.

Тем не менее, указанные опасения обоих участников психоконсультативного процесса в отношении диагностики могут перекрываться её очевидными преимуществами и достоинствами для результатов психологической помощи. Применение диагностики позволяет:

1) выявить более глубокий уровень личности клиента в сравнении с тем, на котором осуществляется диалог клиента с консультантом;

2) предохранить психолога от встречной проекции, приписывания клиенту своих проблем и представлений;

3) применить богатый опыт создателей диагностического средства, умелых пользователей;

4) применение статистически репрезентативных тестовых норм позволяет фиксировать изменения в состоянии клиента в ходе консультации, оценивать эффективность оказания психологической помощи;

5) с достаточной степенью объективности определить психологические особенности и настоящее состояние клиента;

6) установить плотнее контакт с клиентом, лучше осуществить присоединение к нему;

7) качественнее структурировать беседу, поскольку предоставляет для этого необходимый материал;

8) подобрать адекватные приёмы для оптимизации активности клиента;

9) воздействовать на клиента.

Диагностика в психологическом консультировании преследует три основные цели:

1. Изучение личности клиента для определения её состояния в текущий момент и прогноза относительно оценки возможной эффективности психокоррекционного процесса.

2. Исследование особенностей социальной ситуации жизнедеятельности клиента.

3. Выявление характера и степени тяжести проблемы клиента.

Помимо этого в пролонгированном консультировании эмпирическое исследование, которое в сущности представляет организованный сбор информации, решает и другие задачи:

1) мониторинг состояния клиента от сессии к сессии;

2) сравнение эффективности разных программ воздействия.

Подобные исследования помогают направленно и осознанно влиять на условия, которые могут быть факторами позитивных изменений или, напротив, выступать как факторы риска в тех или иных неблагоприятных ситуациях (неадекватный консультативный подход, отсутствие внимания к ребёнку в семье и прочие), но всё же являются недостаточными для определения причин изучаемых явлений.

Диагностическая процедура в психологической консультации опирается на общие принципы психологической диагностики. Однако своеобразие ситуации психоконсультирования требует особых правил в отношении организации и проведения диагностической процедуры. Диагностика в психоконсультационной практике опирается на следующие теоретические посылки:

1. Объективность. Все получаемые данные должны подтверждаться результатами, полученными при использовании другого исследовательского инструментария.

2. Принцип детерминизма. Любое обнаруженное явление имеет какую-либо причину, которая в целях обеспечения продуктивности консультирования должна быть выявлена.

3. Единство диагностики и развития. Любая применяемая диагностическая методика, получаемые благодаря ей результаты, стимулируют клиента к фиксации внимания на выявляемых феноменах, личностных особенностях, заставляют его задуматься о них. Кроме того, сами диагностические инструменты не принадлежат к средствам и видам деятельности, выполняемым клиентом традиционно. Поэтому следование клиента инструкции диагностического средства, предоставленного психологом, способствует активизации резервов психики обратившегося за психологической помощью, которые в обычной жизни и деятельности им не задействуются.

4. Единство биологического и социального в развитии личности. Принцип предусматривает учёт в диагностическом исследовании биологических характеристик и социальных условий, определяющих становление личности клиента.

5. Генетический принцип предполагает изучение любых интересующих феноменов в их развитии, т. е. учёт истории их формирования и оформления до наличного состояния.

6. Принцип оперативности связан с использованием диагностических средств, не требующих длительного времени, как для осуществления диагностической процедуры, так и для анализа и обобщения полученных данных, сообщения их клиенту.

В консультационном процессе диагностика подчиняется общим законам проведения эмпирического исследования, тождественна логике законов оформления науки, и проводится в несколько этапов:

1) продвижение от наблюдений к описанию ситуации;

2) прохождение к объяснению её исходов источников;

3) формулирование проблемы в рамках специального языка;

4) формулирование гипотез;

5) выбор контролируемых методов исследования;

6) проведение процедуры по сбору данных;

7) перевод данных на язык значимой интерпретации;

8) верификация знаний и их включение в систему существующих представлений, в опыт.

В консультировании эта пошаговая модель включает этапы:

1. Сбор информации. Осуществляется в ходе прединформирования, выслушивания исповеди клиента.

2. Концептуализация. Дж. Конант (Conant, 1952) определяет этот этап как рабочую гипотезу большого масштаба, т. е., как динамическое целое, состоящее из ряда понятий, и организованное в некотором отношении к определённой модели. Например, использование модели защитных механизмов ЭГО в работе с детьми, страдающими поведенческими расстройствами.

3. Тестирование, верификация или проверка полученных знаний предполагает логическое, экспериментальное или эмпирическое оценивание правильности сделанных предположений.

4. Конкретизация или перевод полученных результатов с абстрактного языка концептуальной модели на язык практики, отвечающий на вопрос "как?", а не ограничивающийся вопросами: "почему?", "когда?" и прочими.

5. Коммуникация - этап, предусматривающий взаимодействие между всеми этапами и процессами познания обнаруженного феномена. Может рассматриваться как процесс передачи опыта от психолога к клиенту, как взаимное обогащение опытом психологов одного профессионального сообщества (последнее особо значимо для консультативной практики и может приравниваться к процессу передачи концептуальных моделей).

Диагностика в психологическом консультировании основана на имеющихся сведениях о клиенте, его проблеме, выясненных на стадии прединформирования. Исходя из них психологом избирается концептуальная модель ("масштабная гипотеза"), в рамках которой будут осуществляться необходимые для дальнейшей работы диагностические замеры. Такая модель определяет и диагностические методы, и средства. Однако это ещё не обозначает все опорные точки для проведения обследования. Отправным пунктом здесь выступает фокус, избранный психологом для анализа. Фокус-анализ - элементарная микротехника, позволяющая убедиться во всестороннем рассмотрении всех проблем клиента. Итак, фокус внимания психолога-консультанта (по мнению С.А. Кулакова, 2002) может быть сосредоточен на следующих объектах:

1. Фокус на клиенте.

2. Фокус на другой личности, имеющей самое непосредственное отношение к клиенту и его проблеме.

3. Фокус на проблеме.

4. Культурно-контекстный фокус.

Фокус диагностики определяется объектом, на который ориентировано предполагаемое психологическое воздействие. Традиции, на которых воспитан психолог, и его концептуальные предпочтения опосредуют фокус и методические средства, которые он выбирает. Психолог - постмодернист, к примеру, будет концентрироваться на культурно-общественных условиях, а в соответствии с этим он выберет концептуальную модель (в гештальт-психологии вопросам культурно-социального аспекта уделяется незначительное внимание). Поэтому только при учёте всех выше обозначенных условий избирается та или иная тактика диагностики. Условно выделяют три вида тестовых методик:

1) экспресс-методы;

2) методы углубленной диагностики;

3) методы глубинной диагностики.

Особенности экспресс-методов диагностики описываются чертами:

- компактностью и экономичностью;

- простотой и возможностью проведения тестирования неспециалистом (допустимо и самотестирование);

- возможностью выявления критических или групп риска по тем или иным критериям;

- преимущественной ориентацией на диагностику склонностей клиента;

- отсутствием необходимости в осуществлении перехода к процедуре диагностики и специальной подготовки к ней клиента, равно, как и перехода от неё к непосредственной работе над проблемой клиента (экспресс-диагностика плотно вплетена в сам процесс оказания психологической помощи).

Тесты для углубленной психологической диагностики отличают признаки:

- максимальная валидность и надёжность;

- универсальность и широкий спектр оценочных возможностей, избыточность получаемой информации;

- удобство для группового тестирования с возможным применением компьютера;

- возможность диагностики способностей.

Методики глубинной психологической диагностики характеризуются:

- возможностью выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений и представлений клиента, содержания его сознания и бессознательной сферы;

- связаны с идеографическим описанием личности, основанным на измерении индивидуального субъективного смысла различных понятий для индивида;

- требуют использования специальных компьютерных программ.

Естественно, что применение всех указанных типов диагностических средств требует от психолога соответствующей подготовки. Наиболее жёстки требования в отношении использования стандартизированных методик: психолог должен владеть навыками проведения процедуры обследования, пользуясь выбранными методическими средствами, знать содержание диагностических показателей и уметь их интерпретировать, уметь планировать диагностическое обследование с учётом ожиданий пожеланий клиента, с содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Для решения нестандартных задач психологу необходимо владеть навыками разработки новых анкет, тестов и других методов. Основой к их разработке могут служить знания по общей психологии, осведомлённость о принципах конструирования методов, информация о законах шкалирования, измерения и статистической обработке данных.

Значительное место среди диагностических средств, применяемых в консультировании, занимают проективные методы диагностики. Масштабность и частота их использования объясняется их возможностями во вскрытии и актуализации содержимого области бессознательного. Они различаются по фокусу воздействия (проблемы и конфликты личности испытуемого, его отношение и специфика структуризации времени, особенности построения жизненного пространства, причины своеобразия социального взаимодействия и прочие), по вызываемым феноменам (образы сновидений, медитаций, ассоциации, возникающие на понятия), по формам проведения (индивидуальные, групповые), по видам стимулирования активности клиента (вербальная, поведенческая, деятельностная, эмоциональная). Основоположником этих диагностических средств явился К. Юнг. Они используются разными психологическими практическими школами (психоанализом, психодинамическими аналитическими течениями - транзактный анализ Э. Берна, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная псиология А. Адлера, телесно-ориентированная психотерапия; психодрамой Я. Морено, НЛП, широко применяется техникой гипноза), причём ареал распространения на территории постсоветского пространства существенно увеличивается с каждым годом. Это тенденция разъясняется удобством их применения, относительной лёгкостью освоения, и продуктивностью решения задач самими техниками.

Огромный массив информации психолог получает, подвергая анализу сказанное и проявленное в поведении клиентом на стадии исповеди. Поэтому в некотором смысле диагностика осуществляется уже здесь. Совершенно естественно, что деятельность психолога-консультанта, как и специалиста в любой другой отрасли, не лишена ошибок. Наибольшее количество профессиональных промахов происходит именно на этапе изучения клиента и его проблемы. Чаще всего они происходят из-за неумелого проведения интервью и трудностей при анализе данных, слабого знания клинико-психологической диагностики и невнимания к вербальной и невербальной информации, исходящей от клиента. Иногда причиной их появления становится смещение фокуса внимания психолога с личности клиента на другие объекты. Кроме этого, ряд психологов выделяет три основных типа ошибок, связанных с диагностикой:

1. Выбор неадекватных тестовых методик. Подобные ошибки имеют отношение к выбору и использованию средств, непригодных для решения поставленных задач, не отвечающих требованиям валидности и надёжности. Причины таких ошибок:

а) субъективная привлекательность и внешняя эффективность методик;

б) стремление сэкономить время и ресурсы за счёт применения экспресс-тестов;

в) недостаток знаний о психометрических свойствах методик;

г) тяготение к решению диагностических задач одними и теми же средствами или к апробации вновь узнанных методик.

2. Принятие неверных диагностических решений. Такие ошибки обычно являются следствием неправильной интерпретации диагностических показателей. Их причинами выступают:

а) недостаток знаний о диагностируемом явлении;

б) переоценка степени точности и объективности применяемой методики.

3. Некорректное сообщение результатов психологической диагностики клиенту. Данный тип ошибок включает в себя три подвида:

1) Передача клиенту заключения по результатам тестирования или другим видам обследования в письменном виде. Ошибка в подобном действии психолога связана с тем, что клиенту не всегда полезно быть полностью осведомлённым об особенностях своей личности, а ещё более - доподлинно знать свои ресурсные возможности и проблемы. Недопонимание им специфики профессионального языка психолога, плохая ориентировка в психологических феноменах могут нанести непоправимый урон личности клиента, породив обилие страхов, комплексов, и спровоцировав недоверие к институту психологической помощи. Кроме того, излишние знания о себе способны "приумножить скорбь" клиента, принудить его обратится за разъяснениями данных к другому психологу, последствия чего могут быть плачевными. Несмотря на видимую выгоду (затруднения при устном изложении результатов диагностики; экономия времени и сил; просьбы клиента), психолог должен избегать таких действий.

2) Изложение результатов тестирования без предварительной работы с клиентом. Чрезмерная торопливость психолога, которая может стимулироваться просьбами клиента, тоже может иметь плохие для последнего последствия. Поэтому, несмотря на уговоры клиента, собственную занятость, психолог-консультант не должен сообщать обратившемуся за помощью никаких диагностических сведений до установления с ним плотного рабочего контакта, до выяснения характера запроса, до снятия излишнего эмоционального напряжения, до момента верификации полученных сведений посредством беседы, наблюдения и применения дополнительных источников информации. Следствия необдуманных действий психолога могут быть следующими:

а) несогласование полученных результатов с состоянием клиента, его индивидуальными особенностями, с запросом и проблемами и подача их клиенту приводит к восприятию категоричных выводов как давление на личность;

б) потеря контакта и доверия психологу, сопротивление ситуации получения психологической помощи;

в) помеха пониманию и принятию клиентом информации, исходящей от консультанта;

г) препятствие клиенту в принятии активного участия в преодолении собственных проблем;

д) неудовлетворении потребности клиента в принятии, уважении, безопасности, что противоречит принципам оказания психологической помощи.

3) Использование некорректного языка описания и принципов понимания личности. Традиционные и профессиональные представления психолога о чертах и особенностях личности способны наложить отпечаток на своеобразие интерпретации сведений о личности клиента, полученных путём изучения. В таком случае объясняя клиенту результаты исследования, консультант применяет неподходящие выражения и речевые обороты: тревожность, упорство, замкнутость, педантичность, упрямство, раздражительность и прочие. Это способствует потере клиентом веры в себя и закреплению иллюзии постоянства особенностей собственной личности, невозможности перемен, решения текущих проблем. Понятно, что длительная протяжённость работы, его профессиональная увлечённость, не уберегает психолога от профессиональной деформации, от сбивания во взаимодействии с клиентом на употребление специфических терминов. Однако в психологической практике всё же существуют некоторые приёмы, к примеру, принципы рефрейминга личностных черт.

Принцип деноминализации - предполагает замену существительных и прилагательных при описании личностных черт глаголами, что позволяет определять не признаки и качества личности, а называть наличные чувства и действия испытуемого.

Принцип контекстуализации - связан с указанием не черт личности, а акцентуацией внимания на ситуациях, в которых они проявляются.

Принцип позитивной реинтерпретации - предусматривает исключение в интерпретации всех видов отрицаний, что позволяет избежать акцентирования внимания испытуемого на каких-то ограничениях его личности или отсутствии каких-то качеств.

Принципы рефрейминга направлены:

- на предоставление возможности клиенту нового взгляда на собственную личность, обнаружение в ней новых достоинств;

- на расширение представлений о возможностях выбора того или другого способа поведения в определённых обстоятельствах;

- на ориентировку клиента в разных ситуациях и выбор ситуаций, наиболее отвечающих его возможностям.

Необходимость тщательности подготовки к процедуре диагностики, сложность подбора диагностических средств и необходимость учёта множества условий и критериев к её проведению, серьёзность последствий неправильной обработки и интерпретации, подачи полученных результатов клиенту в недопустимой форме подчёркивают актуальность специального изучения аспектов диагностической работы с клиентом.

 

Задания для самостоятельного изучения

1. Определение диагностических "мишеней" и средств их исследования, применяемых в традициях классического психоанализа, динамических психоаналитических концепциях.

2. Установление затруднений в проведении диагностической процедуры в консультировании, приёмов по преодолению сложностей её выполнения.

3. Выявление фокусов распределения внимания психолога в ходе диагностики, проводимой, исходя из разных концептуальных подходов.

Тема реферата: Приёмы диагностики, применяемые в консультировании, осуществляемом в рамках креативной арттерапии.

Литература:

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студ. ст. курсов психол. факультетов и отделений университетов). - М.: Изд-во "Института психотерапии", 2000. - С. 41 - 42.

2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 509с.: ил.

3. Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. - СПб.: "Речь", 2002. - С. 135 - 139.

4. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: изд-во Эксмо, 2004. - С. 39 - 139.

5. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. - С. 230 - 237.

6. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 512с.: ил.

7. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии/ Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. - СПб.: Сова, М.: Изд-во Эксмо, 2002.- С. 358 - 397.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.