Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные научные положения по теме




Тема 3.3. Предконсультационная информированность о личности клиента

Цель лекции: формирование у студентов представлений об информации, необходимой психологу для качественного ведения консультационной деятельности

План лекции:

1. Сведения о личности клиента.

2. Информирование об истории возникновения проблемы. Нацеленность клиента на её разрешение, привычные способы реагирования.

3. Анализ жалоб клиента как приём определения перспектив в преодолении психологической работы.

4. Оценка личностного потенциала клиента. Прогноз перспектив совместной работы.

 

Перед тем как приступить к консультативной практике психологу необходимо иметь полную картину о личности клиента, его резервных возможностях, характере проблемы и особенностях жизнедеятельности, поведения, вызванных ею. Приоритетное значение среди всего поля такой информации всё же принадлежит сведениям о личности клиента. Они составляют типовой список, несмотря на разницу в концепциях при выделении и рассмотрении узловых компонентов в структуре личности. Оптимальный способ их получения и дальнейшего использования - отражение в специальной анкете. Обычно в ней фиксируют данные:

1. Ф.И.О. клиента.

2. Дата рождения, возраст на текущий момент.

3. Адрес, отражающий место проживания, контактный телефон (домашний и рабочий).

4. Имя, адрес и телефон лица для связи в экстренных случаях (при возникновении потребности в информации о клиенте), предпочтительная форма представления психолога-консультанта этому человеку.

5. Имя, адрес, телефон лечащего врача, при условии необходимости постоянного патронажа доктором клиента, ввиду серьёзных или хронических заболеваний у последнего (если клиент наблюдается психиатром, то психологу следует установить тесный контакт с ним).

6. Образование и род занятий, удовлетворённость образованием, работой, занимаемой должностью, отношениями с коллегами, наиболее стрессогенные факторы в этой области.

7. Социальное развитие (наиболее важные события в жизни, ранние воспоминания, текущая жизненная ситуация, распорядок дня, работа, общение, хобби, ценности, верования).

8. Семья, семейное положение, секс. Отношения с супругом. Дети, их количество, возраст. Успешность взаимоотношений с ними, удовлетворённость детьми. Проживающие с семьёй другие лица.

9. Отношения с членами родительской семьи. Сведения о родителях, взаимоотношениях с ними в прошлом, настоящем. Родительские санкции, применяемые по отношению к клиенту. Качества, которые, по мнению клиента, он унаследовал от отца, от матери; какие поведенческие стереотипы перенял. Совместная деятельность клиента с родителями, степень близости с ними в прошлом и в настоящий момент. Данные о сёстрах и братьях, их отношения (в минувшее время и нынешний период). Кому из детей отдавалось предпочтение матерью, отцом. С кем клиент чувствовал (чувствует) себя лучше, дискомфортно.

10. Взаимодействия с противоположным полом, причины прерывания отношений. Сексуальный опыт, формы сексуальной активности.

11. Здоровье (заболевания, наличие существенных проблем со здоровьем, проявление заботы о здоровье клиента родителями, собственный интерес к самочувствию, нарушения сна, аппетита). Выяснение перечня принимаемых медикаментов, их дозировка (особого внимания требуют лекарственные препараты, влияющие на изменение сознания). При необходимости назначается медицинское обследование.

12. Использование стимулирующих средств (случайная или систематическая передозировка чая, кофе, табака, алкоголя).

13. Саморазрушающее поведение (подвергаются учёту и факты, демонстрирующие скрытые попытки самоубийства - маскируемая предрасположенность к суицидальным тенденциям). Оно предполагает заключение особого договора.

14. Получение клиентом психологической или психиатрической помощи в связи с данной проблемой или другими проблемами (имела ли место госпитализация в психиатрическую лечебницу, поставленный диагноз). Наличие опыта консультирования или психотерапии (применяемые в их условиях методы и формы работы). Уточнение факта, не получает ли клиент в текущий момент психологическую помощь. При обнаружении такового необходимо оговорить условия параллельной работы с иным специалистом или дождаться разрыва отношений с ним.

15. Жизненные позиции и сценарные решения клиента.

Информацию о личности клиента дополняют сведения о презентируемой им проблеме. К этим сведениям относятся:

а) сущность представляемой проблемы, жалобы, искомое решение в общих чертах (чего хочет и что ищет клиент);

б) длительность существования проблемы;

в) период жизни (и его особенности), на который припадает столкновение с проблемой; характер изменения привычного образа жизни, вызванного ею;

г) отношение клиента к проблеме, степень беспокойства по поводу её, специфика переживания проблемы и проявления её последствий на соматическом и поведенческом уровне;

д) контекст проявления проблемы и влияние на него каких-либо событий, людей; свойства их воздействия - ослабляющее или обостряющее;

е) положительные последствия проблемы, сущность вызываемых трудностей;

ж) попытки клиента решить проблему и их результативность.

В доконсультационной беседе в обязательном порядке производится анализ действий клиента по предъявлению проблемы, что квалифицируется как "жалобы". Обычно они носят спонтанный характер и могут быть структурированы в соответствии с мнением В. В. Столина (1983) на четыре составляющие:

1. Локус жалобы выражает объект (на кого или что жалуется клиент) и предмет (в чём непосредственно заключается) проблемы. Основные объекты жалоб клиента:

- сам клиент;

- его супруг (супруга);

- ребёнок (дети);

- семейная ситуация в целом;

- третьи лица, совместно проживающие с клиентом и имеющие к нему непосредственное отношение по родственным и другим социальным связям, профессиональной деятельности.

Предмет жалобы, как правило, касается вопросов:

* нарушение психосоматического здоровья или поведения (неадекватность, навязчивости, страхи, энурез);

* ролевое поведение, не соответствующее полу, возрасту, социальному статусу, профессиональной функции,- своё или других людей;

* поведение, деятельность с точки зрения соответствия психическим нормам (нормам умственного, социального развития ребёнка);

* индивидуальные психические особенности: сверхактивность, медлительность, слабоволие, недостаточное контролирование, эмоциональная фригидность и прочее;

* специфичность реакции на жизненные обстоятельства (избегание, депрессия, прибегание к алкоголю, другим стимулирующим и воздействующим на сознание средствам, выход в болезнь и другие формы поведения);

* психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

* объективные жизненные обстоятельства (трудности с жильём, работой, финансовая несостоятельность, распределение времени, разлука, утрата близкого человека и другие);

* психологические особенности сексуального поведения ("донжуанство", сексуальная абстиненция, преждевременное или запоздалое начало половой жизни, фригидность или другие причины утраты половой активности и их последствия, гомосексуализм и другие нарушения сексуального поведения, психологические проблемы, вызванные подвержением сексуальному насилию...)

2. Самодиагноз характеризует отношение клиента к проблеме, её предполагаемому носителю, и заключает объяснение им причину имеющегося затруднения, которое основано на его представлениях о себе, о других людях, о жизни и о человеческих отношениях. Наиболее распространенные самодиагнозы:

а) "злая воля" - приписывание клиентом причин нарушений в его жизни неким силам неясного происхождения, роковому стечению обстоятельств и снятие с себя ответственности по решению проблемы, хотя бы на уровне понимания её источников;

б) "психическая аномалия" - отнесение лица, о которым идёт речь, к категории психически нездоровых;

в)"органический дефект" - аттестация того, о ком повествуется как физически или умственно неполноценного с рождения;

г) "генетическая предрасположенность или запрограммированность" - истолкование поведенческих отклонений влиянием "дурной" наследственности;

д) "индивидуальная неповторимость" - разумение поведенческих особенностей как проявление устойчивых, давно сложившихся личностных черт, не предусматривающее учёта мотивов поведения в конкретной ситуации;

е) "собственные неверные действия" - оценка своего поведения с точки зрения выполнения социальных ролей, некоторых отдельных функций, как в прошлом, так и в настоящем;

ж) "недостаточность собственной личности" - интерпретация неадекватности своего поведения посредством указания на неудовлетворительные личностные особенности: неуверенность, пассивность, нерешительность, леность, тревожность и прочие;

з) "влияние третьих лиц" - родителей, супруга, педагогов и других, актуальное и имевшее место в прошлом;

и) "неблагоприятная ситуация" - связывание затруднений с некими обстоятельствами: испугом, болезнью, разводом, перегрузкой, переездом, стрессовой ситуацией и так далее;

к) "направление" - объяснение своего прихода к психологу настойчивой рекомендацией или требованием официальных лиц, представителями учреждений.

3. Проблема - указание на то, что клиент хотел бы, но не в состоянии самостоятельно изменить. Чаще всего (по наблюдениям В. В. Столина, М. К. Тутушкиной) клиенты высказывают следующие желания:

- овладение способностью понимания причин и последствий поведения других или собственного;

- формирование знаний о предпочтительных поведенческих реакциях в определённых жизненных обстоятельствах, об адекватных способах взаимодействия с теми или иными лицами (с детьми, родителями, супругом, с начальником и др.);

- приобретение некоторых личностных качеств: уверенности, решительности, бесстрашия, коммуникативных способностей, терпимости, деловитости и т. д.;

- обучение определённым поведенческим формам, действиям (влиять, внушать, уговаривать, заставлять, терпеть, требовать, управлять конфликтами и упреждать их, следовать в поведении и др.;

- приобрести дополнительную стимуляцию к реализации действий, планов;

- получение помощи в изменении жизненной ситуации;

- осуществления глобальных перемен в жизни (предполагает ожидания ответа на вопрос: "Как жить дальше, ибо всё плохо?").

Психологу необходимо дифференцировать проблему и локус жалобы по объекту. Зачастую клиент высказывает желания, касающиеся перемен в других людях или отношениях с ними, но сам не настроен на то, чтобы вникнуть в суть проблемы и понять причины и формы собственных провокационных действий, приводящих к неудовлетворительным последствиям. Между тем, психологическое содействие может быть действенным лишь в случае готовности клиента к изменениям в собственных взглядах, поведении.

4. Запрос - отражает форму помощи, на которую рассчитывает клиент. Он тесно связан с формулируемой проблемой по своей сути, однако может быть несколько уже её. Запрос может представлять просьбы:

* об эмоциональной и моральной поддержке относительно своей личности, принятых решений, выполненных действий;

* о содействии в анализе каких-то событий, ситуаций;

* о получении дополнительной информации о каком-либо факте, явлении;

* об обучении навыкам;

* о помощи в выработке позиции, поведенческой стратегии в ответ на чьи-либо действия, на какую-либо ситуацию;

* об оказании влияния на кого-то, об изменении чьего-то поведения в пользу обратившегося;

* о воздействии на другого в целях изменения его поведения по отношению к клиенту.

Любая жалоба при изложении вскрывает историю жизненных коллизий (А. А. Бодалёв, В. В. Столин), а, значит, должна подвергаться анализу с учётом критериев: локус жалобы, самодиагноз, проблема, запрос, генезис формирования проблемы, её источники, условия развития.

Доконсультационная информация, собранная о клиенте обязательно обобщается психологом и анализируется с точки зрения оценки возможных достижений в результате совместной консультационной деятельности; аттестации личностного потенциала клиента, его настроенности на работу, готовности прилагать усилия, принимать на себя ответственность; для определения продолжительности, режима взаимодействия и предпочтительных форм психологического воздействия. Такой анализ обоюдно значим для клиента и психолога. Он касается:

1. Личности клиента.

2. Презентируемой им проблемы.

3. Личностных и профессиональных качеств психолога.

4. Специфики их отношений.

Личность клиента подвергается оценке по нескольким признакам. А. Ф. Бондаренко в качестве основных выделяет:

1) физическое и психическое здоровье;

2) возраст (отправным пунктом выступает - 45 лет);

3) осознанность наличия проблемы и мотивированность на её разрешение;

4) готовность в принятии ответственности за совместную деятельность;

5) наличие положительного опыта работы с психологом;

6) характер и серьёзность жалоб на отношения в родительской семье;

7) способность переживать стресс.

Проблема обычно аттестуется с точки зрения наличия/отсутствия в жалобе клиента скрытого смысла. При наличии неявного содержания обнаруживаются сущностные несовпадения жалобы:

* по локусу - клиент указывает в качестве объекта жалобы нескольких лиц;

* по самодиагнозу - предъявляются словесные указания, на одни причины, вызвавшие проблему, при этом невербальные сигналы отражают другие, противоречащие речевым;

* по проблеме - заявленное открыто желание не отвечает тому, на что указывает скрытый подтекст;

* по запросу - демонстрируемое желание не совпадает со скрываемым.

Психологу следует учитывать, что скрытое содержание жалобы выражает не бессознательное вытеснение, а её недоговоренные аспекты. Поэтому для обеспечения качественной психоконсультационной деятельности уже в преддверии основной работы нужно перевести его в явное, умело выстраивая и формулируя вопросы.

Наряду со скрытым смыслом жалоба может содержать подтекст, который действительно может неосознаваться или вытесняться клиентом. Однако обнаружение его психологом уже в ходе предконсультационной беседы не должно провоцировать консультанта к немедленному вскрытию подтекста. Это может нарушить, а то и вовсе разрушить контакт с клиентом. Уже в ходе непосредственной работы осуществляется доопределение запроса, оформление его целостности, квалификация, и установление особенностей запрашиваемой помощи.

Психолог для составления адекватного прогноза продуктивности функционирования психоконсультационного альянса должен проанализировать свои личностные качества на предмет их соответствия возможностям оказания психологической помощи личности, обладающей специфическими особенностями, обнаруженными у клиента, а также характеру и сложности проблемы, требующей решения. Анализ профессиональной готовности производится исходя из параметров:

- обученность по проблеме;

- наличие опыта по решению проблем такого рода;

- возможность получения адекватной поддержки.

Специфика отношений между психологом и клиентом аттестуется с учётом её соответствия основным принципам, которым подчиняется любое социальное взаимодействие, с той лишь разницей, что психоконсультационный альянс выдвигает более жёсткие требования относительно доверия, открытости, соблюдения и уважения личностных границ участников общения друг к другу.

 

Задания для самостоятельного изучения

1. Привести перечень наиболее распространённых жалоб, предъявляемых клиентами.

2. Представить примеры, отражающие жалобу клиента, её скрытое содержание, подтекст. Продемонстрировать варианты деятельности психолога по вскрытию подтекста жалобы.

Тема реферата: Виды саморазрушающего поведения, их источники, особенности, возможные последствия.

Письменное практическое задание: Создание анкеты по сбору предконсультационных сведений о клиенте.

Литература:

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов ст. курсов психол. факультетов и отделений университетов). - М.: Изд-во "Института психотерапии", 2000. - С. 55 - 57.

2. Первичная психологическая консультация/ Под ред. Л.А. Головей, - СПб, 1995.

3. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. -СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. - С. 33 - 39.

 

 

Раздел 4. Структура консультирования и специфика осуществления его этапов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.