Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные научные положения по теме




Тема 3.1. Права и обязанности сторон в психологическом консультировании. Этические стандарты деятельности психолога-консультанта.

 

Цели лекции: - формирование у студентов представлений о правах и обязанностях участников психоконсультационного процесса;

- ознакомление студентов с профессиональным кодексом психолога.

План лекции:

1. Характеристика правовых норм, регулирующих деятельность психолога-консультанта.

2. Профессиональный кодекс психолога как основной документ, определяющий этические нормативы психологической практики.

3. Права и обязанности клиента.

4. Требования к внешним условиям построения консультативного альянса.

К психологической помощи как и к любому другому виду деятельности предъявляются определённые требования. Лица, принимающие участие в этой деятельности, также наделены обязанностями и правами, которые обусловлены их ролью, решаемыми задачами. Обязанности психолога детерминируются общими профессиональными требованиями, предъявляемыми в рамках профессий, основанных на тесном взаимодействии с людьми, и имеют свои специфические черты, связанные с характером выполняемых задач. В число их обязательно включены следующие:

- уважение личности другого лица;

- соблюдение прав и свобод другой личности, ценностное отношение к её достоинствам;

- профессионально необходимая компетенция;

- совестливость, доброжелательность и безусловная установка на благо клиента;

- внимание к личности клиента и её особенностям;

- способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, т. е. умение глубоко проникать во внутренний мир другого человека - клиента, понимать происходящее с позиции консультируемого, принимая его точку зрения как имеющую право на существование;

- открытость, предполагающая сообщение психологом своих чувств, возникающих в ответ на события психоконсультации клиенту;

- высказывание доброжелательности к личности клиента и подтверждение личной заботы о нём невербальными средствами и словом;

- безоценочность и безусловное принятие личности клиента;

- отказ от нравоучений и открытого порицания действий клиента;

- доверие клиенту и вера в его возможности самостоятельного преодоления проблемы;

- готовность и стремление консультанта не столько к избавлению от острых и сильных переживаний, сколько к направлению их в конструктивное русло (Согласно Р.Мэй, "переживание - верный признак небезразличного отношения клиента к себе и своей проблеме.... Эмоциональная энергия переживаний необходима для оценки правильности выбора и реализации решения проблемы. Поэтому задача консультанта - сохранить, усилить эмоциональный энергетический потенциал и направить его в конструктивное русло")

- умение выбрать и сохранить оптимальную позицию и дистанцию в психоконсультационных отношениях;

- способность вселить в клиента уверенность и решительность, готовность и настойчивость в преодолении своей проблемы;

- недопущение манипулирования клиентом и пресечение тенденций к манипуляции другими, исходящих от клиента;

- препятствие вооружению и использованию методов психологического воздействия некомпетентными лицами;

- непосвящение третьих лиц в информацию о клиенте и результаты консультирования без согласования с ним получения на это разрешения от клиента.

Наряду с обязанностями, психолог обладает правами, которые он вправе отстаивать в ходе осуществления психологической практики. В перечень этих прав включены:

1. Право на отказ от оказания психологической помощи по причинам:

- отсутствия временного и энергетического ресурса;

- профессиональной некомпетентности в проблеме, определяемой запросом;

- получения клиентом других видов психологической помощи параллельно с консультированием, без согласования прав на это с консультантом;

- личной неприязни к личности клиента;

- состояния с лицом, претендующим на получение консультативной помощи в дружеских или родственных отношениях;

- невыполнения клиентом условий, определённых договором;

- дополнительного воздействия на психику клиента по его инициативе или инициативе других лиц.

2. Право на получение супервизерской помощи от коллег, обладающих большей профессиональной компетентностью в решении проблемы, детерминируемой запросом.

3. Право на оказание психологической помощи на условиях денежной оплаты или бартера.

Помимо общих требований в ряде стран, где институт психологической помощи получил достаточное развитие, выработаны этические стандарты и нормативы, регламентирующие деятельность практических психологов - консультантов и психотерапевтов. Они включены в документ "Профессиональный кодекс психолога", описывающий принципы, регулирующие процесс оказания психологической помощи:

1) принцип конфиденциальности и разъяснения клиенту позиции психолога об избегании утаивания информации, имеющей отношение к уголовному праву;

2) принцип уважения границ личности клиента;

3) принцип избегания физического контакта с клиентом, выходящего за рамки предусмотренных технических и процедурных манипуляций;

4) принцип избегания социальных контактов, не предусмотренных процедурой совместной работы;

5) принцип отказа от совместной деятельности, не связанной с оказанием психологической помощи;

6) принцип недопущения манипулирования клиентом или собой со стороны последнего;

7) принцип проявления осторожности консультантом в вызывании необоснованных ожиданий со стороны клиента или превышении пределов своей компетенции;

8) принцип возможности отказа от работы с клиентом при обнаружении факта несанкционированного воздействия на его психику по инициативе самого клиента или других лиц;

9) принцип уважения достоинства клиента и предоставления ему возможности в получении психологической помощи при наличии договора об оплате психологических услуг и отсутствии у клиента возможностей к его выполнению;

10) принцип честности и открытости консультанта;

11) принцип соответствия видов услуг, оказываемых консультантом, уровню его компетентности;

12) принцип соблюдения условия по использованию в работе только тех техник, которые прошли апробацию и отвечают современным стандартам;

13) принцип высокой профессиональной ответственности перед клиентом за выдаваемые рекомендации и качество предоставляемой помощи;

14) принцип информирования коллег, членов профессионального сообщества о замечаемых нарушениях прав клиента;

15) принцип постоянной работы над личностным развитием и совершенствованием профессиональных качеств, знаний и умений;

16) принцип информирования клиента о неапробированности выдаваемых рекомендаций и применяемых техник;

17) принцип пресечения деятельности по вооружению некомпетентных лиц и использованию ими методов психологической диагностики и психологического воздействия.

Клиент также как участник психологического процесса, который выступает в роли адресата, получающего психологическую помощь, выполняет некоторые обязательства и имеет свои права. Его обязанности полностью определяются условиями договора, заключаемого между ним и психологом, и регулирующим всю деятельность по оказанию (со стороны консультанта) и получению (клиентом) психологической помощи. Права клиента способствуют поддержанию его самоуважения, чувства собственного достоинства и требуют от него необходимого уровня ответственности для обеспечения продуктивности психологического взаимодействия. Они же обеспечивают юридическую и морально-этическую защищённость клиенту. К ним относятся:

1) право на принятие решения о необходимости психологической помощи;

2) право на выбор психолога;

3) право на информацию об образовании и квалификации психолога;

4) право на ориентировку в концепциях, избираемых как основание к определению сущности и меры психологического воздействия, и сроках оказания психологической помощи;

5) право на обсуждение и принятие решения о приемлемости для него того или иного метода психологического воздействия;

6) право на оценку результатов психологической помощи по ходу её оказания;

7) право на отказ от услуг консультирующего психолога.

Консультативный альянс между психологом-консультантом и клиентом оказывается продуктивным не только при соблюдении этической и правовой основы деятельности в отношении его участников, но и при выполнении определённых требований к организации внешних условий, в которых осуществляется психологическое вспоможение. Эти требования касаются как построения консультативного пространства, так и организации его по времени. В отношении пространства предпочтительно соблюдение следующих условий:

- для проведения консультаций должно быть отведено отдельное, изолированное, тихое помещение, куда не имеют доступа посторонние;

- нахождение консультационного кабинета в здании, где постоянно присутствуют люди, в целях обеспечения возможности психологу прибегнуть к их помощи в случае острой необходимости;

- удобное размещение психолога и клиента (рядом или напротив друг друга) с дистанцией в 70 - 110 см, без разделения высокими преградами (оптимальная высота разделяющего предмета мебели - высота журнального столика);

- освобождённость консультационного помещения от предметов, отвлекающих внимание от процесса консультации;

- возможно наличие в консультационном помещении часов, которые при этом должны располагаться в месте, недоступном прямому взору клиента;

- обстановка помещения должна создавать успокаивающее, комфортное настроение;

- допустимо звучание негромкой приятной музыки и горение ароматических свеч в ходе консультации;

- предпочтительно предварительное заваривание напитков, действующих успокаивающе на нервную систему, которые моно предложить клиенту в критический момент;

- расположение клиента должно предоставлять ему некоторую двигательную свободу в положении сидя.

Относительно времени построения консультации предъявляются такие требования:

- организация и проведение консультаций осуществляется во время, обоюдно удобное для клиента и психолога;

- в отношении клиента временной период консультирования должен соответствовать критериям относительной стабильности и благополучия его физического состояния и настроения;

- временной режим консультации (начало и конец) должен оговариваться заранее;

- режим консультативной встречи предпочтительно соблюдать в целях содействия сохранению и развитию внутренней организованности психолога и клиента.

Таким образом, эффективность процесса психологического консультирования обусловливается комплексом факторов: наличием у клиента реальной проблемы и стремления её разрешить; желанием и возможностями психолога оказать требуемую помощь; вступлением их в определённые рабочие отношения и соблюдением обоими участниками этих отношений прав и обязанностей; соответствием пространственно-временных условий требованиям, предъявляемым к процессу консультативной деятельности.

 

Задания для самостоятельного изучения

1. Изучение личностных качеств психолога, которыми он должен обладать в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями как к профессиональному консультанту.

2. Выявление круга коммуникативных навыков психолога-консультанта, предполагаемых деятельностью по оказанию психологической помощи.

3. Исследование и указание специфики требований, предъявляемых к разным формам организации консультативной практики и видам консультирования, выделяемым по проблемному полю.

Тема реферата: Общая и специальная профессиональная подготовка психолога-консультанта.

 

Литература:

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. - М., 2002.

2. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Изд-во "Речь", 2001. - С. 28 - 48.

3. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/ под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб, 1999.

4. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. - С. 80 - 89.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.