Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные научные положения по теме




Тема 1.2. Виды психологического консультирования

 

Цель лекции: знакомство с видами психологического консультирования, определяемыми в соответствии с его сущностной направленностью и оформлением.

План лекции:

1. Дифференциация психологического консультирования по его направленности (полю деятельности и характеру объектов консультации). Основные требования к выделяемым видам.

2. Различие форм проведения психоконсультационного процесса. Особенности индивидуального и группового консультирования.

3. Виды консультирования по протяжённости.

4. Основные области применения консультирования.

 

Консультирование как вид деятельности охватывает четыре основные области и в соответствии с этим подразделяется на следующие виды:

1. Интимно-личностное

2. Семейное

3. Психолого-педагогическое

4. Деловое

Каждый из видов ориентирован на решение узко специализированных задач и предъявляет к консультационному процессу особые требования.

Интимно-личностное консультирование связано с преодолением трудностей в жизни отдельно взятой личности, которые вызывают у неё сильные переживания, тщательно скрываемые от других людей; неудач в области личных взаимоотношений с другими людьми; с искоренением и профилактикой соматических и психогенных заболеваний, не требующих врачебной помощи. Оно предполагает:

- протяжённую консультативную работу;

- необходимость качественной преднастройки на консультативный процесс у психолога и клиента;

- длительное и сложное по содержанию и тяжёлое по смыслу первичное собеседование;

- обязательное отсутствие посторонних;

- доверительности отношений между консультантом и клиентом;

- систематических встреч.

Семейное консультирование направлено на упреждение отклонений в семейных отношениях и их оздоровление. В качестве его объекта может быть представитель семейной группы или вся семья. Оно требует:

- особой психологической готовности консультанта к работе с семьёй, ибо чаще всего она выступает как ригидная и закрытая система, откликающаяся мощным сопротивлением на любое вмешательство в её структуру извне;

- хорошей ориентировки психолога в сфере семейных проблем;

- владение специалистом способами разрешения семейных проблем;

- наличия у психолога собственного опыта семейной жизни;

- успешности семейной жизни психолога-консультанта.

Психолого-педагогическое консультирование предусматривает преодоление сложностей, возникших у участников учебно-воспитательного процесса; коррекцию и совершенствование образовательного процесса. Его объектами могут являться дети, родители, педагогические работники. Оно выдвигает определённые условия: психолог должен иметь педагогическое образование и опыт обучения и воспитания других.

Деловое консультирование нацелено на оптимизацию производственной деятельности и сферы оказания услуг. Оно затрагивает вопросы управления, оптимизации распределения ресурсов (и прежде всего человеческого), совершенствования функционирования организации, формирования благоприятной атмосферы в трудовом коллективе и другие. Его объектом может быть отдельно взятая личность, вовлечённая в орбиту трудовых отношений, и трудовой коллектив. Такое консультирование требует от психолога владение вопросами менеджмента; глубокое понимание психологии личности, выступающей в качестве члена профессиональной группы, и знание социально-психологических закономерностей и механизмов функционирования группы; осведомлённости в области психологии деятельности.

По характеру объекта различают две формы проведения психологической консультации: групповую и индивидуальную. Их применение определяется сутью решаемой проблемы и обусловливает различия в организации консультативной работы. Индивидуальное консультирование по особенностям оказания психологической помощи максимально приближено к психотерапевтическому воздействию, ибо ориентировано на утешение клиента и создание условий к изживанию им переживаний, вызванных негативным опытом. Обычно к нему прибегают, когда групповая форма работы оказывается невозможной, ввиду специфики проблемы, статусного положения клиента, своеобразия качеств его личности. Групповая консультация используется в целях обучения, развития и при потребности обратившегося в получении социальной поддержки. Её преимущество в решении этих вопросов определяется возможностью разноплановой обратной связи, групповой динамикой, фактом совместного проживания эмоционально-насыщенных событий в группе.

 

В соответствии со сложностью проблемного поля, заявленного в запросе клиента и длительностью работы по его удовлетворению дифференцируют три вида консультативной помощи: срочная (разовая), временная (эпизодическая), текущая. К разовой консультации прибегают, когда проблема требует безотлагательного решения. Такая консультация посвящена только одному вопросу и включает в себя все этапы консультативного процесса. Временное консультирование может быть подчинено одной проблеме или нескольким, искоренение которых не требует существенного психологического воздействия и систематических встреч. Подготовленность клиента позволяет ограничиться эпизодическими консультациями. Востребованность текущего психоконсультирования обусловлена тяжестью заявленной проблемы и технологической сложностью её разрешения. Оно предусматривает определённую частоту психоконсультаций. Особенность сочетаемости форм консультативной практики с её видами по протяжённости и частоте встреч проявляется в том, что временная и текущая психологическая помощь может быть применима в групповой и индивидуальной работе.

Характер консультирования как психологической практики полностью зависит от области его применения. Наиболее часто оно используется в следующих сферах:

а) психическое и духовное развитие ребёнка - проблемное поле неразрывно связано с процессом социализации;

б) экзистенциальные и личностные проблемы подростка - основная помощь направлена на преодоление кризиса, имеющего отношение к психологическому отделению от родителей и идентификации с другими значимыми лицами;

в) школьное консультирование, охватывающее вопросы отношений учителей - учащихся, учителей - родителей, учащихся - учащихся;

г) добрачное, семейное консультирование и оказание психологической помощи членам семьи в постразводный период;

д) консультирование по проблемам психологического и личностного здоровья;

е) психологическая помощь в рамках кросскультурной проблематики;

ж) психологическая поддержка в кризисных ситуациях;

з) консультирование по вопросам геронтологии;

и) психологическая помощь умирающему и терапия горя (слаборазвитый институт на территории постсоветского пространства);

к) психоконсультирование в условиях закрытых учебных заведений и относительно изолированного проживания (казармы, больницы, тюрьмы, студенческие городки и прочие места жизнедеятельности);

л) профессиональное консультирование, касающееся выбора и приобретения профессии;

м) управленческое консультирование.

Каждый из выделенных видов консультирования предназначен для решения специфических проблем и отличается по возможностям и предпочтениям в использовании формы проведения консультативной работы, по применению диагностики и коррекционно-развивающих техник, по протяжённости консультационного взаимодействия.

Задания для самостоятельного изучения

1. Установление перечня проблем, решаемых в рамках группового консультирования и индивидуального. Основные сферы применения консультативной практики, решение проблем которых рекомендуется в группе.

2. Возможные основания для формирования консультационной группы. Правила и принципы работы в группе.

3. Типология проблем, требующих текущей, пролонгированной во времени психологической помощи.

Темы рефератов: 1. Дифференциальные отличия западной и отечественной традиций в психологическом консультировании.

2. Психоконсультативная практика в изолированных условиях жизнедеятельности клиента.

 

Литература:

1. Алёшина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Класс, 2001.

2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). - М.: Изд-во "Института психотерапии", 2000. - С. 23 - 32.

3. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Изд-во "Речь", 2001. С. 252 - 269.

4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: учеб. для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - С. 22 -25, 40 - 51.

5. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: Изд. центр "Академия", 2000. - 240с.

 

Раздел 2. Становление, развитие и современное состояние института психологического консультирования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.