КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные теоретические положения по теме
Тема 1.1. Предмет, объект, цели и задачи психологического консультирования. Место в системе психологической помощи Цель лекции: Формирование у студентов представлений о психологическом консультировании как виде психологической помощи. План лекции: 1. Понятие, объект и предмет психологического консультирования. 2. Факторы, предопределяющие востребованность в психологической помощи. 3. Дифференциация психологического консультирования и психотерапии. 4. Цели и задачи психологического консультирования.
Понятие "психологическое консультирование" отражает некоторую реальность, психологическую практику, полем деятельности которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Оно - наиболее востребованный вид психологической помощи - области и способа деятельности, предназначенной для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых духовной жизнью человека. Любая психологическая помощь ориентирована на психо-эмоциональное звено: на решение проблем, в которых отражаются сложности и особенности психической жизни человека. Содержание психологической помощи - обеспечение эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личного или социального бытия. Согласно функциональному подходу, психологическое консультирование есть форма оказания помощи в отношении содержания процесса или структуры задачи (серии задач), при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает в её разрешении. При рассмотрении консультирования как деятельности его характеризуют как процесс оказания услуг по выявлению проблемы, её анализу, выдаче рекомендаций по разрешению проблемы и содействию при необходимости в выполнении необходимых действий. Психологическое консультирование требует практического опыта и навыков: - по выявлению проблемы; - по нахождению необходимой информации; - по разработке предложений для совершенствования деятельности, общения или поведения; - общения с людьми; - планирования и изменения; - преодоления сопротивления изменениям; - помощи клиентам в накоплении опыта. Одним из центральных понятий психоконсультирования выступает "запрос" - просьба, с которой обращается клиент. Обычно он выражает следующие потребности клиентов: - обретение новых знаний, навыков, умений; - беспристрастного взгляда на свои проблемы со стороны; - обоснования перед кем-либо своих решений; - преодоления каких-то трудностей; - обучение чему-либо. Объектом психологического консультирования является человек (или сообщество) со всеми его проблемами. В качестве предмета выступают: - межличностные отношения; - эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) переживания и конфликты; - проблемы социализации (выбор профессии; создание семьи; различные формы общественной деятельности); - проблемы персонализации. Психологическое консульирование как и любой другой вид помощи, опосредован рядом факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень жизни, свойственный обществу, но не умалима и важность сформированности у членов общества привычки самостоятеного проявления заботы о себе. Таким образом востребованность психологической помощи предопределяется множеством детерминант: 1. Степенью демократичности общества и раскрепощённостью его граждан, ощущением ими личной свободы и независимости. Демократичному обществу резко противопоставляются государства с двумя типами управления: жёстким тоталитарным режимом и фиксированной формой управления. В тоталитарном государстве потребность в психологической помощи сводится на нет, поскольку подобная форма управления не предусматривает наличие права у граждан в решении вопроса о необходимости каким-то образом проявлять интерес к своему состоянию, здоровью, благополучию. Прерогатива в постановке проблем подобного типа, а также выбора средств для их преодоления принадлежит полностью государству. Забота о гражданах осуществляется посредством идеологического и политического патронажа населения. Само управление в государстве построено по принципу "пирамиды", что позволяет держать в жестком подчинении каждый иерархический уровень, принуждая его к подотчетности уровню, занимающему более высокое положение. Это делает возможным полный охват населения, начиная с момента достижения каждым гражданином сознательного возраста, в целях контроля за настроениями и мировоззрением масс. Помощь, оказываемая в таком государстве, имеет характер наставничества. Осуществляемый контроль предполагает применение разного рода санкций по отношению к гражданину, проявляющему "опасные настроения" в целях своевременной коррекции его поведения. В обществе с фиксированной формой управления население чрезвычайно зажато и не имеет возможности признаться в наличных сложностях личного характера. Гражданин, осмелившийся сделать подобное заявление тутже попадает под жёсткий контроль. 2. Уровнем экономического развития или состоянием социально- экономической сферы. Общество, в котором большинство граждан не имеет возможности удовлетворить свои первичные нужды, лишает людей возможности осознать свои психологические потребности и испытываемый психологический дискомфорт с тем, чтобы попытаться избавиться от гнетущего состояния. Неудовлетворенность потребностей более низшего порядка ("Пирамида" А. Маслоу) не создаёт предпосылок для вызревания потребностей более высоких иерархических уровней. 3. Уровнем психологической культуры населения. Сформированность психологической культуры населения указывает на осведомлённость членов общества о том, что многие неурядицы и проблемы в жизни имеют психологическую обусловленность, предполагает наличие у них знаний о видовом многообразии психологических проблем, свойственных представителю человеческого сообщества, о тех формах, которые эти трудности могут принимать, а также предусматривает информированность членов общества об успехах использования психологической практики для повышения благополучия индивида в жизни, для улучшения его самочувствия. Высокий уровень психологической культуры населения опосредует особый характер построения межличностных отношений между людьми, основанных на принципах: - уважение человеческой личности; - уважение прав, свобод, достоинства личности и проявление бережливости и трепетности к соблюдению личностных границ; - совестливость, доброжелательность; - установка не только на личное благо, но и благополучие других людей. Наиболее востребованными светскими видами психологической помощи не медицинского характера являются психотерапия и психоконсультирование. Несмотря на общность их направленности, они сильно разнятся по ряду существенных признаков: а) по продолжительности и частоте психокоррекционных встреч; б) по распределению активности между психологом и клиентом; в) по степени самостоятельности клиента в осуществлении психокоррекции; г) по месту, объёму и особенностям использования психодиагностики в психокоррекционном процессе; д) по разделению ответственности между психологом и клиентом; е) по требованию к психологу по владению психотерапевтическими методами и приёмами. Консультирование как вид психологической практики преследует цели: 1. оказание оперативной психологической помощи; 2. оказание помощи в решении житейских вопросов, с которыми клиент вполне мог бы справиться самостоятельно, но у него для этого не хватает ресурсов; 3. психологическая поддержка клиента на этапе принятия решения или его реализации; 4. оказание временной помощи клиенту, нуждающемуся в психотерапии, но не имеющему возможности её получения по разным причинам; 5. стимулирование клиента к самопомощи; 6. оказание клиенту хотя бы минимальной помощи в случае ограниченных возможностей консультанта. Для обеспечения реализации указанных целей консультирование решает задачи: - уточнение и прояснение проблемы клиента; - проблемное информирование клиента; - изучение личности клиента с целью определения его ресурсов; - выдача рекомендаций клиенту о путях решения его проблемы; - оказание текущей дополнительной помощи; - предупреждение клиента о возможности возникновения схожих проблем и вооружение его технологиями их преодоления; - оснащение клиента знаниями и умениями, которыми он впоследствии сможет пользоваться самостоятельно. В психологическом консультировании также выделяют задачи, позволяющие очертить предметные перспективы, относительно компонентов консультационного процесса. К этим компонентам относятся: 1. Личность клиента и его переживания (или группа и её социально-психологическое своеобразие). 2. Личность психолога-консультанта в единстве его персональных и функциональных переживаний. 3. Взаимоотношения между клиентом и психологом. Реализация поставленных задач зависит от готовности участников психологической консультации к их решению и определяется характером их взаимодействия.
Задания для самостоятельного изучения
1. Понятие "психологическая культура" и его характеристика. 2. Установление согласования личных и общественных ценностей в государствах с разной системой управления. 3. Выявление проблем, появляющихся у членов общества в период перихода от идеологии, существовавшей ранее, к новой. Тема реферата: Согласованность идеологии Республики Беларусь с ценностными ориентациями рядовых граждан. Перечень идей, нуждающихся в развитии.
Литература:
1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). - М.: Изд-во "Института психотерапии", 2000. - С. 16 - 26. 2. Гулина М.А. Теапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Изд-во "Речь",2001. - С. 10 - 48. 3. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -С. 14 - 29. 4. Словарь психолога-практика/Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 976. 5. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии/ Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. - СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2002. - С. 17 - 44.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |