КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2.2. Основные направления зарубежной консультативной психологии
Цель лекции: формирование представлений студентов о влиянии традиций западной психологической теории и практики на развитие психологического консультирования
План лекции: 1. Роль классического психоанализа на развитие психоконсультирования. 2. Динамический психоанализ как основа для оформления некоторых подходов, применяемых современным консультированием. 3. Консультирвание, воспитанное на традициях поведенческого направления. 4. Консультирование, основанное на позициях гештальта. 5. Гуманистический подход в консультативной деятельности. Вклад З. Фрейда в практичекую психологию, пожалуй бесценен. Хотя в отношении консультирования психоанализ З. Фрейда рассматривается как ограниченный по возможностям (из-за чрезмерной акцентуации на сексуальности и проблемах детства, по причине большой продолжительности работы, некоторой отвлечённости от проблемы клиента), значимость его теории и практики никак не снижается. Представления З. Фрейда о человеке, который, подчиняясь инстинтам жизни, продвигается к росту, развитию и творчеству; его строгая структура личности, учитывающая биологическую и социальную природу, и отражающая их взаимодействие на уровне личностной направленности и поведения; определение векторов реализации инстинктов ("либидо", "мортидо"); и выделенные стадии развития, - сыграли огромную роль для понимания основ и выбора стратегий оказания психологической помощи. Взгляды З. Фрейда на многие феномены (депрессию, неврозы, психопатию и др.) психической жизни человека открыли доступ к их последующему исследованию специалистами множества направлений. Идеи З. Фрейда о механизмах психологической защиты, используемые личностью для сохранения способности функционировать, и, открытое им явление "переноса" составили основу для деятельности множества практикующих психологов. Консультирование в традициях психоанализа предполагает решение задач: 1. Осознание неосознаваемых феноменов (мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения), влекущих искажение поведения и лишение его продуктивности, равно как и опосредующих отклонения в функционировании личности. 2. Усиление ego для достижения реалистичности поведения. Психоконсультационный процесс в психоанализе предусматривает фиксированность позиции психолога, которому предписывается придерживаться: - невмешательства; - отстранённости; - нейтралитета; - личной закрытости. От психолога требуется наблюдательность, способность выдерживать "перенос" и работать с "котрпереносом", давать адекватные интерпретации. Клиенту необхдимо принимать психоаналитическую концепцию, которая требует полной открытости, настройки на длительную работу, воздержания от резких перемен в жизни. В качестве технических средств психоанализом используются 5 основных: а) метод свободных ассоциаций; б) толкование сновидений; в) интерпретация; г) анализ сопротивления; д) анализ перноса. Психоанализ в большей мере зарекомендовал себя как метод, пригодный для индивидуальной работы, но это не сковывает возможностей применения его постулатов для группового консультирования, благодаря развитию идей З. Фрейда его последователями. А.Адлер выдвинул в качестве основных понятий, основанной им индивидуальной психологии, - "комплекс неполноценности", "борьба за превосходство", "схема апперцепции", "творчесая сила личности", "чувство общности", "механизм неврозов". Комплекс неполноценности, по Адлеру, является той силой, которая заставляет индивида двигаться вперёд, используя для этого в качестве средства борьбу за превосходство, которая сочетаясь с социальными интересами содействует развитию личности, а в противном случае ведет к развитию невроза и деформации личности индивида. Под жизненными задачами А. Адлер подразумевает: работу, дружбу и любовь. Механизмом приспособления человека к среде и тактикой его взаимодействия с ней выступает "жизненный стиль", который является скорее бессознательным образованием, нежели характеристикой поведенческой организации. Для понимания сути жизненного стиля Адлер предлагает подвергнуть анализу семейную констелляцию ("созвездие семьи" и место в нем клиента), а также ранние воспоминания клиента, восходящие к периоду детства. Результатом подобных изысканий являются выявленные мифы, лежащие в основе поведения клиента. Таким образом основными целями в консультировании, организаванном в рамках адлерианских взглядов, считаются: - снижение чувства неполноценности; - развитие социального интереса" - коррекция целей и мотивов для изменения жизненного стиля. Психологу рекомендуется работа с когнитивными компонентами по поиску ошибки в схеме апперцепции (субъективной картине мира). При этом учитывается, что ошибки могут быть представлены 4-мя основными типами: а)недоверие; б) себялюбие; в) нереалистичные амбиции; г) недостаток увереннности. Отправными пунктами для получения исчерпывающего представления о личности киента являются методы: исследование "семейного созвездия", анализ ранних воспоминаний, интерпретация, достижение соглашения с клиентом. Работа с клиентом облегчается тем, что взаимодействие с ним строится на условиях партнёрства, при котором он рассматривается как растерявшийся и обескураженный человек. Задача психолога состоит в активизации ресурсов нуждающегося в психологической помощи, которая заключается в: установлении ошибок в мышлении клиента, в анализе и проработке его личностной позиции, в поощрении развития самопонимания, оказании поддержки в переориентации. Другой представитель динамического направления психоанализа, К. Юнг, разделил всех людей на интровертов и эктравертов, указав, что чистых типов не существует, равно как и потребности сохранять постоянство в выражении ориентировки на окружающий мир или быть аутонаправленным. Признаком адаптивности, По К. Юнгу, является способность использовать ту или иную ориентировку по необходимости. Выделенные им понятия ("коллективное бессознательное", "архетип", "персона", "тень", "анима", "анимус", "самость") используются для описания структуры личности, в которой уживаются и зоны сознательного и бесознательного, представленного индивидуальным и коллективным бессознательным. Главная задача психолога сводится к оказанию помощи в установлении гармонии ego и самости, формированию контакта между сознанием и сферой бессознательного (коллективного и индивидуального). Процесс консультирования по сути есть ни что иное как повышение образованности клиента, основу чего составляет постижение его внутреннего мира. Для этого необходимо соблюдение условий: учёт в работе явлений "переноса" и "контрпереноса", полное принятие внутреннего мира клиента. Различие работы, основанной на идеях К. Юнга, ис психоанализом заключается в уделении большего внимания толкованию сновидений, где фундаментом к интерпретации является культурологическая направленность, в противовес сексуальной. Поведенческое направление значительно обогатило психологическу практику как теорией, так и техническими средствами решения психологических проблем. В его школе выделились 4 ярких направления: 1. Классическое обусловливание (Дж. Уотсон, Р. Райнер). 2. Оперантное обусловливание (Б. Скиннер). 3. Когнитивно-поведенческое направление (Г. Айзенк, А. Бек). 4. Теория социального научения (А. Бандура). В рамках этого направления любое поведение рассматривается как результат научения, где человек есть продукт и производитель среды. Личность как таковая здесь не учитывается. Акцентуация делается лишь на чертах личности, выделенных Г. Айзенком. Причём типология личности определяется, исходя из анализа проявленности черт второго порядка (нейротизм, экстраверсия и интроверсия), первообразной которых выступает мозговая активность физиологических структур и обусловленные ею индивидуальные реакции. Цель, которую преследут консультирование - это обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового обусловливания. Благодаря этому возможно решение задач: - формирование новых социальных умений; - овладение психологическими целями саморегуляции; - преодоление вредных привычек; - снятие стресса и преодоление психологических травм. При этом психолог выполняет роль наставника, учителя, врача. А от клиента требуется желание сотрудничать со специалистом, активное участие в экспериментах, способность импровизировать, осваивая новые формы поведения, готовность применять только что усвоенные поведенческие модели. Несмотря на кажущуюся простоту подхода, его продуктивность очень высока. Особенно действенным поведенческий подход является в работе по преодолению вредных привычек, в избавлении от страхов и фобий, в развитии саконтроля. Гештальттерапия связана с именами М. Вертгеймера, К. Левина, Ф. Пёрлза, которые создали качественно новый подход, ситезировав идеи психоанализа, психодрамы и феноменологического подхода философии. Проблема клиента и его актуальное состояние описывается этими специалистами посредством "незакнченного дела", "избегания", "уровней невротичности", "блокировки энергии". Основная идея оказания психологической помощи заключается в возвращении клиенту способности жить "здесь и сейчас" и обеспечении ему возможностей к полной реализации им своего потенциала. В связи с этим представляется необходимость решения ряда задач: а) обеспечение полноценной работы актуального самосознания; б) смещение локуса контроля вовнутрь и поощрение независимости и самодостаточности; в) обнаружение психологических блоков, препятствующих личностному росту и их изживание. Психолог при этом занимает позицию союзника и катализатора, сохраняя ведение политики невмешательства в личные чувства клиента, но облегчения выражения чувств. Предполагается, что клиент проявляет активность, самостоятельность в работе с собственными переживаниями. Его задача описывается необходимостью переключения с рационализации на переживания, готовностью к принятию актуальных переживаний. Для реализации обозначенных целей гештальтпсихология рекомендует использовать техники-игры: "экспериментальный диалог", "идти по кругу", технику "наоборот", "экспериментальное преувеличение", "я несу за это ответственность", "психодраму" и прочие. Личностно-центрированная терапия, основанная К. Роджерсом предлагает психологу при оказании психологичской помощи опираться на принципы: "эмпатии" и "заботы". При ведении процесса консультирования поведение консультанта должно отвечать "конгруэнтности", а сама обстановка психоконсультации должна создавать такой "психологический климат", который бы содействовал преодолению проблем, минимизируя энергозатраты клиента. Задачи консультирования определяются двумя основными понятиями "самость" и "Я-концепция", в отношении которых планируется: развитие самости и преодоление рассогласования между Я-идеальным и Я-реальным. Роль консультанта заключается в создании благоприятных условий (психологического климата) и отношений с клиентом, которые бы способствовали реализации поставленных целей. Для этого необходимо проявление уважение к личности клиента, полное принятие и понимание её. Консультативный процесс в клиент-центрированном подходе реализуется в 7 этапов: 1. Заблокированность внутренней коммуникации клиента. 2. Стадия самовыражения клиента (открытие проблем, чувств, взглядов, мыслей). 3-4. Развитие самораскрытия и принятия клиентом себя во всей своей сложности, несовершенности. 5. Процесс отнесения к феноменологическому миру, как к своему, т.е. преодоление отчужденности. 6. Развитие конгруэнтности, самопринятия, ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. 7. Личностные изменения, открытость клиента миру, достижение баланса между Я-реальным и Я-идеальным. Несомненно, что предложенные К. Роджерсом позиции и техники, выглядят очень привлекательными, однако у этот подход оказания психологической помощи имеет некоторые ограничения. Основными из них являются: недоказанность продолжительности терапевтического эффекта, появление эйфории и необоснованного мнения, что главная цель - обеспечение личностного роста клиента достигнута, хотя это не отвечает действительности, отсутствие данных о проблемах, возникающих у клиента при переходе от терапии к реальной жизни. Любой психологический подход или теория, опыт, накопленный в рамках их практики, поспособствовали обогащению всех форм деятельности по оказанию психологической помощи. Причём, практически невозможно выделение какого-либо из них как наиболее действенном во всех смыслах одновременно. Впрочем, это и невозможно, так как каждая из психологических традиций фокусировало своё внимание на проблемах, представляющих для неё особый интерес.
Задания для самостоятельного изучения 1. Определение предмета деятельности психолога, работающего в психодинамической парадигме. 2. Предложить характеристику основных механизмов защиты, описанных З. Фрейдом. 3. Привести примеры архитипов, наиболее часто встречающиеся в сказках. 4. Установление общности и различия новейших техник гипноза в сравнении с традиционными. 5. Указание предпочтений и ограничений суггестивных методов психотерапии. 6. Выделение соотношения гештальттерапии и и гештальтпсихологии. Тема реферата: Новейшие направления поведенческой психотерапии и характеристика их специфики. Оценка действенности.
Литература: 1.Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). - М.: Изд-во "Института психотерапии", 2000. - С. 63-167. 2. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Изд-во "Речь", 2001. С. 48-242. 3. Кондрашенко В. Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: - 3-е изд., испр. и доп. - Мн.: Выш. школа, 1998. - С. 130-261, 312-330. 4. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии / Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. - СПб.: Сова, М.: Изд-во Эксмо, 2002. - С. 44-104.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |