Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.1. Этапы и предпосылки развития психологического консультирования в отечестве и зарубежом




 

Цель лекции: формирование у студентов представлений об особенностях формирования и развития интитута психологической помощи в мире, о нынешнем состоянии психологического консультирования, востребованных направлениях консультирования и формах

 

План лекции:

1. Этапы и предпосылки оформления института психологической помощи.

2. Особенности становления разных форм и видов консультирвания.

3. Современное состояние консультирования в нашей стране: востребованность форм и видов работы.

Становление института психологического консультирования было длительным. Специалисты в области истории психологии выделяют следующие предпосылки к его появлению и развитию:

1. Обращение с призывом к оказанию помощи уже в Священном писании и Новом Завете.

2. Зарождение и развитие экспериментальной психологии.

3. Формирование нового гуманного научного подхода в организации помощи людям, страдающим психическими заболеваниями. Его начало ознаменовано действиями Ф. Пиннеля, снявшим цепи с пациентов психиатрической лечебницы. Далее он получил развитие благодаря Ж. Шарко, П. Жане, описавшим истерию, Дж. Брейеру, обосновавшему использование катарсически-гипнотического метода излечения истериков, открытию "бледной спирохеты", позволившее обосновать, материальную обусловленность поражения психических функций, З. Фрейду, создателю психоанализа - источника всей психотерапии.

4. Развитие психологического тестирования (Ф. Гальтон и А. Бине) и движения за умственную гигиену (Л. Термен, Э. Торндайк и К. Бирс организовали в США в начале ХХ столетия общество умственной гигиены).

5. Возникновение в Бостоне в 10-е годы ХХ столетия по инициативе Фр. Парсона консультирования, связанного с выбором профессии, и предназначавшегося для помощи человеку в поиске подходящей работы.

6. Появление в 40-е годы в США "недирективной психотерапии" К.Роджерса, ввёвшего в психотерапию понятие из экзистенциализма (заменив "пациент" на "клиент"), и закрепившего в общественном сознании представление о психологической помощи, тождественное нынешнему пониманию.

7. Возникновение в предвоенные годы в традициях американского протестанцизма института религиозного попечительства и социальных работников (в них работали выпускники факультетов социологии, теологии, философии, оказывая помощь людям, попавшим в трудные житейские ситуации).

8. Улучшение социально-экономических условий, трансформация общественного сознания, которая сводилась к новому пониманию принципа существования - личной ответственности и личного выбора,- привело к появлению накануне 50-х годов непосредственно консультирования.

9. Легализация прав человека подписанием Декларации прав человека в 1948 году открыла путь к появлению, наряду с религиозными и медицинскими видами, светской психологической помощи. Скорейшее развитие она получила в США. При этом одномоментно в данный период проходили становление два института - социальной и психологической помощи (В ВУЗах открывались факультеты семейной психотерапии, философии и теологии, социологии и психологии с отделениями психологического консультирования и социальной работы.). При этом цель социальной помощи заключалась в содействии, а психологической - консультировании.Взаимосвязанность развития этих двух институтов и многообразие других источников, в рамках традиций которых формировалась психологическая помощь, привели к оформлению в ней основных тенденций:

- нацеленность на социально-психологические и личностные формы проживания индивида в социуме;

- заимствованность форм и методов работы из смежных областей:

* из социологии - массовые опросы и глубинные интервью;

* из психиатрии - арсенал психиатрических техник и элементы гипноза;

* из религии - пасторское наставление.

Индивидуальная форма оказания психологической помощи получила распространение несколько раньше, чем групповая или семейная. На её становление значительное влияние оказали традиции по наставлению индивида на истинный путь и предоставлениеему ответов на тревожащие вопросы, выросшие в церкви, а также опыт по осуществлению консультирования, проводимого в целях обеспечения правильности профессионального выбора, которое как вид самостоятельной помощи стал пользоваться популярностью среди населения уже в 10-е годы ХХ столетия. Частота применения индивидуальной формы психологической работы и её большая востребованность и действенность, приемлемость использования для решения множества проблем интимного характера, опосредовали уровень её современного состояния.

Групповая форма оказания психологической помощи стала развиваться чуть позже. Родоначальником групповой психотерапии по праву считают Якоба Морено, который и ввёл в практическое применение термин "групповая психотерапия" (Moreno, 1932). Его появлению предшествовало основание им в 1931 году первого профессионального журнала "Impromptu", который впоследствии был переименован в "Group Psychotherapy".

Первым же лицом, начавшим использовать групповой подход в лечении больных, был бостонский врач Джозеф Пратт. Образованная им группа была первоначально создана исключительно из экономических соображений (в целях экономии). Она включала больных туберкулёзом, не способных позволить себе лечение в стационаре. В процессе решения задач, поставленных Праттом, им было обнаружено, что члены группы оказывают друг на друга психотерапевтическое воздействие, которое существенно влияет на течение основного заболевания. Вера, появившаяся у Дж. Пратта, поспособствовала тому, что им была разработана методика групповой терапии для лиц, не имеющих соматических заболеваний.

Значительное влияние на развитие групповой формы оказания психологической помощи имели работы З. Фрейда, касающиеся психологии масс, взаимоотношения масс и лидера и другие идеи. Последователи З. Фрейда одни из первых осуществили попытку внедрения психологической теории в практику группового консультирвания и терапии. Среди фрейдовских учеников наиболее отличились в этой области: Альфред Адлер, Эрик Берн, Луис Уэндер, Пауль Шильдер.

Большого уважения и внимания заслуживает терапевтическая деятельность Карла Роджерса, заложившего основы гуманистического отношения к клиенту и процессу оказания психологической помощи. Его антиавторитарная недирективная терапия группы смогла состояться благодаря введенным им понятиям: "энкаунтергруппы", "процесса встреч".

Работа в психокоррекционных группах значительно улучшилась в результате обогащения её идеями Курта Левина. "Теория поля" позволила ему уже тогда заключить: "легче изменить индивидумов, собранных в группу, чем каждого из них по отдельности" (Lewin, 1951).

Книга Станислава Кратохвила "Групповая психотерапия неврозов", изданная в Праге в 1978 году, существенно облегчила работу специалистов, отдающих предпочтение групповым формам работы, и расширила применение этой формы психологического взаимодействия с клиентом. Позже и по настоящее время в отечественной психотерапии и консультировании производится адаптация теоретических наработок и практического опыта зарубежных авторов. Отечественную школу специалистов в области групповой психотерапии и консультирования представляют: А.Л. Гроссман, А.И. Захаров, Н.В. Иванов, С.С. Либих, Б.Д. Карвасарский, В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской и другие.

Точную дату возникновения терапии не представляется возможным. Однако уже в 1920-е годы начали проводить систематические исследования психиатры, клинические и социальные психологи. Их исследования были посвящены процессу воспитания, структуре семьи, взаимоотношениям между её членами, семейным конфликтам и путям их разрешения. Работа специалистов по семье носила консультативный, воспитательный и образовательный характер и не имела под собой достаточных теоретических оснований. Хотя З. Фрейд и не считается семейным психотерапевтом (сам он себя таковым не рассматривал), однако описанный им случай с Гансом оказал сильный толчок в развитии института семейной терапии и консультирования. А. Адлер также не принимается в рассчёт как семейный психотерапевт, но его акцент на "семейном созвездии" был подхвачен и широко используется до сих пор семейной психологической практикой. Пионерами же в области оказания психологической помощи семье и браку считаются Стоун, основавший первый консультационный центр по вопросам брака в Нью-Йорке в 1929 году, и Поупноу, организовавший Институт семейных отношений в 1930 году. Большая заслуга для развития этой сферы принадлежит Эмили Мадд, стараниями которой в 1932 году начал работу филадельфийский Совет по вопросам брака. Усилиями этих людей семейное консультирование приобрело статус особого рода деятельности. Американская Ассоциация консультантов по вопросам брака и Национальный Совет по семейным отношениям поспособствовали тому, чтобы семейное консультирование стало самостоятельной областью в консультативной деятельности. В настоящее время семейное консультирование в разрослось в обширную область, представленную множеством имён и направлений, подходов.

Современный облик института психологической помощи в Республике Беларусь нельзя назвать удовлетворительным, несмотря на обращение внимания государства на вопросы благополучия граждан и на видимый прогресс в распространении стратегий и тактик, прошедших серьёзную апробацию в зарубежных странах. Неудовлетворительность его состояния отчасти объясняется ограничением государственой политики, проводимой в этом направлении лишь детской аудиторией и отчасти семьёй, но опять же в связи с её способностью выполнять воспитательную функцию. За последние несолько лет в этом направлении предприняты существенные шаги - созданы территориальные центры помощи семье и детям, центры социально-педагогической помощи, центры семейного консультирования. Однако все эти госсударственные институты не способны удовлетворить запросы всех желающих. Часть из них обслуживается психологами, осуществляющими частную практику. Эта форма оказания психологической помощи только развивается и пока не совершенна(по причине отсутствия рекламы, нежелания многих специалистов придавать огласке свою деятельность в целях избегания налогооблажения и отсутствия стремления у специалистов легализовывать свою работу, неся большие затраты времени на оформление необходимых документов).

Легализованная психологическая помощь развивается в двух основных направлениях - сопровождение образовательного процесса и оказание поддержки в сфере менеджмента. Среди подходов, используемых отечественными психологами наибольшее распространение поличили: технологии гештальтпсихологии, НЛП, динамического психоанализа, такие инструменты, как телесное экспериментирование, арттехники, психодрама и другие.

Широта применения групповых и индивидуальных форм работы по критерию - охват клиентов, имеют приблизительно равное соотношение. Групповое консультирование чаще используется в рамках решения задачи обучения и воспитания, которая одинаково успешно реализуется как в условиях обучающих семинаров, организуемых для профессионалов-психологов, так и тех, что создаются в целях повышения психологической культуры остального населения.

Современное состояние института психологического консультирования указывает на огромные перспективы для его развития в Республике Беларусь за счёт возрастания интерса у населения к данному виду помощи, который опосредуется спецификой современных подходов к решению профессиональных задач и проблемами, возникающими в обыденной жизни, требующими психологического вмешательства.

Задания для самостоятельного изучения

1. Углубленное изучение предпосылок развития консультирования в период Нового времени.

2. Исследование деятельности протестанцизма в оказании психологической помощи.

3. Изучение влияния на оформление института психологической помощи факта подписания "Декларации прав человека". Установление других законодательных документов государственных и общественных программ, определивших направление развития института психоконсультирования и психотерапии в Республике Беларусь и в мировой психологической практике.

Тема реферата: Влияние американской психологической традиции на современное состояние психологического консультирования.

Литература:

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). - М.: Изд-во "Института психотерапии", 2000. - С. 23 - 32.

2. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Изд-во "Речь", 2001. С. 252 - 269.

3. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. - С. 26-32, 86-89.

4. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии / Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. - СПб.: Сова, М.: Изд-во Эксмо, 2002. - С. 44-104.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.