Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5.3. Типология клиентов и опосредованность процесса оказания психологической помощи типом клиента




Цель лекции: формирование у студентов представлений о критериях, характеризующих обратившихся к психологу, и определяющих вид психологической помощи, и о типологии "трудных" клиентов и специфике работы с ними, обеспечивающей продуктивность.

План лекции:

1. Виды клиентов, определяемые характером оказываемой им психологической помощи. Дифференциальные критерии, предопределяющие содержание психологической работы.

2. Типы "трудных" клиентов, их особенности и специфика консультационного взаимодействия с ними.

 

Процессу оказания психологической помощи традиционно предшествует этап обработки информации, собранной о клиенте и осуществление выбора на основе выявленных сведений стратегии работы, позволяющей удовлетворить его запрос. Основное внимание специалиста на первой встрече уделяется именно определению вида помощи, подходящего для работы с данным клиентом. При его установлении специалист руководствуется критериями, указывающими на личностные особенности обратившегося и тяжесть его проблемы. Различают два основных вида психологической помощи, которые позволяет оказывать компетентность психолога как специалиста: психологическое консультирование и психотерапия. Последний считается более сложным, поскольку психотерапия предполагает не только хорошую ориентировку психолога в проблемном поле клиента, знание технических возможностей, накопленной практикой всех психологических школ, но и предполагает владение им на высоком профессиональном уровне терапевтическими техниками и упражнениями, наличие у него готовности выдерживать мощное по силе эмоциональное напряжение и взаимодействовать с неблагоприятным (и даже разрушающим) эмоциональным полем клиента. Для осуществления адекватного выбора специалистом вида необходимой клиенту психологической помощи ему нужно знать критерии, лежащие в основе определения характера психологического воздействия. В соответствии с выделяемыми признаками дифференцируют три основные группы клиентов:

1. Клиенты, подходящие для терапевтического взаимодействия, но не для консультирования.

2. Клиенты, которые могут рассчитывать на получение консультационной помощи.

3. Клиенты, которые нуждаются в психиатрической помощи, и не имеющие потребности в получении квалифицированной психологической поддержки.

Клиентов, которым может быть рекомендовано обращение за помощью к психотерапевту, отличают признаки:

1. Проблемы носят долговременный характер - 10 и более лет.

2. Наличие явных трудностей, но не прояснённость их причин.

3. Способность выражать чувства словами, но невозможность их обдумывать (Клиент эмоционально реагирует - демонстрирует страх, гнев, обиду - на раздражители, но неспособен выразить отношение по поводу этой реакции, установить её источники).

4. Неспособность сформировать длительные отношения с окружающими, ни устойчиво положительные, ни конфликтные. Все завязываемые ими отношения длятся не более 2-3-х дней, или имеют характер разовых встреч. Это люди-одиночки.

5. Неспособность доверять окружающим, в том числе и психологу.

6. Лица, испытывающие чрезмерную зависимость от людей.

7. Личности нарциссического типа, то есть чрезмерно озабоченные своей персоной, внешним видам, своими потребностями.

8. Лица, допускающие некоторое эмоциональное, действенное отреагирование, но осознающие это после того, как прореагировали. Такие обычно сначала делают что-то, а после думают о том, как нужно было сделать.

9. Клиенты с ослабленной способностью жить "здесь и сейчас", желающие использовать психолога для поддержания связи с реальностью.

10. Лица, проявляющие причудливые мысли и действия, но не способные признать это, однако справляющиеся с задачами повседневной жизни и обеспечивающие себя самостоятельно.

11. Лица, нуждающиеся во встречах чаще одного раза в неделю.

12. Клиенты, имеющие желание глубокой личностной проработки, содержательного инсайта.

13. Лица с ЭГОсинтоническими проблемами, высказывающими желание изменить особенности собственной личности.

Для психоконсультационной практики подходят клиенты с особенностями:

1. Лица, представляющие проблему или комплекс проблем, возникших недавно.

2. Клиенты, для которых ясны возможные причины проблемы.

3. Лица, способные выражать словом свои мысли и чувства.

4. Клиенты, имеющие неудовлетворительные или хорошие отношения, носящие продолжительный характер.

5. Клиенты, допускающие возможность встреч хотя бы раз в неделю. В некоторых случаях допустимо проведение разовых консультаций (когда проблема не требует длительного времени для разрешения - при испытывании клиентом нерешительности какому из способов действий, какой стратегии отдать предпочтение, в случаях появления у него потребности получить подтверждение относительно того или иного выбора и прочих). Претензии на психологическое взаимодействие чаще раза в неделю требуют вовлечение клиента в работу с терапевтом.

6. Клиенты, готовые внести собственный вклад в решение проблемы.

7. Клиенты, желающие разобраться в себе, своих желаниях, действиях, поведении.

8. Клиенты, допускающие отреагирование на уровне эмоций и чувств, мыслей и действий.

9. Клиенты, обладающие прочной связью с реальностью.

10. Лица с ЭГОдистанической проблематикой, способные рассматривать проблему не как часть себя, как нечто, имеющее непосредственную связь с их сущностью, и желающие решать свои затруднения, одновременно воздействуя и на проблему и на собственную личность.

11. Клиенты, которые переносят беспокоящие их мысли и чувства под контролем собственного "Я".

К числу не подлежащие консультированию и психотерапии относятся:

1. Клиенты, имевшие большое количество кратковременных встреч с психологами, без достижения надлежащей продуктивности.

2. Клиенты, получающие психологическую помощь у другого специалиста. Для организации взаимодействия с такими клиентами необходимо получение разрешения на работу с ними у того, специалиста, которого он уже посещает.

3. Клиенты, ограничивающие психологическое взаимодействие только определённой проблемой, не способные видеть взаимосвязанность затруднений между собой, и недопускающие психолога к установлению этих связей (Они формулируют это следующим образом: "Меня тревожат только проблемы, связанные с моим ребёнком, не нужно для их разрешения затрагивать особенности моей семьи", "Мне необходимо всего лишь улучшить моё самочувствие, избавить от тревог и страхов, но совершенно нет надобности вникать в особенности моей личной жизни").

4. Лица, неспособные выразить словами свои мысли и чувства.

5. Пассивные клиенты, не откликающиеся ни на какое воздействие (не способные дать ответа на вопрос, неадекватно реагирующие на замечания и действия консультанта на поведенческом уровне.

6. Лица, не желающие и не способные формировать отношения с консультантом.

7. Не позволяющие себе никакой зависимости от других.

8. Клиенты, желающие консультироваться или вступать в психотерапевтическое взаимодействие лишь от случая к случаю, при этом не имеют чёткой цели в ожиданиях от процесса психологической помощи. Такая работа заведомо лишена результативности.

9. Клиенты, желающие избавиться от симптомов, не принимая на себя ответственности и не прилагая усилий.

10. Клиенты, привыкшие обвинять в своих проблемах других лиц (с пониженной ответственностью).

11. Лица, допускающие серьёзное отреагирование проблемы без её осознавания, т.е. действующие по принципу "захотелось - сделал".

12. Индивиды, зависимые от больших доз медикаментов, даже если они прописаны врачом, или употребляющие лекарственные препараты, влияющие на сознание.

13. Лица, проявляющие причудливые, расстроенные мысли и действия, превалирующие над нормальными реакциями (таким индивидам показана госпитализация).

14. Профессиональные клиенты - клиенты, посещающие все психологические семинары и включающиеся в работу со всеми психологами, и преследующие при этом единственную цель - развлечение или времяпрепровождение.

15. Клиенты, стремящиеся обсудить теоретические аспекты проблемы, обеспечивая себе возможность избежать непосредственной работы.

Совершенно очевидно, что одна часть лиц из группы неподходящих для получения квалифицированной терапии или консультирования, нуждается в психиатрическом лечении, предусматривающем использование медикаментов, а другая - не готова к исполнению тех требований, который предъявляется каждым из этих видов помощи.

В категории клиентуры, соответствующей такому виду помощи, как консультирование, выделяется группа тех, которые вызывают наибольшие трудности в работе. Причины сложностей во взаимодействии с ними по преодолению проблемы заключаются в характере их мотивации, которая предопределяет обращение к специалисту-психологу. В связи с мотивацией, выявленной у "трудных" консультирующихся, выделяют 6 основных клиентов:

1. Направленные.

2. Жадные к получению психологической помощи.

3. Немотивированные.

4. Образованные.

5. Конкурирующие с получившими опыт консультации.

6. Надумавшие наличие проблемы.

Направленные клиенты отличаются следующими особенностями:

1) немотивированность к работе с психологом;

2) испытывают на себе давление со стороны ближайшего окружения, с чьим мнением вынуждены считаться, что, собственно, и послужило причиной обращения к психологу;

3) жертвенная позиция, которую он занимает, реагируя на социальные контакты;

4) пассивность и выражение сопротивления консультационному взаимодействию.

Работа с направленными клиентами чаще всего является безуспешной, ибо сами они не испытывают потребности во взаимодействии с психологом. Успех консультирования таких лиц определяется способностью психолога установить с ними рабочие отношения с первых минут консультации. Поэтому особого внимания специалиста требует подготовка к первому интервью. На него направленные клиенты приходят обычно с жалобами социального типа. Психологу-консультанту следует проявить внимание и особую осторожность при интерпретации и использовании информации, предъявляемой им такими клиентами. В ней нельзя игнорировать ни одной детали - клиент должен рассматриваться в комплексе взаимосвязей со всеми окружающими его людьми. Но вместе с тем, со стороны психолога недопустимо выражение оценки в отношении ближайшего окружения клиента. Чтобы обеспечить эффективность консультации специалисту психологу уже в первые минуты контакта следует сосредоточить усилия на решении задач:

а) превратить пассивную позицию клиента в активную, прибегая ко всевозможным способам стимуляции;

б) суметь преодолеть его сопротивление, раскрывая уловки клиента, по мере их появления, и пресекая все его саботажные действия при обнаружении малейших их признаков;

в) подвести клиента к осознанию того, что появление его в психологической консультации не случайно, и ему лучше принять к сведению те указания, которые делает на его счёт ближайшее окружение, и разобраться в причинах появления и сути этих сообщений, определить содержание конфликта в отношениях с окружающими, о котором они свидетельствуют, с тем, чтобы обеспечить скорое и продуктивное его разрешение;

г) ориентировать клиента на то, чтобы он рекомендовал близким обратиться в психологическую консультацию, поскольку их стремление указывать другим на недостатки явно отражают наличие у них у самих дискомфортных переживаний и тревожности (причина настояния на приход в консультацию лиц, составляющих ближайшее окружение клиента, с ним непосредственно не обсуждается).

Клиентов, жадных к терапии, характеризуют свойства:

1. Наличие опыта работы с психологом.

2. Отсутствие потребности в получении психологической помощи.

3. Установка на поиск причин, объясняющих бессмысленность взаимодействия с данным специалистом.

4. Демонстративность поведения и показательность (трагичность, драматизм, яркость) истории, рассказываемой на первом интервью.

5. Проявлении в поведении нетактичности, негативного отношения к другим, ненадёжности и бесконтрольности, нестабильности реакций на одинаковые раздражители.

6. Низкая толерантность к воздействиям, традиционно провоцируемым фрустрацию и озлобленность.

7. Быстрое согласие на получение психоконсультационной помощи.

Работа психолога с этими клиентами затруднена изначально, ибо они бомбардируют его каверзными вопросами и всевозможными требованиями. Но именно этот признак и указывает на то, что данный клиент ищет не помощи, а стремится к одержанию победы над консультантом. Для того, чтобы обезоружить клиента необходимо уже в самом начале заявить о том, что его установка, направленная на дискредитацию профессионализма психолога выявлена. Тут же следует растолковать обратившемуся, что в действительности она не обеспечивает ему выигрыша: при её использовании клиент остаётся при своих интересах. Недостаточность его потенций для изменения насущной ситуации не превращается в сверхвозможности при реализации установки: "Видишь и ты мне помочь не можешь!", и он остаётся дальше жить наедине со своей проблемой. При построении консультационного контакта основной акцент должен делаться психологом на формирование у такого клиента принимать на себя ответственность за себя и свою жизнь.

Немотивированные клиенты обычно попадают в консультацию по подсказке других, или по причине появления у них душевной неудовлетворённости. Их отличают признаки:

1. Соматические недуги, которые они никоим образом не связывают с психологической симптоматикой.

2. Стереотипность поведения.

3. Заторможенность и пассивность.

4. Неосознавание своих психологических проблем.

При построении рабочих консультационных отношений с ними психологу приходится затрачивать немало усилий для того, чтобы "подвести" их к определению цели психологического взаимодействия. Стратегия действий специалиста при этом заключается в определении характера соматических нарушений у клиента, специфике его социальных контактов и установлении соответствия между ними. В отношении обратившегося психологу лучше использовать тактику, направленную на создание условий для проявления им вовне своих чувств, и прежде всего озлобленности, накопившейся в отношении окружающих, характера контактирования с ними, а также своего поведения, позиции и роли, выполняемой в этих межличностных взаимодействиях.

Погружение немотивированного клиента в обстановку психологической консультации, требующей от него несвойственного ему поведения, ликвидирующую возможность использования стереотипных реакций на внешние воздействия, терпение и настойчивость психолога способны обеспечить эффект консультирования.

Образованные клиенты требуют проявления бдительности со стороны специалиста, поскольку они сами обладают психологическим образованием и неплохо владеют инструментами психотерапевтической помощи. Эту категорию, как правило, дополняют профессионалы-психологи, которым по общим положениям о психологической помощи предписывается периодически "проходить" курс личной психотерапии в целях упреждения переноса личных проблем на клиента, хотя основная численность её представителей обеспечивается лицами без специального психологического образования, но часто имеющими возможность погружения в психологическую практику. Работа с образованными клиентами затрудняется такими особенностями этих клиентов:

1. Склонность к рационализации.

2. Чрезмерный контроль разума над телом и эмоциями.

3. Излишняя информированность.

4. Стремление преодолевать затруднения самостоятельно.

5. Сопротивление получению психологической помощи.

Для того, чтобы достичь хороших результатов в процессе оказания психологической помощи образованному клиенту, специалисту необходимо:

1) преодолеть сопротивление клиента;

2) продемонстрировать клиенту, что излишний контроль разума над эмоциями и телом не всегда оказывается полезным для организации и осуществления жизнедеятельности;

3) правильно выбрать парадигму, техническими средствами которой он собирается решать обозначенные проблемы.

Никакой эффективности в работе с образованными клиентами не принесут технологии, предлагаемые:

- когнитивным подходом;

- позитивной психотерапией;

- терапией, основанной на решении.

Технические средства рационально-эмотивной психологии А.Эллиса могут быть подключены к основной работе, как дополнительные, лишь на последнем этапе в целях налаживания контакта и достижения баланса между интеллектуальной и эмоциональной сферами. Главное же внимание должно быть отведено активизации способности свободно давать эмоциональный ответ на любые раздражители, отказываясь от излишнего рационального контроля, и развитию навыков по разрешению эмоциональных конфликтов. Решение этих задач делает доступным опора на концептуальные позиции психоанализа, психодинамических теорий (на которых основана практика арттерапии), гештальтпсихологии, бихевиористической школы.

Принятие в консультации лиц, конкурирующих с получившими опыт консультирования, отличается специфичностью самой ситуации. Таким клиентам, на их взгляд, не нужна психологическая помощь, они испытывают потребность лишь в подтверждении своей всесильности, способности иметь всё то, что имеют их конкуренты. Их отличают особенности:

1. Отсутствие потребности в психологической помощи.

2. Проявление поверхностного интереса к консультационному процессу (форме его проведения, используемым психологом манипуляциям).

3. Любопытство в отношении личностных особенностей, профессиональной компетентности психолога.

4. Предпочтение при выборе психолога имеющих определённый социальный статус - звание, должность, известность (они ищут психолога "поименитее").

5. Желание удостоверить своё социальное и материальное положение перед специалистом (готовы оплачивать услуги психолога, не осведомляясь об их стоимости, руководствуясь лишь установкой - заплатить больше, чем конкурент, который приобрёл этот опыт ранее)

6. Преследование в консультационном процессе только одной цели - "посмотреть и разузнать, что и как".

7. Придерживание в качестве основополагающего принципа в построении жизни: "Главное - сохранять свои позиции и быть не хуже конкурента".

Деятельность психолога-консультанта при взаимодействии с соревнующимся клиентом должна сводиться к решению задач:

1) обозначение клиенту наличие у него чувства неуверенности, при оценке им своего положения в жизненном пространстве, через подведение его к осознаванию сути и направленности его соревновательных тенденций;

2) стимулирование обратившегося к личностному и профессиональному росту с указанием возможных путей самосовершенствования;

3) оказание помощи в определении потенциала к личностному и профессиональному росту посредством демонстрации соотношения между ресурсами, используемыми им в настоящее время для совершенствования себя как личности и профессионала, направляемыми для окультуривания своего социального и другого пространства, и теми, что расходуются на соперничество и конкурентную борьбу, искусственное поддержание своего имиджа и социального статуса.

Только при решении указанных задач психологу целесообразно принимать от клиента оплату за оказанные услуги, размер которой должен соответствовать критериям, традиционно его определяют. В противном случае специалисту лучше отказаться от оплаты, предлагаемой клиентом, в целях лишения его возможности подтверждения за счёт психолога своего финансового могущества, и опровержения установки: "Я - лучше других".

Клиенты, надумавшие наличие проблемы, имеют "размытое", фрагментарное представление о процессе психологической помощи, но понимают, что неудовлетворённость душевным состоянием можно преодолеть, обратившись за психологической помощью. Эти лица характеризуются:

1. Тревожностью, возникающей у них в результате произведения ими сравнения собственных успехов с достижениями других в решении задач этапа, соответствующего их возрасту (т.е. их тревожность имеет экзистенциальную природу).

2. Неуверенность в правильности воих выборов, действий, поведения.

3. Неудовлетворённость собой, которая может иметь разный диапазон - от недовольства физическим обликом до непринятия собственных выборов, сделанных в отношении социальных объектов, с которыми предпочитает контактировать клиент, отнесения набора традиционно используемых стратегий поведения и наборов действий к числу неэффективных, и полного недовольства собой.

4. Отсутствие идеала (скорее даже его потеря, вследствие разочарования, других причин, не позволяющих опереться на авторитет), потребность в котором выражает клиент, недостаточная Сформированность системы убеждений и мировоззрения.

5. Испытывание потребности в близком лице, нтимно-личностном контакте.

Взаимодействие с клиентами, надумавшими наличие у них проблемы должно исходить из необходимости преодоления у них отмеченных особенностей. Сама формулировка, обозначающая эту категорию клиентов, не совсем корректна, её цель - указать на отсутствие у них серьёзных проблем, скорее они имеют незначительные затруднения, связанные с некоторыми сложностями, возникающими на этапе перехода от одной возрастной стадии к другой, и вызванные необходимостью определения направления для дальнейшего развития личности.

Однако, к какому бы типу ни относился клиент, насколько бы трудным он не представлялся для психолога (по характеру выражения сопротивления и приёмам саботажных действий) его обращение само по себе является указанием на то, что этот человек нуждается в психологической помощи и поддержке, всё равно - разовой или продолжительной консультативной работе с элементами терапии, а применение им приёмов психологической защиты не должно обусловливать отказ психолога от оказания ему помощи.

 

Задания для самостоятельного изучения

1. Определение типичных признаков клиентов, подвергающихся лечению в психиатрической клинике, и обратившихся за консультационной поддержкой.

2. Выявление способов активизации клиента с целью формирования у него устойчивой мотивации к психоконсультационному взаимодействию.

Творческая письменная работа:

1. Изучение форм и приёмов расшифровки уловок клиентов и предложение путей преодоления их сопротивления консультационной работе.

2. Разработка рекомендаций для клиентов, обратившихся в психологическую консультацию, но не подходящих ни для терапевтического, ни для консультационного воздействия по причинам нарушения правил, регламентирующих эти виды психологической помощи.

 

Литература:

 

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студ. ст. курсов психол. факультетов и отделений университетов). - М.: Изд-во "Института психотерапии", 2000. - С. 26-58.

2. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: - 3-е изд., испр. и доп. - Мн.: Выш. школа, 1998. - 463 с.

3. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. - С. 26-54.

 

Раздел 6. Групповое психологическое консультирование. Семейная консультативная практика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 5096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.