Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как взаимодействие




1. Трансактный анализ Э.Бёрна.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Один из основных подходов в описании взаимодействия представлен в трансактном анализе – направлений, предлагающим регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учёт характера ситуаций и стили взаимодействия.

Трансакция – поглаживание (ед-ца общения). Каждый человек нуждается в признании со стороны других людей. Любой анализ признания – поглаживание. Ребёнок нуждается в 60 поглаживаниях, взрослый – в 40.

С т.з. трансактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трёх позиций, которого условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребёнок. Эти позиции не связаны обязательно с социальной ролью, это лишь чисто психологическое описание средой стратегии во взаимодействии.

Позиция ребёнка (Дитя) может быть определена как позиция «Хочу!». Дитя – это непосредственность в общении, эмоциональность, часто безответственность. Позиция Родителя, как «Надо!» (родитель всё знает, указывает). Позиция Взрослого – объединение «Хочу!» и «Надо!» (трезвая оценка ситуации).

Наиболее эффективное взаимодействие, когда позиция партнёров по общению совпадают. Если же один из участников взаимодействие адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае трансакции называется пересекающимися.

Житейский пример:

1 2 3

Жена Муж Жена Муж Жена Муж

Рд Рд Рд Рд Рд Рд

В В В В В В

Рб Рб Рб Рб Рб Рб

 

Жена к мужу с информацией: «Я порезала палец» (обращение Вз к Вз). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ с позиции Вз (1); «Вечно у тебя что-то случается» - Рд (2); «Что же я теперь должен делать» - Рб (3).

В двух последних позициях эффективность воздействия невелика.

2. Типы взаимодействия – два основных: конкуренция и кооперация (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция).

Кооперация – кооперативное взаимодействие; необходимый элемент совместной должности. Средством такого соединения является развившиеся в ходе совместной деятельности отношения. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включённость в него всех участников процесса.

Конкуренция – анализ данного феномена сконцентрирован на конфликте.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.