Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Заслуга софистов – поворот от объективизма (исследование Космоса – вопрос «из чего все возникает?») к человеку (антропологический поворот)

Заслуга софистов – поворот от объективизма (исследование Космоса – вопрос «из чего все возникает?») к человеку (антропологический поворот).

Отрицательная диалектика софистов (Диалектика («диа»- «два», «мнение») – движение к истине на основе 2 разнонаправленных мнений):

- отрицание объективно существующей от человека истины;

- релятивизм.

Чувственное познание явилось предпосылкой агностицизма («отрицание существования истины») софистов.

 

Сократ. С него начинается положительная диалектика (мир познаваем, человек может познать истину).

Сократ поставил вопросы: что такое человек?, мудрость, знание и др. Но он никогда не занимался вопросами природы, т.как видел задачу философии в разрешении вопросов человека и форм человеческого общежития.

Свой метод поиска истины Сократ называл майевтикой («повивальное искусство»). Метод Сократа – дедуктивно-индуктивный (посылка – вопрос, с которым люди приходили к Сократу – общее, а мнения людей – частные; после рассуждений Сократа они приходят к выводу, что говорили о частных вещах и переходят к поиску общего)

Сократ впервые поставил вопрос о том, сто такое добродетель (хотя ей учили ещё мифы). Он определял добродетель как то, что делает душу благой (душа, по Сократу, самодостаточна и «ведет» тело). Человек является несчастным, т.как зависит от страстей→считал, что мудрецы – это люди, продвинутые в искусстве автаркии (автаркия – «независимость»).

Сократ – диалектик, диалектика его позитивна. Он отказался о понимания сознания как чувственного познания и активно разрабатывал рациональные формы познания.

 

Платон считал, что философ должен заниматься всем кругом вопросов, в т.числе вопросами природы.

Платон активно использует понятие «бытие».

Онтология Платона

 

Бытие по Платону – мир идей, каждая из которых - полнота, совершенство, истина, вечна. Идеи активны (воздействуют на материю). (у Парменида бытие одно, у Платона – множество)

 

 

Кажущееся бытие: мир вещей

 

 

Не-бытие: материя – изменчива, пассивна, бесформенна.

Результат воздействия идеи на материю – вещь («кажущееся бытие»).

Идея растрачивает энергию и не может реализоваться в бесформенности материи → наш мир отчасти напоминает истину.

 

Гносеология Платона.

Миф о пещере Платона. Идея блага (в мифе о пещере – солнце).

У человека есть бессмертная душа, и она была в мире идей как идея человека → душа человека имеет способность вспомнить истину. Познание истины возможно не в плоскости мира идей, а в плоскости припоминания мира идей.

Платон – диалектик. Диалектик по Платону – тот, кто знает истину, знает путь развития всего.

Не всякий сожжет познать истину: он связывает эту способность с родом занятий человека (наиболее способны – души философов и воинов).

Платон – представитель объективного идеализма

 

 

первичность идеи, сознания, души

 

 

вторичность (производность) материи

 

 

Объективный (объективно – т.е. независимо от воли и сознания отдельных индивидов) идеализм (схема):

 

надиндивидуальная (имперсональная) форма

первичность идеи, сознания, души

индивидуальная (субъективная)

 

 

вторичность (производность) материи

 

Объективный идеализм – форма идеалистического мировоззрения, кот заключается в признании ….. надинд И.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Философия возникает практически одновременно в Др | Лекция 4. - склонность к детализации;
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.