Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. - склонность к детализации;

Аристотель.

- склонность к детализации;

- разработка переходов от одной идеи к другой;

- тонко ориентируется в терминологических различиях (в зависимости от контекста).

Онтология Аристотеля.

Аристотель выделяет 2 формы материи:

 

бесформенная с формой

(как у Платона)

 

(медный шар: медь – бесформенная материя, но оформлена идеей шара)

Аристотель не приемлет учение Платона об идеях, существующих независимо от вещей. Аристотель считал: идеи – всегда в вещах. Он вводит понятие «форма», которая не может существовать независимо от оформляемого ею вещества, кроме Формы Форм (первоначало, Бог – демиург)

Гносеология Аристотеля

Познание должно осуществляться в горизонтали мира вещей, т.как истина уже здесь.

Аристотель называет ступени познания: начинается с материальной формы (чувственное познание), а затем поднимается до выделения общего (рациональное познание).

 

Философия западноевропейского средневековья (≈ II-XIV в.)

II в. н.э.- появление апологетов («защитник»), основанное на Новом завете.

С распространением апологетами христианства в языческие страны, возник вопрос, на каком культурном языке говорить о Христе.

Философская проблематика античности претерпевает колоссальные изменения.

Характерные черты средневековой философии и мировоззрения:

1) картина мира средневековья теоцентрична (против идеи космоцентризма античности), т.е. мировоззрение формируется вокруг идеи Бога, творца)

2) человек средневековья не увлечен идеей поиска новых знаний, так как стремится к правильному осмыслению прошлого; он не гонится за славой (многие работы не подписаны) →

3) анонимность (мнение, что через человека творит Святой Дух) объясняется через задачу (смысл) человека

4) существует мнение, что в средние века личность не рождается, а угасает (Лосев)

5) ретроспективность (средневековый человек озабочен не будущем, а прошлым – принцип «чем древнее, тем истиннее», т.к. «древнее» - ближе к Христу)

6) истина – есть Христос, живой личный бог (входит в курс дела каждого человека; одновременно есть пример того, как чел-к должен жить)

 

Изгнание человека из Рая → потеря связи с Отцом, источником жизни. Чтобы узнать истину, человек должен обращаться к посланнику Бога (пророк).

Идея спасения человека (восстановление прерванной связи с Богом или первоначалом) в ср. века – разрыв с этим «внешним миром» страданий и возвращение к Богу.

 

Тертуллиан: отрицание приоритетности ума («верую, так как абсурдно»), т.е. именно разум привел людей к ошибке (казнь Христа) → устанавливается приоритет веры над разумом в поисках божественной истины.

 

Патристика – этап средневековой философии, характеризуемый деятельностью «отцов церкви» по систематизации и исследованию церковных вопросов. Догматы церковной доктрины – учения отцов церкви, подкрепленные решениями церковных соборов.

Латинская патристика: Тертуллиан, Августин, Григорий Великий.

Восточная (греческая) патристика с центром в Константинополе Каппадокийский кружок, И. Златоуст, И. Дамаскин и др.

Основные вопросы патристики:

1) Вопрос о Христе. Признана верной трактовка двухприродности (двуединства) Христа – воплощение человеческого и божественного (объект исследования христологии).

2) Вопрос о «троице». Григорий Богослов, опираясь на греческое понятие «ипостась» (греч. - «лицо»), пришел к мысли о троичности сущности Бога.

3) В чем смысл человеческой истории. История стала пониматься как линейное движение во времени к страшному суду.

Эсхатологизм (эсхатос – «конец») – сходное положение между историей в ср. века и в античности – конечность истории (хотя в античности история считалась круговым движением)

4) Смысл человеческой жизни – восстановление утраченной связи с творцом.

Особая роль человека (который не яв-ся творением наряду с другими предметами мира) – он поставлен давать имена всему в этом мире (т.е. поставлен над миром)

5) Проблема оправдания Бога за все зло, которое существует в мире (на основе этого вопроса появляются разнообразные ереси: раз Бог ответственен за все в мире, то значит, и зло его творение). Сотериология – концепция личного спасения. Теодицея («доказательство справедливости Бога»).

Аврелий Августин в труде «Исповедь»: зло возникает там, где я недостаточно добр → зло лишается своего основания, т.к. зло – не субстанция, независимая от добра → не Бог ответственен за существование зла, а человек

Такое понятие зла предполагает понимание человека как свободной личности.

А. Августин приходит к вопросу божественной благодати и существованию «темных бездн» человеческой души, выбраться из которых без неё не возможно.

Августин выделяет динамику развития истории:

 

Град земной Град божий
Основа человеческого общежития, при которой любовь людей к себе так велика, что доведена до презрения к Богу   Любовь к Богу до презрения к себе. Одновременно с этим, человек осознает, что ему даровано свыше, место, которое ему определено в мире, тот идеал, которому он должен соответствовать

 

 

Схоластика

Учения, разработанные отцами церкви, становятся достоянием многих.

Познание происходит через богопознание, т.к. Бог – центр Вселенной, то и всякое познание соприкасается с теологическим.

Истина (Ф. Аквинский) иерархична. Есть «низкие» и «высокие» истины (классификация построена на близости к Богу).

У. Оккам (поздняя схоластика) – учение о 2 истинах: равенство истин разума и истины веры (противоречие ранним установкам средневековой культуры о примате веры над разумом) → конец средних веков.

Спор об универсалиях (общих понятиях):

1) Номенализм: универсалии существуют как результат именования человеком единичных вещей (сходно с Аристотелем)

2) Реализм: общие понятия существуют реально, до, вне и независимо от единичных понятий (сходно с Платоном)

3) Концептуализм: общие понятия постольку существуют в умахююю

 

Эпоха возрождения

Возникает во Флоренции и Венеции («Южное возрождение»).

«Северное возрождение»: Германия (реформация), Франция, Англия, Голландия.

Гуманисты – это те, кто раньше других осознали, что эпоха средних веков завершена и которые взяли на себя задачу построить основы новой эпохи не хуже, чем было до них.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Заслуга софистов – поворот от объективизма (исследование Космоса – вопрос «из чего все возникает?») к человеку (антропологический поворот) | Лекция 5. Другая периодизация философии эпохи Возрождения:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.