КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. - склонность к детализации;
Аристотель. - склонность к детализации; - разработка переходов от одной идеи к другой; - тонко ориентируется в терминологических различиях (в зависимости от контекста). Онтология Аристотеля. Аристотель выделяет 2 формы материи:
бесформенная с формой (как у Платона)
(медный шар: медь – бесформенная материя, но оформлена идеей шара) Аристотель не приемлет учение Платона об идеях, существующих независимо от вещей. Аристотель считал: идеи – всегда в вещах. Он вводит понятие «форма», которая не может существовать независимо от оформляемого ею вещества, кроме Формы Форм (первоначало, Бог – демиург) Гносеология Аристотеля Познание должно осуществляться в горизонтали мира вещей, т.как истина уже здесь. Аристотель называет ступени познания: начинается с материальной формы (чувственное познание), а затем поднимается до выделения общего (рациональное познание).
Философия западноевропейского средневековья (≈ II-XIV в.) II в. н.э.- появление апологетов («защитник»), основанное на Новом завете. С распространением апологетами христианства в языческие страны, возник вопрос, на каком культурном языке говорить о Христе. Философская проблематика античности претерпевает колоссальные изменения. Характерные черты средневековой философии и мировоззрения: 1) картина мира средневековья теоцентрична (против идеи космоцентризма античности), т.е. мировоззрение формируется вокруг идеи Бога, творца) 2) человек средневековья не увлечен идеей поиска новых знаний, так как стремится к правильному осмыслению прошлого; он не гонится за славой (многие работы не подписаны) → 3) анонимность (мнение, что через человека творит Святой Дух) объясняется через задачу (смысл) человека 4) существует мнение, что в средние века личность не рождается, а угасает (Лосев) 5) ретроспективность (средневековый человек озабочен не будущем, а прошлым – принцип «чем древнее, тем истиннее», т.к. «древнее» - ближе к Христу) 6) истина – есть Христос, живой личный бог (входит в курс дела каждого человека; одновременно есть пример того, как чел-к должен жить)
Изгнание человека из Рая → потеря связи с Отцом, источником жизни. Чтобы узнать истину, человек должен обращаться к посланнику Бога (пророк). Идея спасения человека (восстановление прерванной связи с Богом или первоначалом) в ср. века – разрыв с этим «внешним миром» страданий и возвращение к Богу.
Тертуллиан: отрицание приоритетности ума («верую, так как абсурдно»), т.е. именно разум привел людей к ошибке (казнь Христа) → устанавливается приоритет веры над разумом в поисках божественной истины.
Патристика – этап средневековой философии, характеризуемый деятельностью «отцов церкви» по систематизации и исследованию церковных вопросов. Догматы церковной доктрины – учения отцов церкви, подкрепленные решениями церковных соборов. Латинская патристика: Тертуллиан, Августин, Григорий Великий. Восточная (греческая) патристика с центром в Константинополе Каппадокийский кружок, И. Златоуст, И. Дамаскин и др. Основные вопросы патристики: 1) Вопрос о Христе. Признана верной трактовка двухприродности (двуединства) Христа – воплощение человеческого и божественного (объект исследования христологии). 2) Вопрос о «троице». Григорий Богослов, опираясь на греческое понятие «ипостась» (греч. - «лицо»), пришел к мысли о троичности сущности Бога. 3) В чем смысл человеческой истории. История стала пониматься как линейное движение во времени к страшному суду. Эсхатологизм (эсхатос – «конец») – сходное положение между историей в ср. века и в античности – конечность истории (хотя в античности история считалась круговым движением) 4) Смысл человеческой жизни – восстановление утраченной связи с творцом. Особая роль человека (который не яв-ся творением наряду с другими предметами мира) – он поставлен давать имена всему в этом мире (т.е. поставлен над миром) 5) Проблема оправдания Бога за все зло, которое существует в мире (на основе этого вопроса появляются разнообразные ереси: раз Бог ответственен за все в мире, то значит, и зло его творение). Сотериология – концепция личного спасения. Теодицея («доказательство справедливости Бога»). Аврелий Августин в труде «Исповедь»: зло возникает там, где я недостаточно добр → зло лишается своего основания, т.к. зло – не субстанция, независимая от добра → не Бог ответственен за существование зла, а человек Такое понятие зла предполагает понимание человека как свободной личности. А. Августин приходит к вопросу божественной благодати и существованию «темных бездн» человеческой души, выбраться из которых без неё не возможно. Августин выделяет динамику развития истории:
Схоластика Учения, разработанные отцами церкви, становятся достоянием многих. Познание происходит через богопознание, т.к. Бог – центр Вселенной, то и всякое познание соприкасается с теологическим. Истина (Ф. Аквинский) иерархична. Есть «низкие» и «высокие» истины (классификация построена на близости к Богу). У. Оккам (поздняя схоластика) – учение о 2 истинах: равенство истин разума и истины веры (противоречие ранним установкам средневековой культуры о примате веры над разумом) → конец средних веков. Спор об универсалиях (общих понятиях): 1) Номенализм: универсалии существуют как результат именования человеком единичных вещей (сходно с Аристотелем) 2) Реализм: общие понятия существуют реально, до, вне и независимо от единичных понятий (сходно с Платоном) 3) Концептуализм: общие понятия постольку существуют в умахююю
Эпоха возрождения Возникает во Флоренции и Венеции («Южное возрождение»). «Северное возрождение»: Германия (реформация), Франция, Англия, Голландия. Гуманисты – это те, кто раньше других осознали, что эпоха средних веков завершена и которые взяли на себя задачу построить основы новой эпохи не хуже, чем было до них.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |