Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Понятие и предмет философии




 

Значение философии в современном мире заключается в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов всего сущего во всей полноте содержания и смысла.

Философия – это наука о всеобщих законах развития природы общества, мышления и общественного сознания, а также учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру.

Из этого определения мы видим, что философия определяется и как наука, и как учение, и как форма общественного сознания, а также как мировоззрения и способ постижения мира.

Дословный смысл понятия «философия» означает «любовь к мудрости».

Предметом философии является изучение смысла реальности для общества и человека. Главное в предмете философии – это философская рефлексия, это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, то есть отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Сам характер философских проблем таков, что простое, однозначное, окончательное их разрешение невозможно. Философские решения всегда гипотетичны. Философские вопросы – это прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые философы ищут не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума.

Философское знание во многом совпадает с научным (а именно в требовании к обоснованности и доказательности выдвигаемых положений). Но есть и различие. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание – ценностное знание, то есть знание о месте и роли человека в мире. Философская истина объективна, но переживается и понимается каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом.

Всякая философия является мировоззрением, то есть совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место человека в нём. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина отражения может быть различной.

Основные цели и задачи философии заключаются в следующем.

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее, logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или не познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чём заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические, математические и т.д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание, logos – учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит своё место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Философия человека называется философской антропологией.

5. Эпистемология (философия науки) – изучает особенности, сущность, значение научного знания и познания, его основания и предпосылки, а также принципы и методы, формы и цели научного познания.

6. Этика – учение о морали и нравственности, добре и зле, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.

7. Эстетика – учение о прекрасном во всех его проявлениях.

Итак, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Философия, прежде всего, всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что её законы, категории и принципы исследования носят всеобщий характер. Суть философии составляет изучение мира в целом.

Функции философии:

1) мировоззренческая – связана с понятийно-абстрактным объяснением мира. Большинство частных наук рассматривают явления действительности объективно, т.е. безотносительно к человеку и человечеству. В познании своих объектов они стремятся прийти к знанию, максимально очищенному от субъективного, личностного, от человеческих ценностей и желаний. Философия в свою очередь ставит в центр своего рассмотрения отношение человека к миру, стремится понять любое явление в его отношении к человеку, его ценностям, устремлениям;

2) методологическая – заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе. Каждая из наук стремится выработать истинные и эффективные методы деятельности в своей сфере (например, физика – в области физических явлений, биология – в области живой природы и т.д.). Поскольку главная сфера философии – всеобщее, то методам, которые она вырабатывает, также присуща всеобщность. Это означает, что методические ориентации, предлагаемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надёжной, эффективной деятельности;

3) прогностическая – формулирует гипотезы о развитии материи и сознания, человека и мира;

4) критическая – основана на принципе сомнения, играет антидогматическую роль. Философия, будучи целостным самосознанием науки, культуры, а также благодаря своей способности обозревать объекты целостно и всесторонне, выполняет важную работу исторического напоминания, схватывания духа и смысла эпохи, упреждающего выдвижение перед обществом назревающих глубинных проблем.

5) аксиологическая – заключается в том, что философия подходит к исследованию бытия с точки зрения самых различных ценностей (этических, эстетических, социальных и т.д.);

6) социальная – способствует объяснению и пониманию сущности социального бытия и его материальному и духовному совершенствованию;

7) духовно-гуманистическая – заключается в жизнеутверждающей роли философии, способствующей выработке у индивида общечеловеческих ценностей и идеалов. Философия стремится защитить человека от потери высокого смысла своего существования, от неблагодарности ко всему, что обеспечивает ему жизнь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.