КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стили руководства
Типологии лидерства. Теории лидерства. 1. Теория черт (Богардуса): Способность к доминированию является врожденной и определяется такими качествами как: а. Сила и подвижность нервных процессов; б. Экстраверсия; в. Эмпатия; г. Эвристичность; д. Высокий интеллект. 2. Теория лидерства, как функция группы (представители Крачфилд, Крэч, Хомманс): а. Лидером является тот, кто наиболее последовательно придерживается групповых норм и ценностей; б. Лидером является тот, кто наиболее полно удовлетворяет интересам ведомых. 3. Лидерство – как функция ситуации (представители Бэйлс, Харэ, Ньюком): лидером становиться тот, кто в определенной ситуации берет на себя роль лидера и ответственность за результаты деятельности группы. 4. Синтетическая: работают все три механизма.
1. К.Левин, на основании типа принимаемых решений: автократ, демократ, попуститель. 2. Зайцева: а. морально-нравственный лидер («совесть группы»); б. лидер–организатор («вожак»): в. интеллектуальный лидер («мозг группы»); г. эмоциональный лидер («душа группы»); д. волевой лидер («кулак группы»); е. профессионально–деловой лидер. 3. Бэйлс, по функциям, реализуемых лидером: а. Эмоциональный (его функция – улучшение микроклимата); б. Инструментальный (его функция – организация специфических видов деятельности). 4. Типы социальной власти (по Д. Фрэнч, Б. Равен): а. Вознаграждающая; б. Принуждающая; в. Легитимная – допускает право предписывать другому определенное поведение; г. Референтная – на основе симпатий; д. Экспертная – на основе превосходства в знаниях в определенной деятельности.
Стиль руководства – это характеристика взаимодействия руководителя и подчиненного, наиболее частые и устойчивые способы воздействия, совокупность методов решения групповых задач. 1. По характеру контактности выделяют дистантный и контактный стиль. 2. По целевому признаку: бюрократический и деловой. 3.По характеру активности: генератор идей, критик, эксперт, организатор. Эта классификация наиболее подходит для научных коллективов, наиболее эффективным является генератор идей и организатор в одном лице. 4.По преобладающим методам воздействия и решения групповых задач: автократический, демократический и анархический (у А.Л.Журавлева: директивный, коллегиальный, либеральный). a. Автократ – ориентируется на групповую задачу, принимает единоличное решение, предпочитает прямые методы воздействия (приказ, команда), отрицательно относится к критике. Коллектив отличается высокой конфликтностью, отсутствием духа коллективизма, высокой сопротивляемостью руководству, текучестью кадров (особенно среди пожилых и квалифицированных). Эффективность группы максимальна, но при ослаблении контроля резко падает. b. Демократ – ориентируется на межличностные взаимоотношения группы. Делегирует полномочия, опирается на мнение группы. Методы воздействия – просьба, совет. Положительно относится к критике. Члены коллектива удовлетворены коллективом и деятельностью и высокоактивны и управляемы. Эффективность несколько ниже, чем при автократе, но с уходом руководителя она не падает резко. c. Анархист – пускает дело на самотек. Выполняет роль информатора. Действует в основном под давлением сверху или снизу. Консервативен. Отрицательно относится к критике. В группе низкая сплоченность, анархия.
Главный вывод стиль руководства должен быть гибкий, например, авторитарный стиль более эффективен при дефиците времени в больших, временных или низкоразвитых группах, в экстремальных условиях.
ЛЕКЦИЯ № 5. Авторитет руководителя. Практики говорят: сначала руководитель работает на авторитет, потом авторитет работает на руководителя. В экспериментах Милгрэма, изучавшего подчинение авторитету, испытуемые выполняли социально–неприемлемые действия (наносили удар электрическим током, вплоть до «смертельного» исхода) в 90% случаев, если распоряжение отдавал авторитетный руководитель, в 48% – если неавторитетный и в 20% – если распоряжение отдавалось через технические системы. Структура авторитета: 1. Авторитет роли – т.е. правовых преимуществ власти. 2. Авторитет личности – т.е личностных особенностей.
Ложные пути формирования авторитета: 1. Авторитет расстояния (увеличение дистанции общения). 2. Авторитет педантизма. 3. Путем угроз наказания и ограничения свободы. 4. Путем заискивания (характерно для слабых руководителей).
Рекомендуемые пути формирования авторитета: 1. Ориентация на социально–положительные цели деятельности коллектива. 2. Развитие следующих качеств: а. Требовательность; б. Тактичность; в. Общительность; г. Сила характера; д. Компетентность. Деятельность любого коллектива в очень большой степени зависит от способы действий тех людей, которые этой организацией руководят и которые в силу своего служебного положения играют (или должны играть) роль авторитета. Фундамент авторитета бывает различным, однако главная его способность это способность управлять действиями других. Авторитет это определенная социальная роль, с которой связаны соответствующие социальные ожидания окружающих. Авторитете это и психологическое состояние личности, играющей эту роль. Оно складывается из сознания своих возможностей и компетенции, понимания того, что ожидают от него окружающие, сознания своих прав и привилегий, значения собственной деятельности. Большинство людей, играющих роль лидера, связывают ее с чувством собственной ценности. Поэтому рост авторитета рассматривается руководителем как собственная победа, а его потеря как личная трагедия. Авторитет всегда поддерживается с помощью многочисленных мероприятий и своеобразных "общественных ритуалов" - выражение уважения, предоставление первенства, выделение в группе и т.д. Его поддерживает и информация о хороших результатах работы. Подорвать же его можно самыми различными способами. Всегда находятся люди которые ставят под сомнение права лидера, преуменьшают успехи, не выражают достаточного уважения и послушания и делают это порой не только скрыто но и явно. Авторитет подрывает информация о неудачах, а также усилия противников того курса, который лидер проводит. Эти объективные противоречия сопровождаются противоречиями субъективными. Человек считающий себя авторитетом убежден в своей силе, правоте, в том что он больше знает, понимает чем окружающие, которые должны это осознавать и слушать его. Но он вынужден считаться и с тем. что может сделать ошибку, может скомпрометировать себя незнанием каких-либо вещей, плохой ориентацией в обстановке и неточным предвидением хода событий, порождающие ошибочные решения. Он также не может не замечать в своем окружении тех людей которые сомневаются в его действиях, правах, которые не высказывают ему должного уважения. Подобная ситуация приводит к внутреннему конфликту, стрессу который отравляет жизнь руководителя.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |