КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ощущения и восприятия
Темы для рефератов и докладов Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Психология как наука и ее задачи. 2. Методы психологии. 1. Современная психология и ее место в системе наук. 2. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. 3. Значение психологических знаний для идеологической теории и практики. 4. Принципы и методы исследования современной психологии. 5. Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии. 6. Эксперимент, его разновидности и процедура психологического исследования. 7. Психологические тесты. Список литературы 1. Аболин Л. М. О восприятии и понимании ребенка / Л. М. Аболин, Т. В. Иванова, И. Ф. Сибагатуллина. – Казань–Рига, 1996. 2. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – 3. Анцыферова Л. И. Методологические проблемы психологии развития / Л. И. Анцыферова // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. 4. Асеев В. Г. Возрастная психология. Учеб. пособие / В. Г. Асеев. – Иркутск, 1989. 5. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – Киев, 1989. 6. Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 1973. 7. Гилъбух Ю. 3. Психодиагностика в школе / Ю. З. Гильбух. – М., 1989. 8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1988. 9. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. – М., 1982. 10. Дубинин Н. П., Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления / Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев. – М., 1989. 11. Литвинцева Н. А. Психологический автопортрет / Н. А. Литвинцева. – М., 1997. 12. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. – М., 1990. 13. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982. 14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. – Т. 1. – М., 1989. 15. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. – М., 1980. Познание человеком окружающей его действительности осуществляется прежде всего посредством органов чувств. Поэтому оно именуется чувственным познанием, чувственным отражением действительности. Возникающие при этом у человека образы предметов и явлений действительности называются ощущениями и восприятиями. Между этими психическими процессами есть нечто общее, но есть Все это свидетельствует о решающей роли ощущений и восприятий в жизни и деятельности людей. Основное существенное различие между ощущениями и восприятиями связано с их отражательной сущностью. Ощущение — это психический процесс отражения отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Существует несколько классификаций ощущений. Наиболее распространенной является классификация, основанная на признаке среды, из которой поступают раздражения, воздействующие на рецепторы. Это внешняя среда, в которой протекает жизнь и многообразная деятельность человека, и внутренняя среда его организма. Соответственно раздражения из внешней среды и вызванные ими ощущения получили название экстероцептивных; раздражения же, поступающие из внутренней среды, и ощущения, от них возникающие – интероцептивных. К экстероцептивным относятся ощущения зрительные, слуховые, кожные (среди них осязательные, температурные, болевые), обонятельные, вкусовые. К интероцептивным относятся ощущения, характеризующие состояние внутренних органов, ощущения тяжести, боли, голода и т. д.; вестибулярные ощущения; двигательные ощущения (ощущения положения и перемещения в пространстве всего тела и отдельных его частей). Их называют также проприоцептивными, или кинестезическими. Такое многообразие разновидностей ощущений соответствует специализации анализаторов. Она выражается в том, что каждый из них реагирует на действия только определенных, специфических для него раздражителей: зрительный – световых, слуховой – звуковых и т. д. Такая специализация – следствие длительного эволюционного и общественно-исторического их развития и того, что анализаторы и соответствующие им ощущения являются, с одной стороны, механизмами ориентировки в окружающей среде, в условиях жизни и деятельности, с другой – механизмами регуляции действий и деятельности в данных условиях. В области ощущений существуют определенные закономерности. Центральная закономерность ощущений – существование порогов чувствительности. Порогами ощущений называются величины (по интенсивности) раздражений, при которых ощущения возникают, могут сохраняться, Нижним, или абсолютным порогом называется минимальная сила раздражения, при которой возникает едва заметное ощущение. Верхним порогом называется наибольшая сила раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение определенного вида. Установлено, что нижним и верхним порогами, например, ощущения цвета являются колебания электромагнитных волн частотой от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон, а ощущения звука – колебания звуковых волн от 20 до 20 000 гц. Сверхвысокие по интенсивности раздражители вместо ощущений определенного вида вызывают боль. Порогом различения называется наименьшая величина, на которую нужно увеличить или уменьшить интенсивность действующего раздражения, для того чтобы впервые возникло ощущение его изменения. Эта величина для каждого вида ощущений является определенной и относительно постоянной. Для зрительных ощущений она составляет – 1/100, для слуховых – 1/10, для тактильных – 1/30. Пороги ощущений тесно связаны с чувствительностью анализаторов. Однако зависимость между ними обратная: чем ниже абсолютный порог, или порог различения, тем выше чувствительность. Чувствительность Отрицательное влияние на чувствительность, а следовательно, и на пороги ощущений оказывает утомление. Следующая закономерность ощущений – это адаптация. Явление адаптации – в приспособлении анализаторов к функционированию в изменяющихся условиях внешней среды. Оно заключается в повышении или понижении их чувствительности. Такова, например, зрительная световая адаптация. Под влиянием яркого света всегда устойчиво понижается чувствительность зрительного анализатора. При переходе из темного помещения в ярко освещенную комнату требуется не менее 3–5 мин для того, чтобы глаз «приспособился» к повышенному (по сравнению с прежним) освещению. В каждой системе анализаторов – зрительной, слуховой, кинестетической и других – существуют анализаторные связи между корковыми элементами. Вместе с тем существуют и межанализаторные связи, которые обеспечивают взаимодействие анализаторов. Оно проявляется Восприятие в отличие от ощущений – психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. В восприятии синтезированы (объединены) многие ощущения, хотя оно не является их простой суммой. Например, штангист, захватывая гриф штанги, не только видит ее, но и ощущает толщину грифа, холод металла, меру «сцепления» пальцев рук с грифом. Все эти ощущения обобщаются Для восприятия характерен и ряд других особенностей: константность, осмысленность, апперцепция. Константность восприятия характеризуется тем, что в определенных границах человек воспринимает предметы как относительно неизменные. Она обнаруживается, например, при зрительном восприятии формы и цвета предметов. Так, классная доска воспринимается черной, потолок – белым и при ярком солнечном освещении, и при тусклом свете пасмурного утра, и при электрическом освещении. Конечно, константность восприятия сохраняется не всегда, она может изменяться (например, при очень ярком и быстро изменяющемся цветовом освещении). Тогда естественные цвета предметов начинают как бы смещаться в сторону бликов цветового освещения. Так, в зависимости от сменяющих друг друга ярко-красного, фиолетового, зеленого цветов освещения меняется цвет костюма фигуриста, цвет лица у актера. Константность восприятия имеет большое жизненное значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения человек сталкивался бы с «новыми» предметами и перестал бы узнавать то, что ему было известно раньше. При этом точность, быстрота восприятия предметов были бы значительно снижены, а это, в свою очередь, затрудняло бы эффективную ориентировку человека в условиях его трудовой, учебной, спортивной деятельности. Следующая особенность восприятия – это осмысленность. Восприятие – это не только чувственное отражение, но и осознание предметов, их осмысливание. Это значит, что в процессе восприятия включено и мышление. Воспринимая предмет, человек стремится вслух или про себя словесно назвать его или соотнести с какими-то другими предметами, напоминающими его. В этом выражается не только осмысленность, но и обобщенность восприятия. Осмысленность его хорошо проявляется, например, при восприятии незавершенных рисунков. Рассмотрение рисунка обнаруживает единство чувственных и логических элементов познания, неразрывную связь восприятия и мышления человека. Поэтому окружающая действительность в восприятии полнее и глубже, хотя это и относится только к внешним свойствам и качествам предметов. Для восприятия характерно также и явление апперцепции. Апперцепцией называется зависимость восприятия от жизненного опыта человека, интересов, запаса знаний, ценностных ориентаций и установок. С апперцепцией связаны целенаправленность и избирательность восприятия, индивидуальные различия в восприятии одного и того же предмета различными людьми. Например, воспринимая сломанные лыжи, мастер, производящий их, будет фиксировать внимание на материале, из которого они изготовлены, качестве их изготовления, художник-дизайнер – на внешнем оформлении, начинающий спортсмен – на соответствии лыж росто-весовым показателям, опытный тренер, выбирающий лыжи для своих учеников, будет оценивать их всесторонне. Восприятие – это процесс, в котором отражаются и особенности реально существующих качеств и отношений предметов внешнего мира, служащих источником восприятия, и своеобразие субъективной деятельности личности. Внутренние установки и определенная направленность личности составляют объективный характер восприятия. Это раскрывается в предопределенности восприятия субъективной настроенностью личности. Своеобразие сенсорной деятельности в определенных условиях также может влиять на увеличение роли субъективных качеств восприятия. Примерами этому служат иллюзии восприятия, нарушение константности, явления одновременного и последовательного контрастов, взаимоотношения фигуры и фона восприятия. Многообразие чувственного отражения личностью окружающего объективного мира выступает в восприятии предметов, пространства, движений, времени, человеческих отношений и в восприятии человека человеком. Полученные знания, имеющийся опыт, представления памяти включаются в процесс восприятия. Всякий новый предмет осмысливается и определяется в системе имеющегося интеллектуального и эмоционального багажа личности. Благодаря включению мышления в акт восприятия уже на уровне чувственного познания совершается осмысливание и первоначальное обобщение. В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер – становится наблюдением. Систематически организуемое наблюдение, приносящее личности глубокое удовлетворение и помогающее решать волнующие ее вопросы, может стать более или менее длительным интеллектуальным состоянием личности. При определенных обстоятельствах в поведении человека обнаруживается наблюдательность, являющаяся сложным специфическим проявлением личности. Длительное и постоянное культивирование наблюдения, а также потребности практической профессиональной деятельности способствуют выработке наблюдательности как устойчивой черты поведения или деятельности личности. Наблюдательность становится свойством личности.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |