КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внимание
Темы рефератов и докладов Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Ощущение как познавательный психический процесс. 2. Характеристика свойств и закономерностей ощущений. 3. Восприятие и его закономерности. 4. Свойства восприятия. 1. Образ как результат чувственного познания. 2. Учет закономерностей сенсорных процессов в деятельности и общении. 3. Сенсорная организация личности. 4. Восприятие времени и личность. Список литературы 1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – М., 1977. 2. Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – М., 1983. 3. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Д. С. Брунер. – М., 1977. 4. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. / Л. М. Веккер. – Т. 1. – Л., 1974. 5. Величковский Б. М. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. – М., 1973. 6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. – Т. 2. – М., 1982. 7. Гостев А. А. Проблемы психологии образа / А. А. Гостев, 8. Грегори Р. Л. Разумный глаз / Р. Л. Грегори. – М., 1972. 9. Губин В. Д. Восприятие и проблема адекватности образа / В. Д. Губин // Вопр. философии. – 1979. – № 2. 10. Душков Б. А. Психика и классификация уровней отражения действительности / Б. А. Душков, В. А. Чудинов // Психол. журнал. – 1980. – Т. 1. – № 2. 11. Забродин Ю. М. Субъективные характеристики сенсорного процесса / Ю. М. Забродин, В. И. Шаповалов // Психол. журнал. – 1983. – Т. 4. – № 3. 12. Курячий С. И. Влияние установок личности на восприятие другого человека / С. И. Курячий // Вопр. психологии. – 1983. – № 6. 13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М., 1982. 14. Лисенкова В. П. Об особенностях отражения пространства и времени человеком / В. П. Лисенкова // Психол. журнал. – 1981. – Т. 2. 15. Логвиненко А. Д. Психология восприятия: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов / А. Д. Логвиненко. – М., 1974. 16. Ломов Б. Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения / Б. Ф. Ломов // Психол. журнал. – 1980. – Т. 1. – № 1. 17. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие / А. Р. Лурия. – М., 1975. 18. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М., 1975. Внимание в системе психологических феноменов занимает особое положение. Оно включено во все остальные психологические процессы, выступает как их необходимый момент и отделить его от них, выделить Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно включено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические, в частности, двигательные действия людей, в их поведенческие акты – поступки. Это обеспечивает ясность Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное. Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма. Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой. Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели – как реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета. Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на короткий срок. Но произвольное внимание может удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др. Так может приковать внимание учащихся преподаватель, интересно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специально, с целью достижения положительного результата деятельности, в данном случае урока.
Следовательно, внимание является не только фактором, ограничивающим психическую деятельность, но и само может регулироваться извне, в частности, в педагогическом процессе. Послепроизволъное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия. Все три вида внимания – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из нихна какое-товремя становится преобладающим. Свойствами внимания называются особенности его проявления. Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого Концентрация внимания – свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится высоко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен. Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков. Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой ее новых задач. Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания. Истинное отвлечение является следствием многих причин. Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, снижение интереса Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания (индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности. При организации учебно-воспитательного процесса в школе учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности внимания школьников, характер учебной деятельности. В зависимости от организации последней выделяют коллективное, групповое и индивидуальное внимание. Коллективное внимание выражается в сосредоточении всех учащихся класса на одном объекте (рассказе учителя, наглядном пособии, ответе ученика и т. д.). Групповое внимание заключается в сосредоточении внимания группы учеников на собственном объекте в условиях работы Завершая теоретическое изучение материала по данной теме, следует выделить основные пути управления вниманием учащихся в процессе обучения и воспитания, пути формирования внимания и внимательности. Это: а) организация учебного материала (его структурирование, подбор ярких примеров и т. д.); б) использование технических средств обучения; в) организация деятельности учащихся на уроке (темп, ритм, смена деятельности и т. д.); г) организация деятельности учителя (организация устной и письменной речи учителя, методы педагогического воздействия и оценки и т. д.); д) формирование у учащихся навыков учебной деятельности и научной организации труда (в частности, действийконтроля и самоконтроля); е) формирование у учащихся мотивации учения, устойчивых интересов к учебной, общественной и трудовой деятельности.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |