КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии. Темы для рефератов и докладов
ПАМЯТЬ Темы для рефератов и докладов Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Понятие внимания. 2. Виды внимания. 3. Свойства внимания. 4. Формирование внимания в учебной деятельности школьников. 1. Внимание и его психологические свойства. 2. Психологические теории внимания. 3. Внимание и установка. 4. Развитие внимания. Список литературы 1. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский. – М., 1982. 2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. – М., 1984. 3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. – Т. 3. – М., 1983. 4. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. – М., 1974. 5. Гоноболин Ф. Н. Вниманиеи его воспитание / Ф. Н. Гоноболин. – М., 1972. 6. Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания / Н. Ф. Добрынин // Вопр. психологии. – 1973. – № 3. 7. Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания / Н. Ф. Добрынин // Вопр. психологии. – 1975. – № 2. 8. Ермолаев О. Ю. Внимание школьника / О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова. – М., 1987. 9. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? / С. С. Левитина. – М., 1980. 10. Лурия А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. – М., 1975. 11. Страхов И. В. Воспитание внимания школьников / И. В. Страхов. – М., 1958. 12. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М., 1976. Памятью называется запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, Память служит основой непрерывности психической деятельности, связывая прошлое, настоящее и будущее. Основные процессы памяти – запоминание,сохранение, Запоминание – процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и действий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) запоминание. Непроизвольное запоминание осуществляется как бы самособой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно определяется не установками или целями, а особенностями объектов и отношением человека Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, артист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запоминает его в ходе репетиций, главная цель которых заключаетсяне втом, чтобы усвоить слова, Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой деятельности. Произвольное запоминание – запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), что придает ему планомерность и организованность. Особая форма произвольного запоминания – заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и очень прочно. Сохранение – удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, многократно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго». Главным условием сохранения является использование запомнившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям. Забывание – не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непроизвольно. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, ненужных, незначимых деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро забывается то, что редко включается Воспроизведение – избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами в деятельности. Разновидностью воспроизведения является узнавание, проявляющееся при вторичном восприятии объекта. Обычно возникающее при этом чувство знакомости объекта сопровождается мыслью: «Да, я это где-то видел». Мысль отождествляет отражаемое в настоящий момент с тем, что воспринималось раньше. Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение происходит хотя и без всякого намерения, обычно не само собой. Толчком к непроизвольному воспроизведению обычно служат какие-то причины, вызывающие соответствующие ассоциации. Произвольным называется воспроизведение, которое организуется посредством волевых усилий и сознательно поставленной целью. Главной особенностью такого воспроизведения является наличие осознаваемого мотива. Разновидностью произвольного воспроизведения является припоминание. Это сознательное, целенаправленное воспроизведение, требующее специфического напряжения для преодоления внутренних затруднений. Существует несколько оснований для выделения видов памяти: 1) степень сознательной активности при запоминании и воспроизведении; 2) психологическое содержание запоминаемого; 3) продолжительность сохранения. По степени сознательной активности различают память непроизвольную и произвольную. Произвольная, в свою очередь, может быть механической и логической. При механической памяти запоминание и воспроизведение совершаются на основе пространственной или временной близости и последовательности предметов, явлений и событий; при логической – на основе установления тех или иных смысловых связей между ними, независимо от расположения в пространстве или следования во времени. По продуктивности запоминания логическая память, как правило, превосходит механическую: продолжительность сохранения материала, запечатленного логически, значительно больше. Вместе с тем для человека важен и тот и другой виды памяти. Логическая память необходима для понимания и запоминания смысла изучаемого материала и включения в его систему уже накопленных знаний, механическая – для точного, полного запечатления и сохранения запоминаемого. По психологическому содержанию запоминаемого выделяется память образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательная. Эти четыре вида памяти присущи всем людям. Однако развиты они неравномерно: какой-то (или какие-то) является преобладающим. Преобладание того или иного вида памяти влияет на успешность овладения теми или иными учебными предметами, равно как и различными видами деятельности. В образной памяти выделяют зрительную и слуховую (а также обонятельную, вкусовую, осязательную). Если человек хорошо запоминает, узнает и воспроизводит зрительные образы, если он лучше запоминает материал при чтении «про себя» у него хорошая зрительная память; если же человек хорошо запоминает мелодии и воспроизводит их, если он лучше запоминает прочитанное ему вслух или когда ему читают или говорят, то у него хорошая слуховая память. Словесно-логическая память – подлинно человеческий вид памяти. Это память на мысли, выраженные в понятиях. Именно благодаря словесно-логической памяти знания становятся достоянием человека, тем, что им не просто заучено, а глубоко продумано, принято. Эмоциональная память – память на чувства. Это запоминание человеком своих переживаний и переживаний других людей. Эмоциональная память может быть основой мотивов, побуждающих человека к каким-то действиям или удерживающих его от совершения того или иного поступка. Она же является основой сопереживаний. Двигательная память – память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деятельности. По продолжительности сохранения память делится на долговременную, кратковременную и оперативную. Долговременная память характеризуется значительной длительностью сохранения материала после его восприятия и закрепления. Кратковременная память – это непродолжительное сохранение информации после одно-двухкратного ее восприятия. Оперативная память сохраняет информацию лишь на то время, которое необходимо для совершения действий (например, набрать только что названный номер телефона, записать пришедшую в голову или услышанную мысль, исполнить только что воспринятый приказ). Существуют индивидуальные различия между людьми по объему, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения, готовности памяти. Объем памяти – это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия. В среднем объем памяти равен 6–8 объектам. Индивидуально он колеблется от 3 до 12. Точность памяти определяется идентичностью воспроизводимого Быстрота запоминания – это время (или число повторений), необходимое для полного и правильного запоминания материала. Длительность сохранения – время удержания в памяти материала. Выражение «короткая память» относится именно к этому ее качеству. Готовность памяти – это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться. Нередко учащиеся, получив неудовлетворительную оценку на экзамене и выйдя за дверь аудитории, вдруг начинают рассказывать товарищам то, чего две минуты назад не могли рассказать преподавателю. Готовность памяти определяет прикладность знаний. В сочетании с мышлением она определяет сообразительность и находчивость. Сочетание перечисленных качеств позволяет по индивидуальным различиям памяти разделить людей на четыре группы: а) быстро и прочно запоминающих, медленно забывающих; б) быстро запоминающих, но скоро забывающих; в) медленно запоминающих, но долго помнящих; г) медленно запоминающих и быстро забывающих. Одним из главных условий учебной деятельности и многих видов труда является организация запоминания путем использования специальных приемов заучивания. Основные из них следующие: Постановка цели запоминания. Можно несколько раз прочесть какой-либо текст и не суметь воспроизвести его достаточно полно и точно, пока установка «читаю-воспринимаю» не будет заменена установкой «читаю-запоминаю». Как только цель поставлена, продуктивность запоминания существенно возрастает. Установка на длительность запоминания. Прочность сохранения материала зависит от того, какая принята установка: запомнить надолго или на короткий срок. Запоминаемый материал сохраняется значительно более прочно и длительно, если имелась установка запомнить на долгий срок, тем более навсегда. Предварительная специальная обработка материала, подлежащего запоминанию. Предварительно запоминаемый материал должен быть внимательно изучен. В нем следует выделить наиболее существенное, найти смысловые опоры памяти, его можно перегруппировать в зависимости от задач запоминания. Тщательно изучаемый и анализируемый материал может переходить в творчество, что является высшей целью любого обучения. Очень полезно для запоминания связывание его содержания с жизненным опытом человека, с основными целями и задачами деятельности. Полная сосредоточенность внимания на процессе запоминания. Без напряженного внимания процесс заучивания не может быть продуктивным. При заучивании необходимо соблюдать следующие правила повторения: а) повторять материал нужно своевременно, так как наиболее интенсивно забывание идет в первые часы и дни после запоминания; б) повторять материал лучше распределенно во времени,а неконцентрированно. Например, заучив стихотворение, лучше прочитывать его дважды по два раза в день (утром и вечером) в течение четырех дней, чем сразу 16 раз подряд; в) в процессе заучивания необходимо чередовать повторение текста г) продуктивность заучивания следует проверять не узнаванием,
1. Общее понятие о памяти. 2. Основные процессы памяти. 3. Виды памяти. 4. Индивидуальные различия памяти. 5. Рациональные приемы заучивания.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |