КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
МЫШЛЕНИЕ. Темы для рефератов и докладов
Темы для рефератов и докладов 1. Виды памяти у человека. 2. Индивидуальные особенности и нарушения памяти. 3. Теории памяти. 4. Факторы, определяющие развитие памяти у человека. Список литературы 1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М., 1980. 2. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П. П. Блонский. – Т. 2. – М., 1979. 3. Вейн А. М. Память человека / А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая. – М., 1973. 4. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы / Е. А. Громова. – М., 1980. 5. Зинц Р. Обучение и память / Р. Зинц. – М., 1979. 6. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. – М., 1961. 7. Ипполитов Ф. В. Память школьника / Ф. В. Ипполитов. – М., 1978. 8. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы / Р. Клацки. – М., 1978. 9. Лезер Ф. Обучение и память / Ф. Лезер. – Минск, 1984. 10. Линдсей П. Переработка информации у человека: Введение 11. Лурия А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. – М., 1975. 12. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста / А. Р. Лурия. – М., 1968. 13. Ляудис В. Я. Память в процессе развития / В. Я. Ляудис. – М., 1976. 14. Николаев Н. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти / Н. Николаев, Г. Нешев. – М., 1988. 15. Норман Д. А. Память и научение / Д. А. Норман. – М., 1985. 16. Роговин М. С. Проблемы теории памяти / М. С. Роговин. – М., 1977. 17. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. – М., 1966. 18. Хоффман И. Активная память / И. Хоффман. – М., 1986. 19. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М., 1979. 20. Шабанов П. Д. Нарушения памяти и их коррекция / П. Д. Шабанов, Ю. С. Бродкин. – Л., 1989. Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни. Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функцию, то есть функцию общения. И здесь особое значение приобретает выражение его в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы – всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди. Чувственное отражение и мышление – единый процесс познания человеком окружающей действительности. Источником познания служит практика. Начинается все с ощущений и восприятий, то есть с живого созерцания. Никакими другими путями нельзя получить знания о различных предметах и явлениях, о свойствах вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное познание восходит к мысленному – абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется его связь с чувственными образами ощущений, восприятий Такое отвлеченное и обобщенное познание позволяет понять мир полнее и глубже. Истинность же такого познания проверяется практикой. Здесь она уже выступает как критерий правильности человеческого познания, человеческого мышления. Единство чувственного отражения и мышления позволяет сопоставить прошлое и настоящее, предвидеть и проектировать будущее. Это относится не только к окружающему миру вещей, явлений, других людей, но и к самому человеку, позволяет ему «учиться властвовать собой». Как все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического в мышлении основывается на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга. Мышление – всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность. Мышление – это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычленяются общие Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление. Его называют еще практически действенным или просто практическим мышлением. Оно протекает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производственных, организации учебного процесса. Этот вид мышления является, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека Наглядно-образное мышление. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образное мышление тесно связано с практическим мышлением. Словесно-логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими, физическими Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой именно, определяется условиями и требованиями деятельности. Скажем, у физика-теоретика или у философа – словесно-логическое мышление, у художника – наглядно-образное. Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления. Основные формы мышления – понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия словами в различных языках сущность остается одной и той же. Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить – всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями. Суждение – форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (например, «все растения имеют корни»), частными, одиночными. Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (дедукция). Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему. Например: «когда Ивановой исполнилось Существует еще умозаключение по аналогии. Оно обычно используется для построения гипотез, то есть предположений о возможности тех или иных событий, явлений. Процесс умозаключения, таким образом, представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому или иному умозаключению. Мыслительными операциями называются умственные действия, используемые в процессе мышления. Это анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация. Анализ – мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств. Синтез – мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др. Анализ и синтез взаимосвязаны друг с другом. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности. Сравнение – мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками. Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений. Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака. Классификация – мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам. Мыслительные операции, как правило, протекают не изолированно, Анализ и синтез образуют единство. В процессе анализа происходит сравнение с целью выделения общих и различных признаков той или иной группы явлений, предметов. Мышление, как известно, – обобщенное отражение действительности. Процесс же выделения общих существенных признаков требует отвлечения, следовательно, в процесс анализа и синтеза включена и абстракция. Мышление может быть образным – на уровне образов, восприятий Индивидуальные особенности мышления проявляются в различных свойствах умственной деятельности. Они складываются в процессе жизни и деятельности и в значительной мере определяются условиями обучения и воспитания. Имеют значение и типологические особенности высшей нервной деятельности. К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления. Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, умением творчески мыслить, способностью к широким обобщениям, умением связывать теорию с практикой. Глубина ума – это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях. Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов. Гибкость мышления – это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться с одного способа действия на другой. Самостоятельность мышления выражается в умении поставить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и действовать
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |