Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение




Темы для рефератов и докладов

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Понятие о мышлении и основные его функции.

2. Виды и формы мышления.

3. Операционные компоненты мышления.

4. Индивидуальные особенности мышления.

1. Мышление как познавательный психический процесс и его осо­бенности.

2. Психология творческого мышления.

3. Проблемы измерения мышления.Тесты и коэффициент интел­лекта.

4. Средства развития мышления.

5. Личностные особенности творческого человека.

Список литературы

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – Кн. 2. – М., 1982.

2. Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук. – Киев, 1978.

3. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. — М., 1983.

4. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. / Л. М. Веккер. – Т. 2. Мышление и интеллект. — Л., 1976.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. – Т. 2. – Т. 3, 6. – М., 1983.

6. Гальперин П. Я. К психологии творческого мышления // Вопр. психологии / П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик. – 1982. – № 5.

7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М., 1986.

8. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / М. Доналдсон. – М., 1985.

9. Зак А. 3. Как определить уровень развития мышления школьников / А. З. Зак. – М., 1982.

10. Кликс Ф. Пробуждающее мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. – М., 1983.

11. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. /А. Н. Леонтьев. – Т. 2. – М., 1983.

12. Лурия А. Р. Язык и мышление / А. Р. Лурия. – М., 1979.

13. Петухов В. В. Психология мышления: Учеб.-метод. пособие / В. В. Петухов. – М., 1987.

14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Ге­незис числа у ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. – М., 1969.

15. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.

16. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. / Б. М. Теплов. – Т. 1. – М., 1985

17. Тихомиров О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М., 1984.

18. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981.

19. Якиманская И. С. Знание и мышление школьника / И. С. Якиманская. – М., 1985.

Воображением (фантазией) называется процесс воспроизведения
и преобразования хранящихся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых сочетаниях и связях новых образов новых предметов, явлений, действий, условий деятельности.

Воображение является одним из тех новообразований в психике человека, которое связано с удовлетворением потребностей выйти за рамки существующего настоящего и заглянуть в будущее.

Реальность воображаемого проверяется практикой. Чтобы создавать нечто новое в воображении, нужно много знать, видеть, слышать, накопить практический опыт в жизни и хранить все это в определенной системе и в переработанном с помощью мышления виде. Чем богаче опыт человека, тем больше он имеет возможностей для создания небывалых комбинаций бывалых впечатлений. Различают воображение воспроизводящее и творческое, мечты и грезы.

Воспроизводящее воображение – процесс воссоздания образа какого-либо предмета, события, человека, местности и т. д. по описанию, чертежу, схеме, географической карте или по другим знаковым изображениям.

Воспроизводящее воображение функционирует у каждого человека всегда, когда приходится рисовать в своем воображении то, что недоступно непосредственному восприятию. Существенно, что полнота, точность, яркость образов воспро­изводящего воображения зависят, прежде всего,
от качества, характера и формы материала, вызывающего эти образы. Но они, как и все другие психические образы, – субъективные образы объективного мира. Поэтому их полнота, точность, яркость зависят от широты, глубины знаний и личностных установок человека.

Творческое воображение – это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей, обогащающих теорию и практику деятельности человека.

Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появляется потребность в создании чего-то нового. Творчес­кое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (со­единение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ творческого воображения, выступают все­гда в новых сочетаниях и комбинациях. В большинстве случаев ре­зультат творческого воображения может быть материализован, то есть, создана новая машина, прибор, новый сорт растений и др. Но об­разы воображений могут оставаться и на уровне идеального содер­жания, в виде научной монографии, романа, поэмы и др.

Творческое воображение теснейшим образом связано с мыш­лением, особенно с такими операциями, как анализ, синтез, срав­нение, обобщение.

Выделяют несколько приемов создания творческих образов во­ображений: агглютинация, аналогия, преувеличение/преуменьше­ние, акцентирование, типизация.

Агглютинация (лат. – склеивание) – прием соединения («скле­ивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюже­тах в виде образов избушки на курьих ножках, русалки – женщи­ны с хвостом рыбы и др. Используется агглютинация и в реальных образах (например, танк-амфи-бия, аккордеон, в котором сочета­ются элементы пианино и баяна).

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши был создан локатор.

Преувеличение/преуменьшение – прием, с помощью которого стремятся показать господствующие качества человека (например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце Мальчика с пальчика).

Акцентирование – прием, близкий к преувеличению, выделя­ющий
в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в кари­катурах и шаржах.

Типизация – самый сложный прием творческого создания об­разов воображения. Характеризуя творчество в литературе, М. Горький говорил, что характер героя делается из многих отдель­ных черточек, взятых от различных людей определенной социаль­ной группы. Нужно присмотреться
к сотне-другой, скажем, рабо­чих для того, чтобы приблизительно верно описать портрет одного рабочего.

Все описанные приемы могут быть использованы в любой сфе­ре жизни и деятельности в связи с поиском нового, с проявлением творческого воображения.

Мечтой называются создаваемые в воображении образы же­лаемого. Они не противоречат реальной действительности, поэто­му при определенных условиях мечта может быть осуществлена. Многие столетия многие люди мечтали летать, но в их телесной орга­низации нет крыльев. Однако наступило время, когда были созда­ны летательные аппараты, и человек полетел. Теперь воздушный транспорт стал повседневным, быстрым, удобным средством сообщения и передвижения. Мечта, таким образом, – полезный меха­низм творческой деятельности.

Грезами называется бесплодное фантазирование. В грезах че­ловек вызывает в сознании образы и мысли несбыточные, противо­речащие реальной действительности.

В любом виде человеческого труда – будь то труд педагога, инженера, врача, конструктора, токаря-новатора, художника, писателя, ученого и даже учащегося, который пишет сочинение, – имеют место те или иные проявления воспроизводящего или творческого воображения.

Воображение нужно и школьнику. Чтобы понять, например, историю, нельзя не воспроизвести в воображении места, людей, условия их жизни, описываемые события прошлого.

Воображение, творчество пронизывают и всю деятельность педагога. Не случайно в психологической структуре деятельности учителя ведущее место занимают конструктивные и проектировочные умения.

Конструктивные умения связаны с планированием занятий на целый учебный год, четверть, с построением и проведением каждо­го урока. Они всегда дают большой эффект, если основой их служит творческое начало.

В проектировочных умениях творческое начало выражено ярче. Здесь речь идет о необходимости видеть «завтрашний день» своих учеников (видеть, каким каждый из них должен стать, скажем, к концу года)
и соответственно этому строить педагогический процесс. Только в этом случае обучение и воспитание становятся факторами, направляющими всестороннее развитие школьников.

Развитие воображения в процессе обучения, воспитания, как и в процессе других видов деятельности, служит основой развития творческих способностей человека.

Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показыва­ют, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чер­там, личности, прежде всего, относится одухотворенность. При оду­хотворенности воображение включено во всю познавательную де­ятельность. При этом отношения человека к другим людям, к жиз­ни эмоционально приподняты.

Чертой, противоположной одухотворенности, является проза­ич-ность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвы­шенной мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У тако­го человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот. Если у него и наблюдается проявление одухотворенности, то это только вспышки, которые лишь подчеркивают типичную для него проза­ичность.

Одухотворенность – одно из важнейших и ценнейших качеств личности педагога. Учителя, который рассказывает учащимся дав­но известный ему материал, всегда подстерегает опасность сосколь­знуть во время урока в плоскость обыденного, прозаического пере­живания фактов. В этом одна из причин серых, сухих, неинтерес­ных уроков.

Одухотворенность, как черта личности, может своеобразно про­явиться в романтическом складе человека или его поэтической на­туре.

Романтик – это, прежде всего, оптимист, который смело смот­рит
в будущее и идет навстречу ему. Во имя будущего он согласен и внутренне готов переносить трудности, лишения и опасности. Он смело берется за дело ради радостной жизни людей.

Следует отметить, что романтики – не обязательно люди юно­шеского возраста. Романтиками бывают и те, кто по своему паспор­тному возрасту считается зрелым человеком.

Романтик – натура деятельная, волевая. Это человек, у кото­рого идеи воплощаются в жизнь через непосредственное участие в больших и малых делах. В эти дела романтики вкладывают все свои силы. Психологически для романтизма, преж­де всего, свойственна прямая связь воображения
с волевой сферой, с мужественным стойким характером, с возвышенностью намере­ний и поступков.

Поэтическая натура характеризуется единством высоких чувств
и воображения. Это проявляется в особо чутком и глубоком художественном восприятии произведений искусства, природы и жизни во всех ее многообразных проявлениях. При наличии склонности и способности к творческой деятельности из поэтической натуры развивается тип художника – творца эстетических ценностей.

С мечтой, как особым видом воображения, связана такая черта личности, как мечтательность. В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности, однако мечтательность не считают положительной чертой личности. Мечтательность становится положительным качеством личности, если она включена в деятельность, является одним из побудителей ее и связана с волевыми качествами человека.

Чертой характера человека, возникающей из особенностей его воображения, является фантазерство. Для фантазера характерно возникающее незаметно для него самого искажение фактов, он выдает желаемое за действительное, строит воздушные замки, сам, веря в их существование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.