КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воображение
Темы для рефератов и докладов Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Понятие о мышлении и основные его функции. 2. Виды и формы мышления. 3. Операционные компоненты мышления. 4. Индивидуальные особенности мышления. 1. Мышление как познавательный психический процесс и его особенности. 2. Психология творческого мышления. 3. Проблемы измерения мышления.Тесты и коэффициент интеллекта. 4. Средства развития мышления. 5. Личностные особенности творческого человека. Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – Кн. 2. – М., 1982. 2. Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук. – Киев, 1978. 3. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. — М., 1983. 4. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. / Л. М. Веккер. – Т. 2. Мышление и интеллект. — Л., 1976. 5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. – Т. 2. – Т. 3, 6. – М., 1983. 6. Гальперин П. Я. К психологии творческого мышления // Вопр. психологии / П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик. – 1982. – № 5. 7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М., 1986. 8. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / М. Доналдсон. – М., 1985. 9. Зак А. 3. Как определить уровень развития мышления школьников / А. З. Зак. – М., 1982. 10. Кликс Ф. Пробуждающее мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. – М., 1983. 11. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. /А. Н. Леонтьев. – Т. 2. – М., 1983. 12. Лурия А. Р. Язык и мышление / А. Р. Лурия. – М., 1979. 13. Петухов В. В. Психология мышления: Учеб.-метод. пособие / В. В. Петухов. – М., 1987. 14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. – М., 1969. 15. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990. 16. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. / Б. М. Теплов. – Т. 1. – М., 1985 17. Тихомиров О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М., 1984. 18. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. 19. Якиманская И. С. Знание и мышление школьника / И. С. Якиманская. – М., 1985. Воображением (фантазией) называется процесс воспроизведения Воображение является одним из тех новообразований в психике человека, которое связано с удовлетворением потребностей выйти за рамки существующего настоящего и заглянуть в будущее. Реальность воображаемого проверяется практикой. Чтобы создавать нечто новое в воображении, нужно много знать, видеть, слышать, накопить практический опыт в жизни и хранить все это в определенной системе и в переработанном с помощью мышления виде. Чем богаче опыт человека, тем больше он имеет возможностей для создания небывалых комбинаций бывалых впечатлений. Различают воображение воспроизводящее и творческое, мечты и грезы. Воспроизводящее воображение – процесс воссоздания образа какого-либо предмета, события, человека, местности и т. д. по описанию, чертежу, схеме, географической карте или по другим знаковым изображениям. Воспроизводящее воображение функционирует у каждого человека всегда, когда приходится рисовать в своем воображении то, что недоступно непосредственному восприятию. Существенно, что полнота, точность, яркость образов воспроизводящего воображения зависят, прежде всего, Творческое воображение – это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей, обогащающих теорию и практику деятельности человека. Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появляется потребность в создании чего-то нового. Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ творческого воображения, выступают всегда в новых сочетаниях и комбинациях. В большинстве случаев результат творческого воображения может быть материализован, то есть, создана новая машина, прибор, новый сорт растений и др. Но образы воображений могут оставаться и на уровне идеального содержания, в виде научной монографии, романа, поэмы и др. Творческое воображение теснейшим образом связано с мышлением, особенно с такими операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выделяют несколько приемов создания творческих образов воображений: агглютинация, аналогия, преувеличение/преуменьшение, акцентирование, типизация. Агглютинация (лат. – склеивание) – прием соединения («склеивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюжетах в виде образов избушки на курьих ножках, русалки – женщины с хвостом рыбы и др. Используется агглютинация и в реальных образах (например, танк-амфи-бия, аккордеон, в котором сочетаются элементы пианино и баяна). Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши был создан локатор. Преувеличение/преуменьшение – прием, с помощью которого стремятся показать господствующие качества человека (например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце Мальчика с пальчика). Акцентирование – прием, близкий к преувеличению, выделяющий Типизация – самый сложный прием творческого создания образов воображения. Характеризуя творчество в литературе, М. Горький говорил, что характер героя делается из многих отдельных черточек, взятых от различных людей определенной социальной группы. Нужно присмотреться Все описанные приемы могут быть использованы в любой сфере жизни и деятельности в связи с поиском нового, с проявлением творческого воображения. Мечтой называются создаваемые в воображении образы желаемого. Они не противоречат реальной действительности, поэтому при определенных условиях мечта может быть осуществлена. Многие столетия многие люди мечтали летать, но в их телесной организации нет крыльев. Однако наступило время, когда были созданы летательные аппараты, и человек полетел. Теперь воздушный транспорт стал повседневным, быстрым, удобным средством сообщения и передвижения. Мечта, таким образом, – полезный механизм творческой деятельности. Грезами называется бесплодное фантазирование. В грезах человек вызывает в сознании образы и мысли несбыточные, противоречащие реальной действительности. В любом виде человеческого труда – будь то труд педагога, инженера, врача, конструктора, токаря-новатора, художника, писателя, ученого и даже учащегося, который пишет сочинение, – имеют место те или иные проявления воспроизводящего или творческого воображения. Воображение нужно и школьнику. Чтобы понять, например, историю, нельзя не воспроизвести в воображении места, людей, условия их жизни, описываемые события прошлого. Воображение, творчество пронизывают и всю деятельность педагога. Не случайно в психологической структуре деятельности учителя ведущее место занимают конструктивные и проектировочные умения. Конструктивные умения связаны с планированием занятий на целый учебный год, четверть, с построением и проведением каждого урока. Они всегда дают большой эффект, если основой их служит творческое начало. В проектировочных умениях творческое начало выражено ярче. Здесь речь идет о необходимости видеть «завтрашний день» своих учеников (видеть, каким каждый из них должен стать, скажем, к концу года) Развитие воображения в процессе обучения, воспитания, как и в процессе других видов деятельности, служит основой развития творческих способностей человека. Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам, личности, прежде всего, относится одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность. При этом отношения человека к другим людям, к жизни эмоционально приподняты. Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаич-ность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот. Если у него и наблюдается проявление одухотворенности, то это только вспышки, которые лишь подчеркивают типичную для него прозаичность. Одухотворенность – одно из важнейших и ценнейших качеств личности педагога. Учителя, который рассказывает учащимся давно известный ему материал, всегда подстерегает опасность соскользнуть во время урока в плоскость обыденного, прозаического переживания фактов. В этом одна из причин серых, сухих, неинтересных уроков. Одухотворенность, как черта личности, может своеобразно проявиться в романтическом складе человека или его поэтической натуре. Романтик – это, прежде всего, оптимист, который смело смотрит Следует отметить, что романтики – не обязательно люди юношеского возраста. Романтиками бывают и те, кто по своему паспортному возрасту считается зрелым человеком. Романтик – натура деятельная, волевая. Это человек, у которого идеи воплощаются в жизнь через непосредственное участие в больших и малых делах. В эти дела романтики вкладывают все свои силы. Психологически для романтизма, прежде всего, свойственна прямая связь воображения Поэтическая натура характеризуется единством высоких чувств С мечтой, как особым видом воображения, связана такая черта личности, как мечтательность. В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности, однако мечтательность не считают положительной чертой личности. Мечтательность становится положительным качеством личности, если она включена в деятельность, является одним из побудителей ее и связана с волевыми качествами человека. Чертой характера человека, возникающей из особенностей его воображения, является фантазерство. Для фантазера характерно возникающее незаметно для него самого искажение фактов, он выдает желаемое за действительное, строит воздушные замки, сам, веря в их существование.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |