КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмоции и чувства
Темы для рефератов и докладов Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Психологическая характеристика личности. 2. Теоретические концепции психического развития личности. 3. Мотивы поведения личности: установка, ценностные ориентации, интересы, идеалы. 1. Движущие силы психического развития личности. 2. Развитие сознания и самосознание личности. 3. Личность и индивидуальность; основные параметры индивидуальных различий личности. 4. Мотивы как проявление потребностей личности. 5. Неосознаваемые мотивы поведения личности. Список литературы 1. Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. — М., 1980. 2. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. – Казань, 1987. 3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / 4. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М., 1990. 5. Бодалев А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. – М., 1988. 6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1968. 7. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. – М., 1988. 8. Брушлинский А. В. О соотношении биологического и социального в развитии личности / А. В. Брушлинский // Теоретические проблемы психологии развития личности. – Л., 1969. 9. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. – М., 1990. 10. Дубинин Н. П. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления / Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. И. Кудрявцев. – М., 1989. 11. Зинченко В. П. Человек развивающийся / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. – М., 1994. 12. Ковалев А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. – М., 1970. 13. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности / И. С. Кон // Психол. журнал. – 1987. – № 4. 14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М., 1982. 15. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования / В. С. Мерлин. – Пермь, 1988. 16. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Пет-ровский. – М., 1982. 17. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1973. Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. В разное время значимость одних и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов меняется и его отношение Понятия «чувства» и «эмоции» означают два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. п.). Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Человек, например, испытывая эмоцию голода, не набрасывается на еду, как только возникает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая уместность и имеющиеся возможности. Он нередко подчиняет и сознательно ущемляет органические потребности ради более высоких, специфически человеческих духовных потребностей. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние проявления его потребностей. Чувство – это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга и ответственности за порученное дело, совесть, стыд, любовь к труду, гордость). Являясь сложной формой отражения, обобщающей эмоциональное отражение и понятия, чувства свойственны только человеку. Они социально обусловлены. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании. Общим для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека и животных. Так, исследованиями на животных установлено, что эмоции выполняют сигнальную и регулятивную функции. Эти же функции выполняют у человека эмоции и чувства. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, отупение, что в целом воспринимается как облегчение. Следует, однако, помнить, что с жизненным опытом люди, как правило, приобретают определенные умения управлять внешними проявлениями эмоций. Нередко под приподнятой веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие. Поэтому для распознавания эмоций, действительно переживаемых человеком в данный момент, необходимо наблюдать за проявлениями эмоций в различных ситуациях. Как любое психологическое явление, эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений. Здесь выделяют такие характеристики: фазность, полярность, выражение отношения личности к объекту ее чувств. Фазность характеризует эмоции и чувства с процессуальной стороны. Прежде всего это проявляется в нарастающем напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать Полярность – это противоположность переживаемых чувств. Например, для чувства радости полярным будет печаль, для удовольствия – страдание, для любви – ненависть. Такое качество, как выражение отношения к объекту проявляется В зависимости от того, какое состояние – активное или пассивное – вызывают эмоции, повышают или уменьшают они жизнедеятельность человека, различают стенические (греч. «стенос» – сила) и астенические (греч. «астенос» – слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение и бодрость. К ним относятся радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть и т. д. Астенические эмоции (печаль, тоска, уныние, подавленность) уменьшают активность, энергию человека, уменьшают жизнедеятельность. Индивидуальные различия в проявлении эмоций в значительной степени зависят от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием. Различают три пары наиболее простых эмоциональных переживаний: удовольствие – неудовольствие, напряжение – разрешение, возбуждение – успокоение. Эмоции удовольствия или неудовольствия биологически развивались как отражение связи организма с внешней средой и установление в процессе этой все более усложняющейся связи требований, предъявляемых организмом к среде. Удовлетворение этих требований отражается как удовольствие, а неудовлетворение – как неудовольствие. В основе простейших эмоций удовольствия (приятного) или неудовольствия (неприятного) лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания «приятного» и «неприятного» развиваются у человека по механизму условных рефлексов, то есть уже как чувства. Эмоции удовольствия и неудовольствия, сопровождающие выполнение какого-либо действия, играют важную роль в превращении его в привычку. При этом надо учитывать, что эмоциональная память лучше сохраняет переживание удовольствия, чем неудовольствия, и поэтому поощрение – более сильное воспитательное средство, чем наказание. Эмоция напряжения всегда связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Чем сложнее создаваемая или ломаемая система условных рефлексов, тем большим напряжением сопровождается этот процесс. Завершение его переживается как эмоция разрешения (облегчения). Чувства обычно классифицируют по содержанию (моральные, интеллектуальные, эстетические) и по силе стремления к объекту (страсти Моральные, или нравственные чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. К моральным чувствам человека относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, долга Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это – радость искания при решении какой-нибудь проблемы или тяжелое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить ее. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильном решении задачи и сомнение при неудаче, чувство нового. Эстетические чувства – это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, подлости; чувство трагического и комического. Чувства могут быть квалифицированы не только по их содержанию, но и по силе. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения. Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие энергию, направленную на достижение единой цели или предмета. Предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека, определенные вещи, лица другого пола. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмоциональных компонентов. Страсти всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую страсть удовлетворяется и на основе которой она развивается. Страсти характеризуются стойкостью, длительностью времени, в течение которого они проявляются и владеют человеком. Будучи выражением глубоко избирательного отношения личности к миру, страсти могут быть положительными и отрицательными. Страсти личности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами общества, – положительные. Страсти же, определяемые эгоистической установкой личности, следует рассматривать как отрицательные. Увлечение отличается от страсти переменчивостью и тем, что оно органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям импульсивным, способным быстро «загораться» и так же быстро «гаснуть». Увлечение может перерасти Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния составляют эмоциональную сторону личности. Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений особо выделяются эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной деятельности. Именно они в первую очередь выступают в поведении и замечаются без особого труда. Если в отношениях и чувствах людей разобраться нелегко, то эмоциональные особенности проявляются в поведении более или менее непосредственно и поэтому относительно легко фиксируются. Посредством наблюдения удается уловить силу, темп и ритм эмоциональных реакций. По мере формирования навыков культурного поведения, сдержанности и других волевых свойств личности эмоциональные особенности начинают проявляться все менее и менее непосредственно. Степень выраженности эмоциональных особенностей весьма вариативна и колеблется от легкой эмоциональной возбудимости у одних до эмоциональной инертности у других, от ярко выраженной импульсивности и аффективности до четко выраженной сдержанности. Сила, темп и ритм эмоциональных реакций также варьируются и индивидуальны у каждого человека. Эмоциональные особенности личности в совокупности образуют эмоционально-аффективную сферу, в которой выражается динамическая сторона эмоциональных процессов. Эта динамическая сторона эмоциональных процессов проявляется в характере их протекания в том или ином внешнем, доступном глазу «колорите», который выступает в виде непроизвольных выразительных движений: мимики, пантомимики, жестикуляции и интонационно-выразительных средств речи. Динамика эмоциональных процессов, ее внешние проявления, выразительные движения, в частности, не исчерпывают индивидуальных проявлений эмоциональной сферы личности. Они в концентрированной форме выступают в эмоциональных свойствах личности. К эмоциональным свойствам личности относятся отзывчивость, впечатлительность, а также те эмоциональные качества и их совокупность, которые накладывают свой отпечаток на многие проявления личности Отзывчивость – одно из особо важных, социально значимых эмоциональных качеств человека. Отзывчив тот, кто откликается на радость Качество, противоположное отзывчивости, – черствость. Черствый человек глух и безразличен к людям. Он живет только своей собственной жизнью, тем самым духовно обедняя и себя. Высшая степень проявления черствости – бесчеловечность и жестокость. Впечатлительность представляет собой своеобразное проявление личности. Впечатлительность – эмоциональное качество, обусловленное всем складом личности, и, прежде всего, ее познавательным отношением к предметному миру и окружающим людям, ее интеллектуальным развитием. Под воздействием воспитания и в процессе жизни складываются взаимосвязанные и взаимозависимые черты и свойства, образующие единую сложную систему, психический облик человека. Среди составляющих и профилирующих сторон психического облика не последнее место занимают эмоциональные свойства, которые могут быть представлены настолько определенно, что дают основание говорить Если эмоциональные черты личности положить в основу характеристики людей, то по этому признаку выделяются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и, наконец, холодные. Эмоциональные натуры возбудимы, очень легко «воспламеняются» под действием раздражителей. Для них типична порывистость, импульсивность, часто переходящая в аффект. Переживаемое захватывает их, причем они не столько размышляют и рассуждают о содержании объекта, сколько анализируют свои переживания. Впечатлительность – не менее характерное качество эмоциональных натур. Сентиментальные натуры характеризуются склонностью к созерцательности. Мир отражается как бы через призму переживаний и эмоциональных состояний, которые накладывают отпечаток не только на процесс восприятия, но определяют и характер представлений человека об окружающих людях, предметах, событиях. Сентиментальные натуры чувствительны и пассивны: их чувства не вызывают активной деятельности, мир их переживаний как бы замкнут в самом себе и не сопряжен с деятельностью. Отмечается направленность чувств на самого себя, то есть стремление любоваться своими переживаниями. Страстные натуры исключительно действенны, стремительны и преданны любимому делу, они живут богатой и напряженной, эмоционально насыщенной жизнью. У них всегда есть предмет страсти. Кипучая энергия, трата сил без остатка – их характерная особенность. Это люди больших, глубоких чувств, переживающих в страсти. Есть люди, в жизни и деятельности которых эмоции не имеют особого значения. Их называют холодными натурами, иногда – «людьми холодного расчета». У них чувства, эмоциональные состояния проявляются в такой минимальной степени, что практически почти не оказывают влияния наих поведение, поступки и действия. Они живут доводами разума. Для них типичны пониженная эмоциональная возбудимость, слабая впечатлительность и то, что называют обычно деловитостью. Данная типология не исчерпывает и не охватывает тех нюансов и вариаций, которые накладывает эмоциональная сфера на психический облик человека. Действительно, среди окружающих нас людей далеко не всякого можно отнести к той или иной категории натур, которые были охарактеризованы выше. Но у всех можно обнаружить присущее им своеобразие эмоциональной сферы. К таким особенностям могут быть отнесены добродушие (чувство симпатии по отношению к людям), альтруизм, основой которого является любовь к людям, достигающая высокой степени своего развития. Такое качество личности, как эгоизм, также эмоционально обусловлено. Ведь эгоист прежде всего любит себя и именно этим чувством руководствуется в своей жизни и деятельности. Существует много видов эмоциональных состояний, что соответствует многообразию эмоций. Из них наибольшее распространение Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность Аффект (лат. – душевное волнение, возбуждение) – стремительно В словоупотреблении есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций (радость – восторг, страх – ужас, горе – отчаяние, гнев – ярость). Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние). Вызываются аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами). Более склонны к аффектам лица с неуравновешенным типом нервной системы, с преобладанием возбуждения. В состоянии аффекта суживается объем сознания – оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием. Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего У подростков аффекты проявляются обычно чаще, чем у взрослых, так как процессы торможения выражены у них еще недостаточно. Однако следует подчеркнуть, что сдержаться, не потерять власти над собой на первой стадии аффекта может каждый человек, в том числе и подросток. На дальнейших стадиях осуществлять волевой контроль уже гораздо труднее. Поэтому важно вовремя сдержать развитие аффекта. Напряженность, или стресс, – это психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями и проявляющееся По степени выраженности различают следующие уровни 1) незначительная напряженность, быстро исчезающая без особого влияния на процесс обучения; 2) длительно выраженная напряженность, заметно отражающаяся на успеваемости учащегося, но устраняемая специальными педагогическими приемами (о которых будет подробно сказано ниже); 3) выраженная напряженность, появившаяся после какого-либо события; 4) длительная, резко выраженная напряженность, практически не исчезающая, несмотря на принятые активные меры, и делающая учащегося непригодным к данному виду производительного труда. Предпосылки для возникновения напряженности у учащихся может создать неумелое применение в учебном процессе методов теоретического и производственного обучения. Напряженность у учащихся может быть обусловлена рядом причин. Основные из них сводятся к следующим: плохое усвоение учащимися преподаваемого материала, необъективная оценка их знаний и грубое обращение к ним со стороны педагога, а также индивидуально-психологические особенности личности самих учащихся (повышенная эмоциональная возбудимость и впечатлительность, плохое самообладание и т. д.). Устранить напряженность можно, выявив конкретные причины, ее обусловившие, а это предполагает прежде всего индивидуальный подход Фрустрация – это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми Порог фрустрации определяется не только темпераментом и степенью эмоциональной возбудимости данного человека, но и наличием у него отдаленной, доминирующей цели деятельности, помогающей спокойно реагировать на незначительные для нее, хотя и значительные для повседневных целей, препятствия. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание. Особенности проявления фрустрации зависят от возможной разрядки внешнего напряжения. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так раздраженность, досада, озлобление могут разрядиться на совершенно неповинных людях, друзьях, учащихся, товарищах, членах семьи. Агрессивные реакции ослабевают, если сразу после фрустрации создаются условия для выполнения какого-нибудь увлекательного интересного дела. В воспитательной работе это главный метод борьбы с агрессивными реакциями.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |