Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоции и чувства




Темы для рефератов и докладов

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

 

1. Психологическая характеристика личности.

2. Теоретические концепции психического развития личности.

3. Мотивы поведения личности: установка, ценностные ориента­ции, интересы, идеалы.

1. Движущие силы психического развития личности.

2. Развитие сознания и самосознание личности.

3. Личность и индивидуальность; основные параметры индивиду­альных различий личности.

4. Мотивы как проявление потребностей личности.

5. Неосознаваемые мотивы поведения личности.

Список литературы

1. Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. — М., 1980.

2. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости че­ловека / Л. М. Аболин. – Казань, 1987.

3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности /
В. Г. Асеев. – М., 1976.

4. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М., 1990.

5. Бодалев А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. – М., 1988.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1968.

7. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. – М., 1988.

8. Брушлинский А. В. О соотношении биологического и социального в разви­тии личности / А. В. Брушлинский // Теоретические проблемы психологии развития личности. – Л., 1969.

9. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. – М., 1990.

10. Дубинин Н. П. Генетика, поведение, ответ­ственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоле­ния / Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. И. Кудрявцев. – М., 1989.

11. Зинченко В. П. Человек развивающийся / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. – М., 1994.

12. Ковалев А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. – М., 1970.

13. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности / И. С. Кон // Психол. жур­нал. – 1987. – № 4.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М., 1982.

15. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования / В. С. Мерлин. – Пермь, 1988.

16. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Пет-ровский. – М., 1982.

17. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1973.

Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отно­шения
к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыс­лит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или непри­ятное (неудовольствие).

Источниками эмоций и чувств служат объективно существую­щие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. В разное время значимость од­них и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеоб­разие эмоций и чувств определяется потребностями, стремления­ми, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов меняется и его отношение
к предмету потреб­ности. В этом проявляется личностное отношение человека к дей­ствительности.

Понятия «чувства» и «эмоции» означают два разных, хотя и вза­имосвязанных, явления эмоциональной сферы личности. Эмоция­ми считают более простое, непосредственное переживание в дан­ный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. п.). Эмоции, связанные с удов­летворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Человек, например, испытывая эмоцию голода, не набра­сывается на еду, как только возникает в этом необходимость, а удов­летворяет свои потребности, учитывая уместность и имеющиеся возможности. Он нередко подчиняет и сознательно ущемляет орга­нические потребности ради более высоких, специфически челове­ческих духовных потребностей. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от зна­комства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние прояв­ления его потребностей.

Чувство – это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга и ответственности за порученное дело, совесть, стыд, любовь к труду, гордость). Являясь сложной формой отражения, обобщаю­щей эмоциональное отражение и понятия, чувства свойственны только человеку. Они социально обусловлены. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании.

Общим для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека и животных. Так, иссле­дованиями на животных установлено, что эмоции выполняют сигнальную и регулятивную функции. Эти же функции выполняют у человека эмоции и чувства. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям
о том, какие эмоции и чувства переживает человек.

Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, за­ставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, про­исходит их трансформация в такие процессы, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулату­ры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, отупение, что в целом воспринимается как об­легчение.

Следует, однако, помнить, что с жизненным опытом люди, как правило, приобретают определенные умения управлять внешними проявлениями эмоций. Нередко под приподнятой веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие. Поэтому для распознавания эмоций, действительно переживаемых человеком в данный момент, необходимо наблюдать за проявлениями эмоций в различных ситуациях.

Как любое психологическое явление, эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений. Здесь выделяют такие характеристики: фазность, полярность, выражение отношения личности к объекту ее чувств.

Фазность характеризует эмоции и чувства с процессуальной стороны. Прежде всего это проявляется в нарастающем напряже­нии и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать ре­шительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоя­тельств, при которых она совершается, от индивидуальных особен­ностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать
в ско­ванности действий, мыслей, поступков человека. Вслед за напря­жением наступает разрешение, переживаемое человеком как об­легчение или полная обессиленность.

Полярность – это противоположность переживаемых чувств. Например, для чувства радости полярным будет печаль, для удо­вольствия – страдание, для любви – ненависть.

Такое качество, как выражение отношения к объекту проявля­ется
в положительном, отрицательном или неопределенном (ори­ентированном) переживании. Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникает положитель­ное эмоциональное переживание. Если же что-то препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам. Неопределенное (ориен­тированное) эмоциональное переживание возникает в новой, незна­комой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с окружаю­щим миром или при знакомстве с незнакомыми предметами дея­тельности. Это состояние не является длительным или устойчивым. Оно снимается изменением ситуации, переходя в положительную или отрицательную эмоцию.

В зависимости от того, какое состояние – активное или пассив­ное – вызывают эмоции, повышают или уменьшают они жизнеде­ятельность человека, различают стенические (греч. «стенос» – сила) и астенические (греч. «астенос» – слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вы­зывают подъем, возбуждение и бодрость. К ним относятся радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть и т. д. Астенические эмоции (печаль, тоска, уныние, подавленность) уменьшают активность, энергию человека, уменьшают жизнедеятельность. Индивидуальные различия в проявлении эмоций в значительной степени зави­сят от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремит­ся овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием.

Различают три пары наиболее простых эмоциональных пере­живаний: удовольствие – неудовольствие, напряжение – разре­шение, возбуждение – успокоение.

Эмоции удовольствия или неудовольствия биологически раз­вивались как отражение связи организма с внешней средой и уста­новление в процессе этой все более усложняющейся связи требований, предъявляемых организмом к среде. Удовлетворение этих тре­бований отражается как удовольствие, а неудовлетворение – как неудовольствие. В основе простейших эмоций удовольствия (при­ятного) или неудовольствия (неприятного) лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания «приятного» и «неприятного» развиваются у человека по механизму условных рефлексов, то есть уже как чувства. Эмоции удовольствия и неудовольствия, сопровожда­ющие выполнение какого-либо действия, играют важную роль в превращении его в привычку. При этом надо учитывать, что эмоциональная память лучше сохраняет переживание удовольствия, чем неудовольствия, и поэтому поощрение – более сильное воспи­тательное средство, чем наказание.

Эмоция напряжения всегда связана с созданием нового или лом­кой старого образа жизни и деятельности. Чем сложнее создавае­мая или ломаемая система условных рефлексов, тем большим напряжением сопровождается этот процесс. Завершение его переживается как эмоция разрешения (облегчения).

Чувства обычно классифицируют по содержанию (моральные, интеллектуальные, эстетические) и по силе стремления к объекту (страсти
и увлечения).

Моральные, или нравственные чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. К моральным чувствам человека относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, долга
и совести. Эти чувства обусловлены мировоззрением – системой взглядов и убеждений человека. Они порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующими эти отношения.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это – радость искания при решении какой-нибудь проблемы или тяжелое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить ее. К ин­теллектуальным чувствам относятся также следующие: любопыт­ство, любознательность, удивление, уверенность в правильном ре­шении задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства – это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, под­лости; чувство трагического и комического.

Чувства могут быть квалифицированы не только по их содер­жанию, но и по силе. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие энергию, направленную на достижение единой цели или предмета. Предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека, определенные вещи, лица другого пола. Основным признаком страстей является их действен­ность, единство волевых и эмоциональных компонентов. Страсти всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую страсть удовлетворяется и на основе которой она развивается. Стра­сти характеризуются стойкостью, длительностью времени, в тече­ние которого они проявляются и владеют человеком. Будучи выра­жением глубоко избирательного отношения личности к миру, стра­сти могут быть положительными и отрицательными. Страсти лич­ности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами общества, – положительные. Страсти же, определяе­мые эгоистической установкой личности, следует рассматривать как отрицательные.

Увлечение отличается от страсти переменчивостью и тем, что оно органически не связано с основными жизненными установка­ми личности. Увлечения чаще всего свойственны людям импуль­сивным, способным быстро «загораться» и так же быстро «гаснуть». Увлечение может перерасти
в страсть и может существовать ря­дом с имеющейся у человека страстью, временно даже конкури­ровать с ней.

Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния составляют эмоциональную сторону лич­ности. Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений особо выделяются эмоциональные особенности и эмо­циональные свойства личности.

К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная воз­будимость, эмоциональная импульсивность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоци­ональный тонус.

Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной дея­тельности. Именно они в первую очередь выступают в поведении и замечаются без особого труда. Если в отношениях и чувствах лю­дей разобраться нелегко, то эмоциональные особенности проявля­ются в поведении более или менее непосредственно и поэтому от­носительно легко фиксируются. Посредством наблюдения удается уловить силу, темп и ритм эмоциональных реакций. По мере фор­мирования навыков культурного поведения, сдержанности и дру­гих волевых свойств личности эмоциональные особенности начи­нают проявляться все менее и менее непосредственно.

Степень выраженности эмоциональных особенностей весьма вариативна и колеблется от легкой эмоциональной возбудимости у одних до эмоциональной инертности у других, от ярко выраженной импульсивности и аффективности до четко выраженной сдержан­ности. Сила, темп и ритм эмоциональных реакций также варьиру­ются и индивидуальны у каждого человека.

Эмоциональные особенности личности в совокупности образу­ют эмоционально-аффективную сферу, в которой выражается ди­намическая сторона эмоциональных процессов. Эта динамическая сторона эмоциональных процессов проявляется в характере их про­текания в том или ином внешнем, доступном глазу «колорите», ко­торый выступает в виде непроизвольных выразительных движе­ний: мимики, пантомимики, жестикуляции и интонационно-выразительных средств речи.

Динамика эмоциональных процессов, ее внешние проявления, выразительные движения, в частности, не исчерпывают индиви­дуальных проявлений эмоциональной сферы личности. Они в кон­центрированной форме выступают в эмоциональных свойствах лич­ности.

К эмоциональным свойствам личности относятся отзывчивость, впечатлитель­ность, а также те эмоциональные качества и их со­вокупность, которые накладывают свой отпечаток на многие про­явления личности
и даже на весь ее психический облик.

Отзывчивость – одно из особо важных, социально значимых эмоциональных качеств человека. Отзывчив тот, кто откликается на радость
и горе других людей, как на свое собственное. Отзыв­чивость предполагает понимание переживаний другого человека, так как сочувствовать другому можно, только понимая его пере­живания.

Качество, противоположное отзывчивости, – черствость. Чер­ствый человек глух и безразличен к людям. Он живет только своей собственной жизнью, тем самым духовно обедняя и себя. Высшая степень проявления черствости – бесчеловечность и жестокость.

Впечатлительность представляет собой своеобразное прояв­ление личности. Впечатлительность – эмоциональное качество, обусловленное всем складом личности, и, прежде всего, ее познава­тельным отношением к предметному миру и окружающим людям, ее интеллектуальным развитием.

Под воздействием воспитания и в процессе жизни складываются взаимосвязанные и взаимозависимые черты и свойства, образую­щие единую сложную систему, психический облик человека.

Среди составляющих и профилирующих сторон психического облика не последнее место занимают эмоциональные свойства, ко­торые могут быть представлены настолько определенно, что дают основание говорить
о них как о ведущих.

Если эмоциональные черты личности положить в основу харак­теристики людей, то по этому признаку выделяются натуры эмо­циональные, сентиментальные, страстные и, наконец, холодные.

Эмоциональные натуры возбудимы, очень легко «воспламеня­ются» под действием раздражителей. Для них типична порывис­тость, импульсивность, часто переходящая в аффект. Переживае­мое захватывает их, причем они не столько размышляют и рассуж­дают о содержании объекта, сколько анализируют свои пережива­ния. Впечатлительность – не менее характерное качество эмоциональных натур.

Сентиментальные натуры характеризуются склонностью к созерцательности. Мир отражается как бы через призму пережи­ваний и эмоциональных состояний, которые накладывают отпеча­ток не только на процесс восприятия, но определяют и характер представлений человека об окружающих людях, предметах, собы­тиях. Сентиментальные натуры чувствительны и пассивны: их чув­ства не вызывают активной деятельности, мир их переживаний как бы замкнут в самом себе и не сопряжен с деятельностью. Отмечает­ся направленность чувств на самого себя, то есть стремление любовать­ся своими переживаниями.

Страстные натуры исключительно действенны, стремительны и преданны любимому делу, они живут богатой и напряженной, эмоци­онально насыщенной жизнью. У них всегда есть предмет страсти. Ки­пучая энергия, трата сил без остатка – их характерная особенность. Это люди больших, глубоких чувств, переживающих в страсти.

Есть люди, в жизни и деятельности которых эмоции не имеют особого значения. Их называют холодными натурами, иногда – «людьми холодного расчета». У них чувства, эмоциональные состо­яния проявляются в такой минимальной степени, что практически почти не оказывают влияния наих поведение, поступки и действия. Они живут доводами разума. Для них типичны пониженная эмоци­ональная возбудимость, слабая впечатлительность и то, что называ­ют обычно деловитостью.

Данная типология не исчерпывает и не охватывает тех нюансов и вариаций, которые накладывает эмоциональная сфера на психи­ческий облик человека. Действительно, среди окружающих нас людей далеко не всякого можно отнести к той или иной категории натур, которые были охарактеризованы выше. Но у всех можно об­наружить присущее им своеобразие эмоциональной сферы. К та­ким особенностям могут быть отнесены добродушие (чувство сим­патии по отношению к людям), альтруизм, основой которого явля­ется любовь к людям, достигающая высокой степени своего разви­тия. Такое качество личности, как эгоизм, также эмоционально обусловлено. Ведь эгоист прежде всего любит себя и именно этим чувством руководствуется в своей жизни и деятельности.

Существует много видов эмоциональных состояний, что соот­ветствует многообразию эмоций. Из них наибольшее распростра­нение
и влияние на протекание трудового и учебного процессов, на весь стиль жизни личности оказывают настроения, аффекты, на­пряженность (стресс) и фрустрация.

Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональ­ное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность
и отражающееся на деятельности, поведении человека. Одно настроение может сохраняться недели, а иногда и месяцы. На­строение может быть стеническим и астеническим – радостным и печальным, сердитым и добродушным. Вызывается оно различны­ми событиями, обстоятельствами,
а также физическим самочув­ствием. Причины, обусловившие настроение, человеком осознают­ся не всегда. Настроение может передаваться от одного человека к другому в процессе общения.

Аффект (лат. – душевное волнение, воз­буждение) – стремительно
и бурно протекающая, наиболее силь­ная эмоция взрывного свойства, не подконтрольная сознанию.

В словоупотреблении есть специальные оттенки для обозначе­ния бурных и сильных степеней проявления эмоций (радость – восторг, страх – ужас, горе – отчаяние, гнев – ярость). Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но мо­гут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и пол­ное безучастие (отчаяние).

Вызываются аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами). Более склонны к аффектам лица с неуравновешенным типом нервной си­стемы, с преобладанием возбуждения. В состоянии аффекта сужи­вается объем сознания – оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с пережи­ванием. Физиологической особенностью аффекта является освобож­дение подкорковых центров от сдерживающего
и регулирующего влияния коры. «Господство» подкорки обнаруживается
в яркости внешних проявлений переживаемого аффекта.

У подростков аффекты проявляются обычно чаще, чем у взрос­лых, так как процессы торможения выражены у них еще недоста­точно. Однако следует подчеркнуть, что сдержаться, не потерять власти над собой на первой стадии аффекта может каждый чело­век, в том числе и подросток. На дальнейших стадиях осуществ­лять волевой контроль уже гораздо труднее. Поэтому важно вовре­мя сдержать развитие аффекта.

Напряженность, или стресс, – это психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями и про­являющееся
в скованности движений и неуверенности при невы­полнении новых действий, грозящих какой-либо опасностью.

По степени выраженности различают следующие уровни
напря­женности:

1) незначительная напряженность, быстро исчезающая без особого влияния на процесс обучения;

2) длительно выраженная напряженность, заметно отражающа­яся на успеваемости учащегося, но устраняемая специальными педагогическими приемами (о которых будет подробно сказано ниже);

3) выраженная напряженность, появившаяся после какого-либо события;

4) длительная, резко выраженная напряженность, практически не исчезающая, несмотря на принятые активные меры, и делаю­щая учащегося непригодным к данному виду производитель­ного труда.

Предпосылки для возникновения напряженности у учащихся может создать неумелое применение в учебном процессе методов теоретического и производственного обучения. Напряженность у учащихся может быть обусловлена рядом причин. Основные из них сводятся к следующим: плохое усвоение учащимися преподавае­мого материала, необъективная оценка их знаний и грубое обраще­ние к ним со стороны педагога, а также индивидуально-психологи­ческие особенности личности самих учащихся (повышенная эмоци­ональная возбудимость и впечатлительность, плохое самооблада­ние и т. д.).

Устранить напряженность можно, выявив конкретные причи­ны, ее обусловившие, а это предполагает прежде всего индивиду­альный подход
и всесторонний анализ деятельности учащегося. Поведение в стрессовой обстановке (аварийная ситуация, внезап­ное изменение в условиях деятельности и т. п.) – умение быстро оценивать обстановку, принимать правильные решения, четко их выполнять – зависит во многом от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.

Фрустрация – это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодо­лимыми
и неоправдываемыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объектив­ными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что че­ловек может вынести, то есть выше порога фрустрации.

Порог фрустрации определяется не только темпераментом и степенью эмоциональной возбудимости данного человека, но и на­личием у него отдаленной, доминирующей цели деятельности, по­могающей спокойно реагировать на незначительные для нее, хотя и значительные для повседневных целей, препятствия. В состоя­нии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психи­ческое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлоб­ленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неогра­ниченное самобичевание. Особенности проявления фрустрации за­висят от возможной разрядки внешнего напряжения. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так раздра­женность, досада, озлобление могут разрядиться на совершенно не­повинных людях, друзьях, учащихся, товарищах, членах семьи. Аг­рессивные реакции ослабевают, если сразу после фрустрации со­здаются условия для выполнения какого-нибудь увлекательного интересного дела. В воспитательной работе это главный метод борь­бы с агрессивными реакциями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.