Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностные отношения в группах и коллективах




Темы для рефератов и докладов

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Общая характеристика и структура способностей.

2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

3. Природа человеческих способностей.

4. Педагогические способности.

 

1. Способности, одаренность и талант. Взаимосвязь и различия в этих явлениях.

2. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

3. Особенности высших человеческих способностей.

4. Развитие способностей у человека.

5. Формирование педагогических способностей.

 

Список литературы.

 

1. Бодалев А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. – М., 1988.

2. Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М., 1973.

3. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К. М. Гуревич. – М., 1988.

4. Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. – Москва – Воронеж, 1996.

5. Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопр. психологии. – 1986. – № 2.

6. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М., 1971.

7. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание / В. С. Мерлин. – Пермь, 1990.

8. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М., 1976.

9. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. – М., 1986.

10. Шадриков В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. – М., 1994.

11. Якиманская И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. – М., 1979.

 

Жизнедеятельность личности осуществляется в общности лю­дей. Малые группы, коллективы, большие группы (классы, народы, нации) – это примеры общностей разного уровня и масштаба.

Малая группа представляет собой небольшое объединение лю­дей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо общим де­лом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких людей, приятелей и т. п.

Малая группа характеризуется психологической близостью ее членов, она является относительно самостоятельным социально-психологи-ческим образованием. Психологическая общность членов малой группы может обнаруживаться по разным параметрам – от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких, внутренних (например, члены од­ной семьи). Мера психологической общности определяет сплочен­ность группы – одну из основных характеристик уровня ее соци­ально-психологического развития.

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру
и структуре отношений, существующих между их членами, по ин­дивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, по межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.

Малые группы могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, прин­ципу образования, отношению личности к нормам группы и др. В зависимости от близости и глубины складывающихся взаимоотно­шений выделяют первичную группу.

Первичная группа – это относительно устойчивое, немногочис­ленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами. Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящих перед группой задач. Человек входит в несколько первичных групп одновременно. Кон­такты в первичных группах не дозированы. Каждый может общать­ся с каждым по мере желания и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение одним перед другими.

Они об­щаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или деловой основе) – это так называемый первичный круг общения, который оформляется в виде микрогруппы. Как правило, такая группа невелика (2–7 человек).

По принципу и способу образования различают реальные и ус­ловные, официальные и неофициальные группы.

Реальная группа фактически существующее объединение людей
с реальными связями и взаимоотношениями его членов, с общими целями и задачами. Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть численно большой или малой.

Общность людей, составленная номинально, называется услов­ной группой. По такому признаку, например, выделяют возраст­ные категории детей: дошкольников, младших школьников, подро­стков – для изучения анатомо-физиологических, психических и других особенностей.

По способу образования различают официальные и неофици­альные группы. Официальная (формальная) группа создается на основе штатного расписания, устава или других официальных до­кументов.

Взаимоотношения в официальных группах, даже при одной и той же инструкции, не могут быть идентичны, поскольку в контак­ты вступают люди с неповторимыми чертами характера, темпера­мента, способностей, стиля общения. Деловые отношения дополня­ются личными, не предусмотренными инструкцией. Психологичес­кая близость (симпатии, уважение, дружба) укрепляет официаль­ную группу, помогает решать поставленные задачи.

Неофициальные группы возникают на основе единой направлен­ности психологической мотивации, симпатии, близости взглядов, убеждений, признания авторитетности, компетентности отдельных личностей. Такая группа не предусматривается ни штатным рас­писанием, ни инструкцией. Официальные документы в этом слу­чае не имеют силы.

По признаку отношения личности к нормам группы выделяют референтную группу.

Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образ­цом для личности. Личность может входить в группу, нормы, ценно­сти которой она признает, поддерживает и считает самыми лучши­ми. Однако может быть
и так, что личность, являясь членом одной группы, считает идеалом ценности, взгляды, нормы другой группы. Иначе говоря, для личности эталоном служит другой образец.

Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целя­ми, подчиненными целям общества.

Поскольку коллектив – это группа людей, ему присущи при­знаки группы. Однако коллектив имеет свойства, каких нет у груп­пы. Поэтому можно считать, что всякий коллектив – это группа, но не всякая группа – коллектив. Официальная или неофициальная группа может превратиться
в коллектив, если приобретает его при­знаки. При этом важнейший признак коллектива – общественная значимость целей и задач – остается незыблемым. Если этого при­знака нет, то группа не может называться коллективом.

В зависимости от целей деятельности различают профессио­нальные коллективы, общественные организации, добровольные общества, самодеятельные коллективы и т. п.

В зависимости от связи и места в системе других коллективов их делят на первичные и основные. Первичный коллектив – это первичная группа с признаками коллектива. Основной коллектив – объединение первичных коллективов.

Коллектив как наиболее развитая общность людей не возника­ет сразу. Он формируется под влиянием внешних и внутренних сил и вырастает из группы. Следовательно, на ранних этапах он имеет признаки этой общности и лишь в развитии приобретает свойство коллектива. В своем становлении коллектив проходит несколько стадий. На первой стадии группа людей объединяется требования­ми руководителя. Каждый член группы признает эти требования, выполняет их, и таким образом происходит объединение, осуще­ствляются и утверждаются связи между индивидами. На второй стадии требования к личности предъявляет группа. Это групповое требование также принимается личностью к исполнению. На тре­тьей стадии личность предъявляет требования сама к себе, исходя из ценностных ориентации, установок, целей коллектива.

Низшим уровнем объединения людей является конгломерат (диффузная группа), неорганизованное в силу обстоятельств, случайное скопление людей. Характерной особенностью данной общ­ности является то, что объединяет людей место и время. Развитие общности от конгломерата идет в направлении кооперации.

Кооперация – это объединение, в котором налажены содержа­тельные контакты, установлена взаимозависимость. Главными при­знаками кооперации являются следующие: сосредоточенность лю­дей одновременно
в одном месте, наличие четкой организации (каж­дый знает свои функции
и выполняет их), направленность усилий на решение задачи, стоящей перед объединением. Кооперация пред­полагает свободное деловое общение ее членов.

Развитие кооперации приводит к становлению коллектива. Сле­дует отметить, что коллектив не застывшая, неподвижная общность. Он – живой социальный организм: в нем меняется содержание де­ятельности, перестраивается структура, положение конкретных личностей, изменяются отношения между ними.

Коллектив как единица, как общность людей сохраняет свою целостность не только в силу существования общей цели, но и бла­годаря наличию руководства, обеспечивающего согласованность действий.

На практике встречаются следующие типы руководителей. Первый тип – авторитарный. Руководитель такого типа ис­пользует преимущественно методы администрирования. Он, как правило, резок, не желает прислушиваться к мнению других, при­нимает решение единолично.

Второй тип – демократический. Для этого типа характерно вынесение важных проблем и решений на обсуждение коллектива, учет мнений. Руководителя демократического типа отличает боль­шая гибкость, находчивость в решении задач. При демократичес­ком стиле некоторые функции руководителя передаются другим членам коллектива и, таким образом, намечается тенденция к самоуправлению.

Третий тип – попустительский. Руководитель такого типа пускает дело на самотек. Он мало заботится об организации кол­лектива, о его делах. Подчиненные не чувствуют руководства. Каж­дый член коллектива делает то, что желает, не считаясь ни с общей задачей, ни с тем, что делают другие.

В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотно­шения.

Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Чувства, интересы, внимание – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности по от­ношению к другой, позиция личности по отношению к общности.

Взаимоотношение – отношение, идущее от людей к людям, «на­встречу друг другу». При этом если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотноше­нии постоянно осуществляется «обратная связь».

Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Дело­вые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регла­ментиро-ванных инструкцией, уставом, постановлением. При фор­мировании группы определяются функции ее членов.

Существует несколько видов деловой зависимости.

1. Деловые отношения равенства. В этом случае два или несколь­ко членов группы, коллектива имеют одинаковые права и обязан­ности, выполняют одинаковые функции.

2. Деловые отношения подчинения. В них одно лицо согласно документу занимает положение, обязывающее его осуществлять контроль
и принимать исполнения.

Личные взаимоотношения возникают на основе психологичес­ких мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, неприязни и т. д. В личных взаимоотношениях документы не имеют силы. Вза­имоотноше-ния могут прекратиться, как только исчезают психоло­гические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотноше­ний выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

В процессе общения намечается несколько вариантов деловых и личных взаимоотношений.

1. Совпадение положительной направленности членов группы. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, доб­рые личные контакты способствуют успешному выполнению сто­ящей задачи.

2. Натянутые деловые отношения и недоброжелательные лич­ные. Это предконфликтная или конфликтная ситуация. Она может возникнуть
в отношениях равенства или подчинения. Причины ос­ложнения отношений могут быть различные.

3. Нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральны­ми следует понимать такие отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее пределы. Это так на­зываемые строго официальные отношения. Личные при этом ниве­лируются. Они не проявляются, так как для этого нет почвы.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоци­ональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворен­ность человека пребыванием в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставлен­ные задачи.

Общение и межличностные отношения в группах и коллек­тивах изучаются наблюдением, экспериментом, беседой, анкет­ным опросом, социометрией. Применение того или иного метода диктуется конкретной задачей, а также условиями, в которых осуществляется изучение. Наблюдение, эксперимент и опрос, ис­пользуемые при изучении личности, вполне приемлемы и при изучении общения и межличностных отношений в группах
и кол­лективах.

В настоящее время широкое распространение получила социо-метрическая методика. Она используется для изучения общения межличностных отношений в уже сложившихся группах и коллек­тивах. Эта методика предполагает выбор партнера для совместных акций (на деловой
и личной основе).

В психологии приняты специальные термины, обозначающие положение личности в межличностных отношениях.

«Звезда» – член группы, получающий наибольшее количество выборов.

«Предпочитаемый» – член группы, коллектива, получающий половину или чуть меньше количества выборов, отданных популяр­ному.

«Оттесненный» – термин, обозначающий лицо, которое полу­чает минимальное количество выборов.

Каждый член группы, коллектива занимает то или иное поло­жение. Однако оно не всегда одинаково в деловых и личных отно­шениях. Например, ученик в деловых отношениях оказывается в ранге «оттесненных»,
в личных – «предпочитаемый»; другой в лич­ных – «звезда», в деловых – «предпочитаемый». Но может быть и совпадение статуса: «предпочитаемый» в деловых и в личных от­ношениях.

Важным феноменом в межличностных отношениях оказывает­ся социально-психологическая рефлексия – способность индиви­да воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими чле­нами группы.
В рефлексии отражается понимание собственных притязаний во взаимоотношениях, реальность положения и оцен­ка его другими членами группы.

Межличностные отношения выражаются в совместимости лю­дей.

Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей в про­цессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

Физическая совместимость выражается в гармонии сочета­ния физических качеств двух или нескольких людей, выполня­ющих совместное действие (совместимость в силе, выносливос­ти и др.).

В основе психофизиологической совместимости лежат осо­бенности систем, а также свойства темперамента. Этот вид со­вместимости предполагает взаимоотношение людей в ходе их со­вместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. Боль­шое значение в пределах данного вида совместимости имеет тем­перамент.

Социально-психологическая совместимость предполагает вза­имоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обя­зательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у лю­дей с чертами характера, дополняющими одна другую.

В межличностных отношениях зачастую возникают конфлик­ты. Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жиз­ни.

Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологи­ческом, социально-идеологическом отношениях.

Противоречия в межличностных отношениях не всегда приво­дят
к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем. Дру­гие вызывают противоборство и разрешаются в нем.

В группах и коллективах, уже сформировавшихся и устоявших­ся, противоречия возникают реже, чем в общностях, срок существо­вания которых невелик. Это связано с тем, что в длительно суще­ствующих общностях под влиянием отсева и взаимопознания дос­тигается уровень совместимости, при котором противоречия не раз­решаются в конфликтной ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.