КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность и ее мотивационная сфера
Темы для рефератов и докладов Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Понятие воображения. 2. Виды воображения. 3. Воображение и деятельность. 4. Воображение и личность.
1. Определение воображения и его основные функции. 2. Виды воображения. 3. Воображение и творчество. 4. Мечта и фантазия как особые виды воображения. 5. Сновидения, галлюцинации и грезы. Список литературы
1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методах исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психол. журнал. – 2. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Д. С. Брунер. – М., 1977. 3. Веккер Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. – Т. 1. – 4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. – Т. 2. – М., 1982. 5. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды / 6. Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей. Учеб. пособие / Ю. Н. Карандашев. – Минск, 1987. 7. Кедров Б. Н. О творчестве в науке и технике / Б. Н. Кедров. – 8. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. – М., 1979. 9. Найсер У. Познание и реальность / У. Найсер. – М., 1981. 10. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование / Р. Г. Натадзе. – Тбилиси, 1972. 11. Петровский А. В. Роль фантазии в развитии личности / А. В. Петровский. – М., 1961. 12. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М., 1976. 13. Попов Л. М. Инициатива и общение в творчестве / Л. М. Попов. – Казань, 1983. 14. Попов Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов / Л. М. Попов. – Казань, 1990. 15. Страхов И. В. Психология творчества / И. В. Страхов. – Саратов, 1968. 16. Якобсон П. М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон. – М., 1971.
Личностью называется конкретный человек как субъект общественной деятельности и общественных отношений во всем многообразии его социально-психологических особенностей. Исследуя проблему личности, психология имеет в виду психологические особенности и свойства человека, развившиеся и проявляющиеся у него как у члена общества. Человек всегда является членом того или иного коллектива – семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения его с коллективом в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности. Отличительными психологическими особенностями личности являются: 1. Самосознание. Человек, как личность, сознает себя прежде всего как живое, наделенное определенной телесной организацией существо, отождествляет себя со своим физическим телесным обликом в конкретном понятии «Я». Вместе с тем в этом сознании «Я» человек отражает в той или иной степени и свойственные ему психологические особенности 2. Индивидуальность – устойчивое своеобразие принадлежащих данной личности психических процессов, состояний и свойств как в специфических особенностях их содержания, так и в способах и формах проявления. В реальной действительности психические процессы и состояния никогда не являются изолированными функциями мозга; они всегда принадлежат тому или другому конкретному человеку, обусловлены особенностями его личности и выполняемой им деятельности. То же самое относится и к свойствам личности – они всегда индивидуальны. Нельзя найти даже две личности, которые были бы тождественны, то есть полностью повторяли бы друг друга. 3. Саморегулирование – способность сознательно управлять своим поведением, своими психическими процессами и состояниями в связи 4. Активность. Личность всегда деятельна. Иначе она не может существовать в окружающей ее социальной и природной среде. Только 5. Взаимосвязь с социальной средой. Являясь активным членом общества, человек всегда находится в определенных связях и отношениях В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. Наибольшее распространение в зарубежной психологии получили три теории, а именно: биогенетическая, социогенетическая, психогенетическая. Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Так, американский психолог начала XX века С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза, резюмируя в свернутом виде такие стадии развития человеческого общества, как собирательство, охота и т. д. Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституционной психологии». Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения и т. п., считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями. В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Более популярной на Западе является теория ролей. Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми. Одним из направлений в разработке психологии личности является теория поля, предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно этой концепции, поведение индивидума управляется психологическими силами (стремления, намерения и т. д.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле «жизненного пространства». В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека. Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения. Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э. Эриксон и др.). Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.). Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности Разрабатывая проблему активности личности, отечественные психологи опираются на известное теоретическое положение об активном характере отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека. Источником активности личности с точки зрения этих теоретических основ являются потребности, которые представляют собой внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования. По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные. Потребности характеризуются следующими признаками. Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда есть осознание нужды в чем-то. Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться. Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов В психологии под установкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды. Само слово «установка» происходит от латинского «аптус», имеющего значение: 1) физическое или умственное состояние подготовленности к действию; Различают несколько видов установок. Моторная установка – это установка готовности к физическим действиям (динамика кисти к большим или маленьким предметам и т. д.). Перцептивная установка – ожидание звонка, выстрела, угрозы. Умственная установка – предубеждение следователя относительно виновности или не виновности подозреваемого лица. Социальная установка связана с качеством конформности личности. Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого психические силы. Знание закономерностей проявления установки – необходимое условие для оценки личности преступника, потерпевшего и т. д. В структуре установки выделяют ряд компонентов: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. Эти компоненты эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих подструктур определяют активность человека в окружающей его обстановке. Установка во многом определяет все поведение человека. Она управляет нашими реакциями Поведение людей различных возрастов соотносится с определенными ценностями, которыми могут выступать как свойства материальных объектов, так и явления общественной жизни. Ценности в идеальной форме выражают цели и устремления человека. Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные. Личностные ценности представляют собой моральную основу характера личности. Они влияют на отношение к людям, к делу, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются во взглядах личности на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, правопорядок, законы. Они формируют такие черты характера, как ответственность, требовательность к себе, бережливость и т. п. Материальные ценности строятся на восприятии материальных объектов: вещей, денег, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты характера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д. Политические ценности определяются отношением к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей. Ценности детерминируют характер поведения и образа мыслей людей. Они очерчивают круг их интересов, вырабатывая побуждение, действующее в силу эмоциональной привлекательности. Интерес может выражать стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, который привлечет его внимание. Идеал – это представление человека о том, каким он хочет видеть себя и других. Идеал часто выступает в виде совокупности норм поведения. Становление идеалов происходит под влиянием окружающей среды. Наличие идеалов вносит четкость в мотивацию поведения человека. Существенная сторона мотивации поведения человека – направленность личности. Одни ученые-психологи считают направленность свойством личности и ставят ее в ряд с характером, темпераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирующих мотивов. Направленность – это система доминирующих личностных ориентаций человека, подчиняющая себе всю его мотивационную сферу. Общая направленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений. Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |