Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность и ее мотивационная сфера




Темы для рефератов и докладов

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Понятие воображения.

2. Виды воображения.

3. Воображение и деятельность.

4. Воображение и личность.

 

1. Определение воображения и его основные функции.

2. Виды воображения.

3. Воображение и творчество.

4. Мечта и фантазия как особые виды воображения.

5. Сновидения, галлюцинации и грезы.

Список литературы

 

1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методах исследования творческих способ­ностей / Д. Б. Богоявленская // Психол. журнал. –
Т. 16. – № 5. – 1995.

2. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной инфор­мации / Д. С. Брунер. – М., 1977.

3. Веккер Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. – Т. 1. –
Л., 1974.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. – Т. 2. – М., 1982.

5. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды /
А. Л. Галин. – Новосибирск, 1989.

6. Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей. Учеб. пособие / Ю. Н. Карандашев. – Минск, 1987.

7. Кедров Б. Н. О творчестве в науке и технике / Б. Н. Кедров. –
М., 1987.

8. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. – М., 1979.

9. Найсер У. Познание и реальность / У. Найсер. – М., 1981.

10. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное ис­следование / Р. Г. Натадзе. – Тбилиси, 1972.

11. Петровский А. В. Роль фантазии в развитии личности / А. В. Петровский. – М., 1961.

12. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М., 1976.

13. Попов Л. М. Инициатива и общение в творчестве / Л. М. Попов. – Казань, 1983.

14. Попов Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов / Л. М. Попов. – Казань, 1990.

15. Страхов И. В. Психология творчества / И. В. Страхов. – Саратов, 1968.

16. Якобсон П. М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон. – М., 1971.

 

Личностью называется конкретный человек как субъект обще­ственной деятельности и общественных отношений во всем много­образии его социально-психологических особенностей.

Исследуя проблему личности, психология имеет в виду психо­логические особенности и свойства человека, развившиеся и про­являющиеся у него как у члена общества. Человек всегда являет­ся членом того или иного коллектива – семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность чело­века в коллективе, взаимоотношения его с коллективом в значи­тельной степени определяют формирование индивидуальных черт личности.

Отличительными психологическими особенностями личности являются:

1. Самосознание. Человек, как личность, сознает себя прежде всего как живое, наделенное определенной телесной организацией существо, отождествляет себя со своим физическим телесным об­ликом в конкретном понятии «Я». Вместе с тем в этом сознании «Я» человек отражает в той или иной степени и свойственные ему пси­хологические особенности
и черты. Одновременно он противопос­тавляет свое «Я» другим людям, выделяет себя как личность из их среды.

2. Индивидуальность – устойчивое своеобразие принадлежа­щих данной личности психических процессов, состояний и свойств как в специфических особенностях их содержания, так и в спосо­бах и формах проявления. В реальной действительности психичес­кие процессы и состояния никогда не являются изолированными функциями мозга; они всегда принадлежат тому или другому кон­кретному человеку, обусловлены особенностями его личности и выполняемой им деятельности. То же самое относится и к свойствам личности – они всегда индивидуальны. Нельзя найти даже две личности, которые были бы тождественны, то есть полностью повторя­ли бы друг друга.

3. Саморегулирование – способность сознательно управлять своим поведением, своими психическими процессами и состояниями в связи
с требованиями социальной среды или условиями вы­полняемой деятельности. Человек не механически приспосаблива­ется к окружающей его среде в ответ на исходящие от нее раздра­жения. Он сам является сознательным членом этой среды, избирательно воспринимает ее воздействия, перерабатывает и оцениваетих и управляет своим поведением в соответствии
с этой оценкой.

4. Активность. Личность всегда деятельна. Иначе она не может существовать в окружающей ее социальной и природной среде. Только
в процессе социально обусловленной деятельности человек превращается в личность: в зависимости от характера (типа), содержания деятельности
и способов ее выполнения и формируются свойственные личности социально-психологические черты и особенности. Личность проявляет себя только через деятельность, и только в деятельности выражается присущее личности качество активности.

5. Взаимосвязь с социальной средой. Являясь активным членом общества, человек всегда находится в определенных связях и отношениях
с окружающими его людьми и обществом в целом – се­мейных, бытовых, производственно-трудовых, идейных и т. д. Вне этих объективных связей
и отношений он не может существовать и действовать как член общества. Эти связи и отношения неизбежно отражаются в различных формах его поведения и деятельности, определяют истинную сущность человека. Ее нельзя понять, если рассматривать человека как отдельное существо изолированно (абстрактно) от общества.

В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. Наибольшее распространение в зарубежной психологии получили три теории, а именно: биогенетическая, социогенетическая, психогенетическая.

Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс раз­вития трактуется главным образом как созревание, стадии которо­го универсальны.

Так, американский психолог начала XX века С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза, резюмируя в свернутом виде такие стадии развития человеческого общества, как собирательство, охота и т. д.

Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституционной психологии». Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения и т. п., считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать ка­кая-то однозначная связь.

Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловле­но бессознательными биологическими влечениями или инстинкта­ми и в первую очередь сексуальными влечениями.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри орга­низма, социогенетические теории стараются объяснить особенно­сти личности, исходя из структуры общества, способов социализа­ции, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно те­ории социализации, человек, рождаясь биологической особью, ста­новится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения есть резуль­тат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк,
Б. Скиннер и др.).

Более популярной на Западе является теория ролей. Она исхо­дит из того, что общество предлагает каждому человеку набор ус­тойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личнос­ти, ее отношения с другими людьми.

Одним из направлений в разработке психологии личности является теория поля, предложенная американским психо­логом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно этой кон­цепции, поведение индивидума управляется психологически­ми силами (стремления, намерения и т. д.), имеющими направ­ленность, величину и точку приложения в поле «жизненного пространства».

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведе­ние человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно пси­хических процессов. В нем можно выделить три течения.

Концепции, объясняющие поведение личности главным обра­зом через эмоции, влечения и другие внерациональные компонен­ты психики, называют психодинамическими (американский пси­холог Э. Эриксон и др.).

Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.).

Концепции, в центре внимания которых стоит развитие лично­сти
в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.).

Разрабатывая проблему активности личности, отечественные психологи опираются на известное теоретическое положение об активном характере отражения, о происхождении сознания из тру­довой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельнос­ти человека. Источником активности личности с точки зрения этих теоретических основ являются потребности, которые представля­ют собой внутреннее состояние нужды, выражающее их зависи­мость от конкретных условий существования. По своему происхож­дению потребности делятся на естественные и культурные. По­требности характеризуются следующими признаками.

Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, то есть она все­гда есть осознание нужды в чем-то.

Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содер­жание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.

В-третьих, потребность обладает способностью воспроизво­диться.

Потребность, прошедшая через систему побудительных фак­торов
и осознанная человеком, становится мотивом поведения. Мо­тив – это осознанное побуждение для определенного действия. Он формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взве­шивает обстоятельства,
в которых находится, и осознает цель, ко­торая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия. В целях дифференциации побудительных сил человека следует выделять его осознанные и неосознанные побужде­ния, то есть мотивы. Это имеет большое значение для оценки изучаемого лица. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта. Такие по­буждения представляют собой систему установок.

В психологии под установкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внеш­ней среды. Само слово «установка» происходит от латинского «аптус», имеющего значение: 1) физическое или умственное состояние подготовленности к действию;
2) поза человека в смысле моторного или умственного предрасположения. В отечественной психологии теоретические основы установки разработал грузинский психолог Д. Н. Узнадзе.

Различают несколько видов установок. Моторная установка – это установка готовности к физическим действиям (динамика кисти к большим или маленьким предметам и т. д.). Перцептив­ная установка – ожидание звонка, выстрела, угрозы. Умствен­ная установка – предубеждение следователя относительно ви­новности или не виновности подозреваемого лица. Социальная установка связана с качеством конформности личности.

Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого психические силы. Знание закономернос­тей проявления установки – необходимое условие для оценки лич­ности преступника, потерпевшего и т. д. В структуре установки выделяют ряд компонентов: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. Эти компоненты эмоциональных, интеллектуальных и по­веденческих подструктур определяют активность человека в окру­жающей его обстановке. Установка во многом определяет все пове­дение человека. Она управляет нашими реакциями
в ответ на ре­акции собеседника: наше выражение лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мы находимся в контакте, принимает нас. Содержательной стороной установки являются цен­ностные ориентации личности.

Поведение людей различных возрастов соотносится с опреде­ленными ценностями, которыми могут выступать как свойства ма­териальных объектов, так и явления общественной жизни. Ценнос­ти в идеальной форме выражают цели и устремления человека.

Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные.

Личностные ценности представляют собой моральную основу характера личности. Они влияют на отношение к людям, к делу, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе со­циализации, проявляются во взглядах личности на принятые в об­ществе моральные нормы, обычаи, правопорядок, законы. Они фор­мируют такие черты характера, как ответственность, требователь­ность к себе, бережливость и т. п.

Материальные ценности строятся на восприятии материаль­ных объектов: вещей, денег, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты харак­тера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д. Политические ценности определяются отношением к национальному благосостоянию государства, утвер­ждающейся демократии, политическим организациям, образу жиз­ни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззрен­ческих взглядов, моральных заповедей.

Ценности детерминируют характер поведения и образа мыслей людей. Они очерчивают круг их интересов, вырабатывая побуждение, действующее в силу эмоциональной привлекательности. Интерес мо­жет выражать стремление человека ознакомиться с предметом (иде­ей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить лю­бой объект, который привлечет его внимание.

Идеал – это представление человека о том, каким он хочет ви­деть себя и других. Идеал часто выступает в виде совокупности норм поведения. Становление идеалов происходит под влиянием окру­жающей среды. Наличие идеалов вносит четкость в мотивацию по­ведения человека.

Существенная сторона мотивации поведения человека – направленность личности. Одни ученые-психологи считают направленность свойством личности и ставят ее в ряд с характером, темпераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирующих мотивов. Направленность – это система доминирующих личностных ориентаций человека, подчиняющая себе всю его мотивационную сферу. Общая направленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений. Человек в каж­дом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.