КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характер
Темы для рефератов и докладов Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Общее понятие темперамента, физиологические основы темперамента. 2. Психологическая характеристика типов темперамента, их преимущества и недостатки. 3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности. 4. Методы диагностики темперамента.
1. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. 2. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента. 3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 4. Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека. 5. Зависимость стиля общения от свойств темперамента. 6. Темперамент и способности. Темперамент и характер человека.
Список литературы 1. Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Учеб. пособие / 2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин. – М., 1978. 3. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. – М., 1970. 4. Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. – Москва – Воронеж, 1996. 5. Левитов Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. – М., 1969. 6. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента / В. С. Мерлин. – М., 1964. 7. Мерлин В. С. Индивидуальный стиль общения / В. С. Мерлин // Психол. журнал. – 1982. – Т. З. – № 4. 8. Очерки теории темперамента. 2-е изд. / Под ред. В. С. Мерлина. – Пермь, 1973. 9. Русалов В. М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов. – М., 1979. 10. Чудиновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудиновский. – М., 1986. Характером называется совокупность приобретенных индивидуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношениях ее к действительности. Один школьник прилежен в учении, другой ленив; один внимателен к окружающим, другой заботится только о себе; один преувеличенного мнения о себе, другой скромен и застенчив. Трудолюбие, леность, добросовестность, доброта, эгоизм и т. д. – все это различные черты характера. Совокупность их составляет характер. Характер – это всегда индивидуально-своеобразное сочетание черт. Нет двух людей с одинаковым характером. Трудности, которые испытывают преподаватели, стремясь изучить характер учеников, обусловлены именно неповторимостью каждого характера. Если определенные формы поведения не случайны для данного человека, а просто и устойчиво проявляются в определенных, типичных обстоятельствах, значит они характерологичны. Поэтому, зная характер, можно предвидеть поведение человека в определенной ситуации. Если одному человеку свойственна мужественность, а другому – трусость, можно ожидать вполне определенное поведение от того и другого при столкновении с опасностью. Характер человека определяется системой его отношений к окружающей действительности и способами реализации этих отношений. Поэтому показателями характера человека является образ его жизни, его реальное отношение к нравственным нормам, к людям, к природе, к вещам и т. д. Мировоззрение и убеждение личности составляет стержень характера. Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь твердого характера. Характер человека всегда получает со стороны общества моральную оценку. Сущность его можно нередко определить одним словом, выражающим моральный облик личности («эгоист», «коллективист», «принципиальный», «целеустремленный», «добрый»). Характер формируется в процессе жизнедеятельности человека. Жизнь чеканит человеческие индивидуальности, создает систему тех отношений, которые определяют характер. Этот процесс протекает обычно применимо для самого человека и окружающих его лиц, что приводит Хотя характер не врожден, ряд природных особенностей организации человека влияет на его проявления и формирование. Наибольшее значение в этом смысле имеет сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, то есть общий тип высшей нервной деятельности как природная основа темперамента. Свойства нервной системы могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник, а при благоприятных – смелость скорее разовьется у сангвиника, чем у меланхолика. При соответствующем индивидуальном подходе в методике воспитания и у того, и у другого возможно формирование смелости. Таким образом, природные свойства нервной системы в какой-то мере сказываются на формировании и проявлении характера. Но и характер может влиять на проявления типологических особенностей нервной системы. Выдержка и самообладание, например, могут тормозить природную склонность к взрывным реакциям человека с холерическим темпераментом, а инициативность и самостоятельность – маскировать ригидность флегматика. Иначе говоря, в характере обнаруживается единство врожденного Как уже отмечалось, отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. Говоря об интеллектуальных чертах характера, прежде всего, имеют в виду сложившиеся качества ума: является ли человек представителем теоретического или практического склада ума, обладает ли гибким умом, позволяющим быстро ориентироваться в изменяющихся условиях или, наоборот, ему присущи косность и инертность; глубоко ли человек анализирует явления или поверхностно подходит к вопросу; проявляет ли критичность и самостоятельность при решении задач и т. д. Когда говорят об эмоциональных чертах характера, то имеют в виду показатель возбудимости, страстное или холодно-рассудочное отношение к явлениям действительности, что человек любит и что ненавидит, к чему равнодушен, преобладающие настроения и т. д. Волевые черты характера определяют умение и готовность сознательно регулировать свою деятельность, связанную с определением трудностей, и направлять поведение в соответствии с определенными принципами и задачами. В волевой стороне характера различают черты активности или энергии (решительность, смелость, инициативность и противоположные им – нерешительность, трусость, безынициативность или инертность), черты организованности (выдержка или сдержанность, целеустремленность, самоконтроль, уверенность в себе), черты стойкости характера (выносливость, терпеливость, настойчивость, мужество, упрямство как нецеленаправленная настойчивость). Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и такими свойствами, которые присущи характеру как целому. К числу таких структурных свойств относятся: степень глубины, цельность, степень устойчивости или изменчивости, активность и сила характера. Степень глубины как качество структуры характера отражает связь черт характера со стержневыми отношениями личности. Более глубокими свойствами характера являются те, которые определяются центральными отношениями личности, и поэтому они связаны Цельность характера означает его внутреннее единство, отсутствие Под уровнем притязаний понимается характеристика личности, определяемая мерой трудности целей и задач, которые личность выбирает Степень устойчивости или изменчивости характера позволяет судить о его определенности. Об устойчивом характере говорят тогда, когда поведение человека во всех случаях соответствует сложившимся у него убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности этого человека. Активность характера проявляется как постоянная потребность человека быть в деятельном состоянии. Сила характера выражается в том, с какой энергией человек преследует поставленные перед собой цели, в последовательности действий и упорстве, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений. Системы взаимосвязанных психических свойств называют сим-птомокомплексами. Взаимосвязаны друг с другом такие свойства характера, которые обусловлены одним и тем же отношением личности к определенной стороне действительности. В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы: 1) отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, коллективизм и противоположные черты – замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм); 2) черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты – лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность); 3) черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать 4) черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно. Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у разных авторов (П. Ганушкин, Э. Кречмер, К. Леонгард, А. Личко и др.). Однако описания акцентуированных черт в значительной степени оказываются идентичными. Наиболее известной в отечественной психологии является классификация, предложенная А. Личко. Особое внимание он обращает на подростковый возраст, который является периодом становления характера. Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предлагает А. Личко, выглядит следующим образом: 1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. 2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатиям. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели. 3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самыми ничтожными, например, кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей. 4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость и раздражительность проявляются при выполнении трудной умственной работы. 5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки, открыты и общительны бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. У этих подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостатки в своих способностях компенсируют выбором сложных видов деятельности при повышенном усердии. 6. Психиастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность – со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность. 7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Такие подростки нередко внешне демонстрируют безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят. 8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Их типичные черты – жестокость, себялюбие и властность. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ. 9. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их товарища, когда другим уделяют большее внимание, чем им самим. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится для них насущной потребностью. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе авторитет, они часто и быстро терпят фиаско. 10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем, без разбора, а также к безделью и к праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти совсем не думают о своем будущем. 11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, аффективный, эмотивный). 1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на преукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений), склонен к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков. 2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи 3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной стороной, чем активной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скурпулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям. 4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, 5. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные; большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. 6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиняться, обладают обостренным чувством справедливости, 7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных, бойких сверстников, не любят шумных игр, испытывают чувство застенчивости, робости, тяжело переживают контрольные задания, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток. 8. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться, а также — улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят 9. Эмотивный тип. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта – гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными. 10. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные – подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенным дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |