Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная структура урока

Определить учебную структуру значит определить систему привычных и понимаемых "педагогических умолчаний", создать учащимся комфортную учебную обстановку, в которой интересно и приятно осваивать предлагаемый материал. Очевидно, что учебная структура определяется с учетом рекомендаций и принципов теории обучения.

Если урок разбит на отдельные разделы, каждый раздел тоже будет иметь свою внутреннюю учебную структуру.

Хорошо структурированный урок может включать одиннадцать ясно различимых составляющих:

· организационный момент;

· сообщение о целях обучения;

· изложение материала;

· упражнение;

· обратная связь о результатах действий учащегося;

· связки между отдельными темами или вопросами;

· подведение итогов;

· итоговая практическая работа;

· проверка освоения материала;

· повторное изложение материала (если он не освоен);

· повторный тест.

Выбор учебной структуры — задача педагогического дизайнера. Не обязательно, чтобы все вышеперечисленные составляющие присутствовали в каждом уроке, однако в нем обычно присутствует большинство этих составляющих. Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Организационный момент

В начале каждого урока рекомендуется напомнить учащимся логическую структуру материала. Содержание организационного момента урока обычно отвечает на такие вопросы:

Что изучалось до этого?

Что будет изучаться в данном уроке?

Как изученный материал связан с новым материалом, и каково место того и другого в целом курсе?

Организационный момент нередко включает в себя описание целей предстоящего занятия, информацию о месте занятия во всем курсе. Главная методическая задача организационного момента — привлечь внимание учащихся, сформировать у них нужную установку, заинтересовать, включить в работу, помочь ответить на вопрос: зачем мне это учить? Ужасный способ оформления организационного момента — использование видео- или аудиофрагментов, где информация представляется от лица автора(ов) курса.

Сообщение о целях обучения

Хорошее описание целей обучения отвечает на вопрос, что обучаемый сможет сделать, какое представление он сможет продемонстрировать после того, как успешно выполнит все, чего требует урок. Желательно описывать цели как можно проще, в неформальной повествовательной манере. Здесь уместно прямое обращение к ученику.

Например:

"После изучения этого раздела у Вас сформируется профессиональный взгляд на содержание просматриваемых вами компьютерных учебных программ. Знакомясь с очередной КОП, вы сможете выделить в ней все элементы учебной структуры урока в том виде, в каком они представлены в рассматриваемой программе".

Изложение материала

Вопросы изложения отдельных элементов материала (описание процессов и процедур, изложение понятий, принципов и фактов) уже обсуждались в этом выпуске. Вы легко различите их в структуре урока.

Упражнения

Изложение материала, как правило, сопровождается упражнениями. Главное достоинство электронных учебных материалов — возможность "разбавлять" изложение действиями и вопросами на понимание, закрепление излагаемого материала. Одна из задач упражнения — прерывать монотонное изложение материала (смена видов работы). Хорошо спланированные упражнения помогают учащимся постоянно актуализировать получаемую информацию. Они служат средством учета разнообразных стилей освоения материала (стилей обучения). В хороших электронных учебных материалах упражнения прерывают (оживляют) изложение учебного материала через каждые 3—7 экранов. Учащиеся немедленно получают обратную связь о результатах своих действий. Это помогает им понять, насколько успешно они работают, что именно им стоит делать по-другому.

Упражнения акцентируют внимание обучаемых на отдельных фрагментах (элементах) излагаемого содержания.

Обратная связь о результатах действий учащегося

Оперативная обратная связь о ходе работы обучаемого — одно из главных методических украшений любого электронного учебного материала. При верном ответе положительное подкрепление информирует обучаемого о том, что он на верном пути. Положительное подкрепление ориентирует на работу с материалом, который следует дальше. Корректирующая обратная связь (сообщение о неверном действии или ответе) информирует обучаемого о трудностях в освоении материала, сообщает о верном действии (ответе) и, возможно, предлагает выполнить другое упражнение.

Внимание! Помните, что корректирующая обратная связь — это обучающее воздействие, а не оценка работы учащегося. "Не судите, да не судимы будете". Избегайте встречающейся иногда в электронных учебных материалах реакции типа: "неверно", "ошибка", "будьте внимательнее", и т.п.

Связки между отдельными темами или вопросами

Каждый раз, когда внутри урока вы переходите к новому вопросу, возникает необходимость в связке. По своей сути, связка — организационный момент в миниатюре. Она напоминает, что было изучено, и как это относится к следующей теме. Главная задача связки — зафиксировать внимание учащегося на факте перехода к новому вопросу.

Подведение итогов

Этот элемент учебной структуры позволяет еще раз напомнить учащимся об основном содержании изученного материала. Чтобы закрепить предлагаемое содержание, его желательно повторить в различных формах не менее 3—5 раз. Учебная структура урока позволяет это сделать:

· при изложении материала;

· в ходе упражнений;

· при ответе на контрольные вопросы;

· при подведении итогов.

Рассматривайте подведение итогов как неотъемлемую составную часть процесса подачи учебного материала.

Итоговая практическая работа

Итоговая практическая работа проводится в конце урока. Она должна собрать все изученные на уроке элементы в общую картину. Здесь учащиеся сталкиваются с примером практической задачи, для решения которой надо применить все усвоенное ранее. Старайтесь сделать практическую работу настолько похожей на реальную практику, насколько это допускают имеющиеся условия. Практическая работа позволяет обучаемым почувствовать, что они действительно чему-то научились в ходе урока. В ходе выполнения практической работы старайтесь минимизировать поддержку обучаемого. Отложите обсуждение верных и неверных действий до окончания работы. При необходимости, дайте ему возможность попрактиковаться еще раз. Не забывайте о главном достоинстве самостоятельной работы учащихся с электронным учебным материалом: в отличие от традиционного урока, учащиеся могут легко вернуться к пройденному. Поощряйте тех, кто готов это делать для более глубокого освоения курса.

Проверка освоения материала

Вопросам проверки освоения материала (задания и способы контроля) посвящен специальный (пятый) выпуск серии.

Повторное изложение материала

Повторное изложение — еще один важный элемент учебной структуры, который отсутствует в традиционных учебниках, однако часто встречается в электронных учебных материалах. Обратите внимание: это не просто повторение, а повторное знакомство с тем же материалом, который подается в новом изложении. Повторное изложение — всегда специально организованное сокращенное изложение материала, обращающее внимание на те элементы содержания, которые не освоены при первоначальном изложении. В ходе повторного изложения обычно поясняют, почему те или иные знания и/или навыки не освоены, освоены не в полном объеме или поняты неверно. Возможно также использование других форм подачи материала (скажем, к звуку добавлен текст), новых примеров, новых аналогий и т.п.

Упражнение

Вернитесь ко второму выпуску настоящей серии и найдите там пример использования повторного изложения материала.

Повторная проверка освоения материала

Повторное изложение завершается повторным контрольным заданием. Для этого можно использовать уже предлагавшиеся учащимся вопросы или подготовить новые, дополнительные вопросы и задания.

Когда и как составлять и использовать учебную структуру урока

При планировании урока обычно не возникает трудности разбить его на тематические составляющие — разделы, если такое разбиение необходимо. Значительно больше вопросов возникает при проработке учебной структуры урока. Мы рекомендуем прорабатывать данную структуру так же детально, как вы прорабатывали цели обучения. По сути, это — детальный план сценария. Его надо составить, обсудить с коллегами и, возможно, несколько раз изменить, прежде чем начать работу над учебными текстами. Тщательно разработанная учебная структура урока позволяет оптимизировать освоение материала, минимизировать возможную потерю цельности изложения, обеспечить методическое качество создаваемых материалов на ранней стадии их разработки.

Процесс подготовки учебной структуры и его результат имеют еще одно важное значение: целенаправленная подготовка и фиксация учебной структуры урока позволяют формально разграничить работу педагогического дизайнера и сценариста, автора учебных текстов. Когда учебная структура урока зафиксирована, работа над учебными материалами приобретает предметный характер. Другое достоинство тщательной проработки учебной структуры урока — возможность распараллелить работу над текстом сценария между несколькими специалистами. Зафиксированная учебная структура урока существенно упрощает процесс тестирования и доработки электронных учебных материалов.

Упражнение

· Изобразите учебную структуру урока в виде схемы, сравните ее со схемой организационной структуры урока и опишите основное различие между ними. · Опишите возможные различия между учебными структурами урока и раздела, входящего в этот урок. · Назовите одиннадцать элементов учебной структуры урока. Составьте для себя схему, помогающую легко запомнить эти элементы. · Что общего и различного между первоначальным изложением материала и его повторным изложением, между первоначальной проверкой освоения и повторным тестом? · Просмотрите второй урок компьютерного курса "Введение в мир Интернет" и укажите в нем отдельные элементы учебной структуры. · Изобразите учебную структуру второго урока компьютерного курса "Введение в мир Интернет" в виде схемы. Предложите изменения учебной структуры, которые, по вашему мнению, повысят качество этого урока.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационная структура урока | Подготовка плана электронных учебных материалов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.