КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Товаров на рынок
Этические и правовые основы продвижения аптечных Цель: раскрыть этические и правовые основы продвижения аптечных товаров на рынок План: 1. Негативные тенденции на отечественном рынке лекарственных средств. 2. Пути разрешения негативных моментов продвижения лекарственных средств на рынке.
Основная литература Лопатин П.В. Биоэтика: учебник для студентов, обучающихся по специальности «фармация» М., 2006.
Дополнительная литература: Асеева И.А., Никитин В.Е. Биомедицинская этика. Учебное пособие для медицинских университетов. Курск, 2002. Биоэтика и деонтология в медицинском университете.Программа комплексного и поэтапного преподавания на кафедрах и факультетах многопрофильного медицинского вуза / Составители: доц. И.А. Асеева; проф. С.П. Щавелев; / Под общей редакцией проф. А.И. Лазарева. Курск, 2002. Биомедицинская этика. Под. ред. В.И. Покровского, Ю.М. Лопухина. – М., 1999.
Текст: С каждым годом возрастает число регистрируемых в мире и в нашей стране лекарственных средств и других аптечных товаров. Вместе с тем среди продвигаемых на рынок и циркулируемых (представленных) на нем лекарств далеко не все достаточно полно и объективно охарактеризованы по критериям эффективности, безопасности и экономической целесообразности использования. Такая ситуация обусловила появление в фармации и медицине нового научного направления — доказательной фармакотерапии. Оказалось, что из числа зарегистрированных в РФ лекарственных препаратов менее 4% действительно достоверно эффективны и безопасны, еще меньше ЛП охарактеризовано по критерию экономической эффективности использования. Можно допустить, что 8-10% ЛП, обращающихся на рынке, отобраны практикой их использования в течение десятилетий, иногда столетий и даже тысячелетий. Это лекарства природного, в том числе растительного происхождения. Таким образом, в отношении более чем 85% лекарств нет обоснованной, доказательной уверенности, что они являются высокоэффективными, безопасными и их применение в широкой медицинской практике экономически целесообразно. Сенсационные сведения относительно эффективности и безопасности лекарств содержит впервые изданная на русском языке книга американских авторов «Лучшие лекарства. Худшие лекарства», у нас эта книга издана издательством «КРОМ-ПРЕСС» под названием «Энциклопедия лекарственной безопасности». Оказалось, что из рассмотренных авторами 278 препаратов довольно многие снабжены уведомлением «не использовать», «не использовать до истечения 5 лет после появления на рынке» и т.д. Так в США от «лекарственной болезни» ежегодно погибает около 100 тыс. человек, а у 2,2 млн. развиваются тяжелые заболевания. («Мегаполис экспресс», 2000, № 37, с. 20). Что же это означает? Специалисты должны внимательно разобраться в создавшейся ситуации и выработать механизмы, позволяющие ориентироваться в этих джунглях. Такая работа начата в нашей стране и в ряде зарубежных стран. По инициативе академика РАМН А.Г. Чучалина, в рамках Российского национального конгресса «Человек и лекарство» были созданы более 30 групп высококвалифицированных специалистов, которые отобрали по каждой фармакологической группе действительно эффективные и безопасные лекарственные препараты (ЛП). На основе этой работы в 2000 г. был издан справочник, содержащий основные сведения об отобранных ЛП — Российский национальный формуляр (перечень). В 2002 г. вышло второе издание этого справочника. В каждом лечебном учреждении на основе этого справочника с учетом собственного опыта, специфики работы и возможностей снабжения может быть составлен свой формуляр. Аналогично могут решаться проблемы организации снабжения аптечными товарами в субъектах РФ, в регионах и т.п. Предложены методики формирования таких формуляров. В их числе методика, разработанная с участием нашей кафедры. При Минздраве РФ создана формулярная комиссия во главе с академиком РАМН проф. А.Г. Чучалиным. Аналогичные комиссии созданы на различных уровнях вплоть до лечебно-профилактических учреждений. Таким образом в нашей стране начала работать формулярная система, целью которой является использование в лечебно-профилактической деятельности эффективных, безопасных и экономически обоснованных ЛП, что должно привести к повышению результативности лечения, снизить частоту нежелательных побочных эффектов, сократить или, во всяком случае, стабилизировать расходы на закупку ЛС, снизить финансовую нагрузку на бюджеты всех уровней, начиная с личного бюджета. Что же послужило причиной продвижения на рынок недостаточно эффективных, безопасных и экономически целесообразных лекарственных средств? Конечно же, нарушение морально-нравственных норм. Пытаясь скорее оправдать свои расходы на разработку лекарств или получить любой ценой прибыль, фирмы оказывают давление на органы, разрешающие препараты к использованию в медицинской практике, регистрацию их, а также на медицинский персонал и население. Естественно, что международные и национальные организации, отвечающие за здоровье населения и отдельных граждан, за здравоохранение в целом обеспокоены создавшимся положением и пытаются выработать механизмы, устраняющие причины этих явлений. ВОЗ после нескольких лет работы и нескольких попыток 13 мая 1988 г. на 41-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла Этические критерии продвижения ЛС на рынок. (ЭКПЛС). Конечная цель этого документа — оказание поддержки и содействие улучшению медико-санитарной помощи путем рационального продвижения и использования лекарств. Авторы документа указывают, что термин «продвижение на рынок» в данном контексте относится ко всем видам информационно-рекламной деятельности, которая имеет целью стимулировать назначение, поставку, закупку и использование ЛС. В нашей стране под термином «реклама» (в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О рекламе») понимается информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), распространяемая в любой форме, с помощью любых средств, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствующая реализации товаров, идей и начинаний. Для целей налогообложения российское законодательство имеет иное определение. Рекламой признаются все виды объявлений, извещений и сообщений, передающих информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет, имущества физических лиц, одежды. Реклама должны быть распознаваема без специальных знаний, в противном случае сообщение рассматривается как скрытая реклама, которая запрещается российским законодательством. В числе основных принципов продвижения ЛС на рынок указываются: 1. Информационно-рекламная деятельность должна проходить в рамках национальной политики в области здравоохранения и осуществляться в соответствии с национальным законодательством, а также добровольными этическими кодексами, если они существуют. 2. Все информационно-рекламные материалы должны быть на дежными, точными, достоверными, содержательными, сбалансированными, современными, доказательными и со вкусом оформленными. В них не должны содержаться формулировки и непроверенные выводы, вводящие в заблуждение. Нельзя опускать какую-либо часть информации, что может повлечь за собой неоправданный риск или неоправданное назначение лекарства. 3. Слово «безопасное» должно использоваться лишь по отношению к лекарствам, которые прошли надлежащую проверку. Следует отметить, что авторы этого документа не уточняют, что из себя представляет «надлежащая проверка». Мы считаем, что под надлежащей проверкой следует понимать отсутствие в банке данных о побочном действии лекарств (ПДЛ) сведений о каких-либо зарегистрированных случаях ПДЛ в течение 3-5 лет. 4. Сравнение лекарств должно проводиться на основе реальных фактов, быть беспристрастным и аргументированным. 5. Научные данные должны предоставляться лицам, назначающим ЛС, а также всем тем, кому дано право на их получение. 6. Информационно-рекламная деятельность не должна ставитьсяв зависимость от финансовых или материальных выгод практикующих врачей. Врачи не должны искать подобных выгод, ибо они способны оказывать влияние на назначение лекарств. 7. Нельзя использовать научную деятельность и санитарное просвещение в заведомо рекламных целях. Этические критерии устанавливают виды и формы рекламирования ЛС, адресованные врачам, работникам, занятым в сфере здравоохранения, а также пациентам (населению). При этом предусматривается: 1. Формулировки и иллюстрации должны соответствовать научным данным о медико-биологических свойствах конкретного препарата. Рекламные материалы, в которых имеются соответствующие сбыту высказывания, должны как минимум содержать краткую научную информацию о медико-биологических свойствах препарата. В рассматриваемом документе (ЭКПЛС, пункт 12) приводится перечень информационных сведений, которые обычно должны содержать рекламные материалы. В их числе: сведения о составе ЛС, утвержденные терапевтические показатели, схемы использования, возможные побочные эффекты и основные неблагоприятные действия лекарства, меры предосторожности, противопоказания, предупреждения, важнейшие взаимодействия между ЛС, адреса изготовителя или предприятия оптовой торговли, а также ссылки на научную литературу о данном препарате. 2. Когда рекламный материал является лишь напоминанием и не имеет целью продвижение на рынок, его содержание может быть сокращено, но он обязательно должен содержать сведения о фирме, которая позволяет связаться с фирмой-изготовителем 3. Реклама для широких слоев населения должна помогать людям принимать разумные решения по использованию ЛС, отпускаемых без рецепта. Нельзя рекламировать препараты, применяемые против тяжелых состояний и болезней, которыми может лечить только квалифицированный врач. Заметим, что некоторые страны утвердили списки таких болезней и состояний. В РФ таких списков нет. И поэтому по радио и другим каналам рекламы можно услышать о «чудодейственных средствах» лечения самых тяжелых состояний и болезней вплоть до злокачественных новообразований. 4. Реклама не должна злоупотреблять заботой людей о своем здоровье. Это положение для рекламы ЛС и БАД в нашей стране сейчас очень актуально, т.к. многие рекламные материалы нарушают этот принцип. 5. Язык рекламного материала должен быть понятен гражданам, но обязательно соответствовать одобренным научным данным о медико-биологических свойствах препарата. Не следует в рекламе использовать формулировки, вызывающие чувство страха и отчаяния. Этические аспекты предусматривают необходимость дать потребителю точную и правдивую информацию о цене (ЭКПП, пункт 16). Отдельный пункт ЭКПП (16) содержит перечень информации, которую должны содержать рекламные сообщения для населения в СМИ: в том числе, название активных компонентов по международным непатентованным названиям (МНН), фирменное наименование, основные показания, меры предосторожности, противо показания и предупреждения, название и адрес изготовителя или оптовой фирмы. Кроме этических критериев продвижения ЛС, ВОЗ предлагает ряд этических кодексов — документов, содержащих нормы саморегулирования в области рекламы ЛС: • Международный кодекс рекламной деятельности Международной Торговой Палаты (последняя редакция 1986г.); • Российский рекламный кодекс Рекламного Совета России (2000 г.) (представляет собой новую версию «Свода обычаев и правил делового оборота рекламы на территории РФ» (1997 г.) • Маркетинговый Кодекс А1РМ (1997г.). • Федеральный закон «О рекламе», который определяет запрет недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной, скрытой рекламы, а также запрещает рекламу незареги • Федеральный закон «О лекарственных средствах»; • ОСТ «Государственный информационный стандарт лекарственных средств. Основные положения 091500.05.0002-2001 г.». Если обобщить законодательные и этические нормы, можно указать следующее: Для неспециалистов запрещается реклама рецептурных лекарств, а для безрецептурных препаратов реклама должна содержать:
• название лекарственного продукта, а также общепринятое • показания к применению; • основные противопоказания (при наличии); • необходимые для безопасного применения предосторожности; • указание держателя регистрационного удостоверения; • предупреждение: «Перед применением внимательно прочти Реклама лекарственных средств не должна: • создавать представление о ненужности обращения к врачу; • содержать утверждений о гарантиях положительного действия
• касаться показаний по таким заболеваниям, как: туберкулез, заболевания, передаваемые половым путем, иные серьезные инфекционные заболевания, онкологические заболевания, психические заболевания и хроническая бессонница, сахарный диабет и иные болезни обмена веществ, «острый живот»; • создавать представление о необходимости применения продукта здоровыми людьми, за исключением средств для профилактики болезней и предотвращения беременности; • быть обращена к детям до 14 лет; • содержать образы медицинских и фармацевтических работников; • вызывать чувства страха. Также не допускается реклама и продвижение лекарственных продуктов посредством телемагазинов, использование лекарств в качестве призов и поощрений, распространение бесплатных образцов лекарственных продуктов неспециалистами в целях рекламы и продвижения, в том числе проведение их дегустаций и проб. Для специалистов реклама должна содержать: • название лекарственного продукта, а также общепринятое • указание держателя регистрационного удостоверения; • показание к применению; • основные противопоказания (при наличии); • нежелательные эффекты (при наличии); • контактные данные для получения более полной информации. рекламодателей в последнее время увеличилось количество недобросовестной рекламы. Проведенное нами исследование показало, что 37,5% опрошенных провизоров встречали завуалированную рекламу в виде интервью в неспециализированных изданиях, а среди врачей положительный ответ дали 88%. Реклама лекарственных средств безрецептурного отпуска, встречаемая в средствах массовой информации, оценивается как вводящая в заблуждение пациентов 78% врачей и 50,5% провизоров, при этом 2% врачей встречали случаи причинения вреда здоровью пациентов в результате недобросовестной рекламы. Эту ситуацию необходимо изменить, повысить ответственность лиц, занимающихся рекламой. Этические нормы рекламирования лекарств, — это не формальность, а обязательный фактор! В ЭКПП несколько положений адресуется медицинским представителям, которые проводят рекламно-информационную работу среди медицинского и фармацевтического персонала. В их числе следующие: • наниматели несут ответственность за основную профессиональную подготовку и повышение квалификации своих представителей; • медицинские представители должны быть соответствующим • они не должны оказывать побуждающего воздействия на лиц, назначающих ЛС и фармацевтов; • в свою очередь лица, назначающие ЛС, и фармацевты не должны стремиться получить такие побуждающие стимулы; • основная часть вознаграждения медицинских представителей не должна быть непосредственно связана с объемом продажи ЛС, которой они содействовали. Члены Ассоциации международных фармацевтических производителей, в дополнении к ЭКПП, приняли Кодекс маркетинговой практики, который гласит: информация, распространяемая лицами, осуществляющими деятельность медицинских представителей в ходе посещений специалистов здравоохранения, должна быть объективной, актуальной и достоверной. Использование материалов без указания выходных данных, включая дату выпуска публикаций, или составления иных материалов, не допускается. Ответственность за содержание и форму информации, распространяемой медицинскими представителями, несет компания, продвигающая лекарственный продукт. Распространение информации медицинскими представителями без санкции компании, продвигающей лекарственный продукт, не допускается. Бесплатные образцы рецептурных лекарств могут быть предоставлены назначающим их лицам по их просьбе с целью продвижения на рынок (пункт 20 ЭКПЛС). Кроме того, каждый образец должен иметь пометку «бесплатный образец, не предназначенный для продажи» (или подобную ей) и сопровождаться копией краткого описания характеристик продукта. Таким образом, ЭКПЛС допускает такую деятельность в ограниченном размере. Медицинские представители определяют лицо компании и являются проводниками ее этических норм, поэтому нами было проведено исследование их деятельности. Оценить этичность продвижения могут те, кто работают с медицинскими представителями, т.е. врачи и провизоры. Опрос показал, что 90% врачей и 50% провизоров считают медицинских представителей компетентными в области знаний о рекламируемом препарате. Положительную оценку предоставляемой информации о рекламируемом ЛС медицинскими представителями дают 62,5% провизоров. Вместе с тем, деятельность медицинских представителей как мешающая работе оценивается 35% врачей и 4% провизоров, а 18% врачей, как альтернативу, предлагают проведение симпозиумов. Характерными нарушениями этических норм в работе медицинских представителей, по отзывам опрашиваемых, являются: • предложение врачам готовых рецептурных бланков — 99% врачей; • предоставление бесплатных образцов без просьбы врача — 73% врачей; • предложение поощрения за продвижение рекламируемого препарата — 90% врачей; • 90% врачей и 99% провизоров считают, что медицинские представители проводят некорректные сравнения рекламируемых препаратов с аналогами; • 10% врачей сталкивались с некорректным поведением медицинских представителей. Данные исследования показывают, что фармацевтические фирмы мало внимания уделяют этической стороне деятельности медицинского представителя. В настоящее время из-за недостатков законодательного регулирования их деятельности этические нормы выходят на первый план. Если законодательство запаздывает, то этике по силам перенести акцент с неофициального лозунга большинства фирм: прибыль любой ценой, — на официальный лозунг: улучшение здоровья граждан благодаря использованию современных высокоэффективных лекарственных средств. ЭКПЛС на рынок определяет этические положения во взаимоотношениях практических врачей, провизоров, научных работников — с одной стороны — и производителей, а также оптовых фирм — с другой. Во-первых, финансовая поддержка научных форумов и совещаний практических работников должна быть четко заявлена и отражена в материалах этих мероприятий. Такая поддержка учреждений (организаций), организующих эти мероприятия, специалистов, участвующих в них, не должна быть связана с какими-либо обязательствами по продвижению ЛС на рынок. Примечательно: пункт 23 ЭКПП специально оговаривает, что «возможность для развлечения или другие выражения гостеприимства, а также любые подарки, предоставленные медикам и работникам смежных профессий, должны быть вторичными по отношению к главной цели мероприятия (научного симпозиума и др. научных совещаний) и находиться на скромном уровне». Изучение и контроль ЛС после их разрешения и сбыта (вывода на рынок) не должны превращаться в завуалированную форму их рекламирования. Вместе с тем, практика показывает, что очень важно после выведения ЛС на рынок проводить дальнейший мониторинг их эффективности и безопасности и организовывать международный обмен в этой сфере, а также доводить полученную информацию до всех стран. В случае выявления серьезных побочных эффектов, своевременно рассматривать вопросы и принимать решения о целесообразности оставления таких лекарств на рынке. Эта мысль содержится в пункте 27 ЭКПЛС. Тенденции в сфере обращения ЛС и других аптечных товаров и рассмотренные ЭКПЛС на рынок обусловили разработку этических кодексов деятельности в различных звеньях обращения этих товаров, в том числе их производства, дистрибьюции, оптовой торговли, розничной продажи, а также нормативно-правовых документов, регламентирующих эту деятельность и обеспечивающих использование лекарств и других аптечных товаров во благо человека и общества, а не только для получения прибыли, тем более — любой ценой.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |