КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности организационных структур местной администрации
В практике муниципального управления в современной России местная администрация в муниципальном образовании, как правило, представляет собой муниципальную управленческую организацию, в основу которой положен иерархический или бюрократический тип структуры управления. Он характеризуется: - достаточно высокой степенью разделения труда; - развитой иерархией управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; - цепью команд, когда распоряжения или поручения от руководителя доходят до исполнителя через определенные ступени иерархической пирамиды; - наличием многочисленных формализованных правил и норм поведения персонала, с одной стороны, и системы формальной обезличенности, с которыми члены этой организации выполняют свои обязанности – с другой и т.п. Существенным недостатком бюрократической структуры построения местной администрации, особенно на уровне городского и районного уровней, является неспособность этой муниципальной организации к адаптации в изменяющихся условиях ее деятельности. В первую очередь, речь идет о консерватизме системы отношений, складывающихся между ее структурными подразделениями местной администрации, между ее работниками. Ее организационная структура остается заформализованной, т.е. подвергается, как правило, незначительным и несущественным качественным изменениям. Устойчивости этой структуры способствует также и система неформальных отношений, складывающихся между работниками данной муниципальной управленческой организации. Особенностью организационной структуры местной администрации как муниципальной управленческой организации в современной России является линейный функционально-отраслевой принцип ее построения. Данный тип организационной структуры, характеризуется, с одной стороны, выбором в качестве основного принципа формирования местной администрации - отраслевого принципа управления муниципальным (местным) хозяйством, а с другой – иерархической системой управления и отношений, выстроенной по «пирамидально-властному» принципу. При функционально-отраслевом принципе построения местной администрации определяющая роль в ее организационной структуре и системе управления муниципальным хозяйством отводится отраслевым структурным органам (подразделениям). Они как самостоятельные субъекты управленческой, экономической и хозяйственной деятельности одновременно выполняют функции организации управления отраслью (или группой отраслей) муниципального хозяйства, осуществляют хозяйственную деятельность посредством распределения муниципальной собственности, средств местного бюджета и внебюджетных средств, организуют контроль за деятельностью подведомственных учреждений и предприятий. В их деятельности значительное место занимают вопросы оперативного управления подведомственными организациями, разработка ведомственных отраслевых нормативов и показателей оценки работы этих организаций и отрасли в целом. Они могут создавать свои территориальные структурные подразделения, которым передаются функции оперативного управления и осуществления контроля за работой подведомственных организаций. Вместе с тем в данной организационной структуре местной администрации недооценивается структурных подразделений, которые призваны обеспечивать решение вопросов стратегического развития муниципального хозяйства, эффективного использования материальных и финансов муниципального образования. Функциональным органам местной администрации отводится «вспомогательная» роль. Они призваны обеспечивать управленческую деятельность руководителей муниципальной организации, координировать работу структурных органов местной администрации, организовать взаимодействие с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. На территориальные структурные органы (подразделения) местной администрации возлагаются полномочия по организации выполнения решений органов местного самоуправления и главы местной администрации, решению вопросов обеспечения жизнедеятельности местного сообщества, осуществлению контроля за работой муниципальных предприятий и учреждений, развитию территориального общественного самоуправления и взаимодействия с другими самодеятельными общественными организациями граждан, функционирующих на территории поселения. Анализ линейного функционально-отраслевого типа организационной структуры местной администрации позволяет сделать вывод о том, что он представляет собой «усовершенствованный» вариант организационной структуры исполнительного комитета местного Совета депутата городского или районного уровня. Можно говорить о так называемой «переходной» модели, в которой сохранен отраслевой принцип построения местной администрации, но в то же время возникает потребность введения в нее новых структурных элементов. Они «не вписываются» в старую модель советской организации местным хозяйством. Процесс управления муниципальным хозяйством предполагает формирование новых отношений между структурными элементами местной администрации как муниципальной управленческой организации. Если раньше они строились на командно-административной системе управления с ее отраслевым подходом, то теперь речь идет о формировании системы муниципального управления, основанной комплексном подходе в решении вопросов жизнедеятельности местного сообщества, когда на первом плане находятся его интересы, а не интересы ведомств и их организаций. Одной из особенностей организационных структур местной администрации в условиях переходного периода является неоправданная централизация власти. Она характеризуется концентрацией полномочий и ресурсов на уровне высших должностных лиц местной администрации, а также ее отраслевых структурных органов и подразделений. Создаваемые на уровне отдельных поселений, округов в городах и т.п. администрации как структурные подразделения городской (районной) администрации не обладают ни полномочиями, ни ресурсами, но в то же время несут полную ответственность перед населением за решение вопросов обеспечения его жизнедеятельности. И как результат наблюдаемого явления – полная потеря местной властью своего авторитета у населения, которая оказалась неспособной сформировать оптимальную организационную структуру управления местными сообществами и муниципальным хозяйством. Анализ организационных структур местных администраций как муниципальных управленческих организаций осуществлять по следующим основным направлениям: - типологизация организационных структур администраций муниципальных образований; - количество уровней управления в администрации; - соблюдение норм управляемости, оптимизация количества должностных лиц и структурных под разделении, непосредственно подчиненных главе администрации и его заместителям; - роль и функции главы администрации, его заместителей; - формирование в структуре администрации крупных административно-управленческих блоков профильного характера (экономика и финансы, недвижимость, городское хозяйство, социальная сфера и др.); - наличие программно-функциональных структур, нацеленных на решение стратегических задач развития муниципального образования. Особенности организационных структур администраций муниципальных районов и городских округов. В настоящее время организационные структуры управления администраций муниципальных образований со статусом муниципального района или городского округа, а также крупных городских поселений строятся по линейно-функциональной схеме. В их основе лежит сочетание линейных (отраслевых) подразделений, осуществляющих основные внешние функции организации (в данном случае - муниципальные услуги), и функциональных подразделений, действующих внутри организации и обеспечивающих ее работу. Основными элементами организационной структуры администраций данных муниципальных образований являются: 1. Глава администрации и его заместители. 2. Отраслевые структурные подразделения - ответственные за определенную отрасль городского хозяйства или социальной сферы и непосредственно обеспечивающие оказание населению муниципального образования той или иной муниципальной услуги или группы однородных услуг. Чаще всего данные структурные подразделения линейно подчиняются одному из заместителей главы, друг от друга разные подразделения этого типа административно независимы; 3. Функциональные подразделения или подразделения общей компетенции. Они не связанны непосредственно с оказанием услуг населению, но выполняют общие для всей администрации штабные функции: планово-экономические, финансовые, юридические, по управлению имуществом, кадровые, информационные и другие. Эти подразделения наделены правом регулирующих воздействий по отношению к отраслевым подразделениям и друг к другу в пределах закрепленных за ними функций. Осуществление ряда действий отраслевых подразделений требует согласования с функциональными. Функциональные подразделения могут подчиняться непосредственно главе администрации, заместителю главы либо руководителю аппарата администрации, друг от друга они практически независимы; 4. Территориальные подразделения, характерные для крупных городов. (внутригородские районы и округа). Схема управления такими подразделениями является достаточно сложной. Их первые руководители подчиняются либо непосредственно главе администрации города, являясь его заместителями по соответствующим территориям, либо (реже) первому заместителю главы. Отделы внутри данных подразделений чаще всего имеют двойное подчинение — первому руководителю соответствующей территории и профильному структурному подразделению администрации города. 5. Аппарат администрации, ответственный за организационное, материально-техническое и хозяйственно-бытовое обеспечение деятельности администрации. Часто в состав аппарата включаются некоторые из функциональных подразделений (кадровые, юридические, информационные). Руководитель аппарата непосредственно подчиняется главе администрации и иногда является его заместителем. Негласно руководитель аппарата зачастую признается вторым лицом в администрации в силу своего влияния на все стороны ее деятельности. Достоинством линейно-функциональных структур является относительная простота построения и четкость взаимодействия. Коренным недостатком этих структур является то, что они могут эффективно действовать только при выполнении редко меняющихся однотипных функций. Но в современных быстро меняющихся условиях и нестабильной социально-экономической ситуации необходимы (наряду с линейно-функциональными) также структуры, специально ориентированные на инновации. Вот почему в некоторых, пока еще немногих, администрациях появились принципиально новые программно-целевые или программно-ориентированные структурные подразделения, задачей которых является нестабильное исполнение той или иной функции, а достижение определенной программной цели. Чаще всего появление программно-целевых структурных подразделений связано с организацией системного мониторинга и анализа социально-экономической ситуации в городе, разработкой концепции и стратегического плана развития города, коренным реформированием системы управления (например, ЖКХ) или другими задачами подобного рода. Программно-целевые структуры могут создаваться как на постоянной основе, так и в качестве временных, подлежащих ликвидации после достижения поставленной цели (департамент перспективного развития города и инвестиционной политики, департамент стратегического развития, подчиненный непосредственно главе), отдел инвестиционной политики и программ, отдел перспективного развития). В большинстве муниципальных образований экономические службы администраций совмещают решение текущих задач и вопросов перспективного развития. Наличие территориальных структурных подразделений безусловно усложняет и утяжеляет организационную структуру администрации, создает систему двойного подчинения, удлиняет информационные потоки. Но избежать этого невозможно. Наиболее эффективным в данном случае является предоставление территориальным подразделениям максимума самостоятельности в рамках своих полномочий и в пределах утвержденной для них сметы расходов. Уровни управления в городских администрациях. Организационные структуры администраций характеризуются разным количеством уровней управления: 1) низовое звено- отдел или территориальное подразделение администрации. Как правило, отдел администрации включает 2-7 работников, что находится в пределах нормы управляемости его руководителя; 2) управление или комитет,состоящий из нескольких отделов; 3) департамент,состоящий из нескольких управлений и комитетов; данная структура характерна только для крупных городов, часто директор департамента является одновременно заместителем главы администрации; 4) заместитель главы администрации,в прямом подчинении которого может находиться несколько отделов, комитетов и департаментов; 5) первый заместитель главы администрации (вице-мэр);он может рассматриваться как отдельный уровень управления лишь в том случае, если ему напрямую подчинены некоторые другие заместители; 6) глава администрации (мэр). При построении организационных структур местных администраций возможны разные сочетания перечисленных уровней управления: 1) трехуровневая (глава администрации, его заместители, отделы); 2) четырехуровневая (глава администрации, его заместители, управления и комитеты, отделы); 3) пятиуровневая (глава администрации, его заместители, департаменты, управления и комитеты, отделы); 4) шестиуровневая (глава администрации, его заместители, департаменты, управления и комитеты, отделы, территориальные администрации). Количество уровней управления зависит от основных характеристик города (численность населения, размер занимаемой территории, характер расселения на территории, ресурсный потенциал города, основные виды деятельности и направления предпринимательской активности в городе) и личностных факторов (квалификация и профессионализм персонала, организационная культура, имидж руководителя, стиль руководства). Нормы управляемости и загруженность главы администрации. При оценке загруженности главы администрации (без учета собственного аппарата: помощников, советников, референтов, секретарей и др.) необходимо учитывать количество и перечень структурных подразделений и должностных лиц администрации, находящихся в прямом подчинении главы администрации. Нередко норма управляемости для главы администрации существенно превышается, что является серьезным недостатком в построении организационной структуры администрации. При этом у главы не остается времени для решения перспективных, стратегических задач управления. Такое превышение не связано с численностью населения города и масштабом решаемых в администрации задач. Его можно отнести к чисто субъективному фактору. Непосредственно главе местной администрации, как правило, подчиняются следующие структурные подразделения: - финансовый орган; - управление делами (юридическая служба, общий отдел, организационный отдел, бухгалтерия, пресс-служба и т.п.); - отдел по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; - военно-мобилизационный отдел; Роль и загруженность первого заместителя главы администрации. Загруженность главы администрации текущими делами в значительной мере зависит от того, какая роль в структуре администрации отводится первому заместителю главы. В этой связи представляет интерес анализ количества структурных подразделений и руководителей, находящихся в непосредственном подчинении первого заместителя, а также направленность его деятельности. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся направлений деятельности первого заместителя главы: экономика, финансы, муниципальное имущество, промышленность; жилищно-коммунальное хозяйство; социальная сфера, руководство аппаратом, а также смешанный тип (включает сферы деятельности, входящие в разные направления в различных сочетаниях). Заместители главы администрации. Их количество в большей мере зависит, как правило, от избранной схемы управления муниципальным хозяйством, чем от численности населения муниципального образования. Важную роль при распределении обязанностей между заместителями главы играет комплексность подхода. Она заключается в том, что в ведении каждого из заместителей находится блок взаимосвязанных функций, позволяющий возложить на данного заместителя ответственность за конечные результаты деятельности этого блока, снизить нагрузку на главу администрации. По основным направлениям, курируемым главой муниципального образования и его заместителями можно говорить о комплексности структур управления недвижимостью, экономическими процессами, городским хозяйством, социальной сферой и аппаратом управления. Представляется целесообразным формирование в структуре администрации городских округов и муниципальных районов следующих крупных административно-управленческих блоков, возглавляемых одним из заместителей главы: 1. Блок экономики и финансов, ответственный за прогнозирование и планирование социально-экономического развития территории, формирование и исполнение бюджета, взаимодействие с хозяйствующими субъектами, определяющими налоговую базу бюджета и занятость населения территории (промышленная политика), с финансовыми структурами города, формирование и размещение в рамках расходной части бюджета сводного муниципального заказа города, формирование инвестиционной политики города. В крупном городе руководство составными частями этого блока может быть распределено между несколькими заместителями, но тогда координацию работы блока в целом должен обеспечивать первый заместитель главы либо сам глава администрации. 2. Блок управления недвижимостью, ответственный за эффективное использование муниципальной собственности, включая собственность на землю и природные ресурсы, и за формирование имущественной части доходов бюджета. 3. Блок управления городским хозяйством, ответственный за жизнеобеспечение города (ЖКХ, коммунальная энергетика, транспорт, дороги, содержание территории города). И здесь в крупном городе руководство данным блоком может быть распределено между несколькими заместителями, при условии назначения единого координатора в. ранге не ниже первого заместителя главы. Управление строительством в крупных городах может быть выделено в отдельный блок, возглавляемый заместителем главы, а в других городах входить в состав блока управления городским хозяйством. 4. Социальный блок, ответственный за все составные части социальной политики, за поддержание и наращивание человеческого потенциала (человеческого капитала) города. В крупном городе данный блок может быть разделен на два: блок, обеспечивающий физиологические функции человека (здравоохранение, социальная защита, физическая культура и спорт) и гуманитарный блок (образование, наука, культура, молодежная политика). 5. Административный блок, в состав которого может входить не только руководство аппаратом администрации, но и вопросы общественной безопасности, организация взаимодействия администрации с представительным органом местного самоуправления, организация взаимодействия с населением и общественными организациями, организация контрольной работы. В крупном городе в отдельный блок могут быть выделены вопросы общественной безопасности. Важную роль в администрации может играть программно-функциональная структура, нацеленная на решение стратегических задач развития города. В настоящее время комплексность в управлении практически отсутствует. Наибольшей комплексностью обладает управление социальной сферой. В ведении разных заместителей (или главы и заместителя) оказываются вопросы управления экономикой, финансами, имуществом и земельными ресурсами, городского транспорта и дорог. И, наоборот, в одном блоке управления могут оказаться вопросы инвестиционной политики (чисто экономическая функция) и капитального строительства (преимущественно технологическая функция), строительства жилья (технологическая функция) и его распределения (социальная функция), управления жилищно-коммунальным хозяйством (жизнеобеспечивающая функция) и распределения жилищных субсидий (социальная функция). 7. Структурные подразделения со статусом юридического лица. Наделение некоторых структурных подразделений администрации статусом юридического лица играет важную роль в общей системе муниципального управления. Для таких функциональных подразделений, как финансовый орган и орган по управлению муниципальной собственностью, статус юридического лица является практически обязательным. Кроме того, эти органы должны иметь право и возможность представлять и защищать финансовые и имущественные интересы города в судебных инстанциях.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |