Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организационных структур местной администрации




В практике муниципального управления в современной России местная администрация в муниципальном образовании, как правило, представляет собой муниципальную управленческую организацию, в основу которой положен иерархический или бюрократический тип структуры управления. Он характеризуется:

- достаточно высокой степенью разделения труда;

- развитой иерархией управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

- цепью команд, когда распоряжения или поручения от руководителя доходят до исполнителя через определенные ступени иерархической пирамиды;

- наличием многочисленных формализованных правил и норм поведения персонала, с одной стороны, и системы формальной обезличенности, с которыми члены этой организации выполняют свои обязанности – с другой и т.п.

Существенным недостатком бюрократической структуры построения местной администрации, особенно на уровне городского и районного уровней, является неспособность этой муниципальной организации к адаптации в изменяющихся условиях ее деятельности. В первую очередь, речь идет о консерватизме системы отношений, складывающихся между ее структурными подразделениями местной администрации, между ее работниками. Ее организационная структура остается заформализованной, т.е. подвергается, как правило, незначительным и несущественным качественным изменениям. Устойчивости этой структуры способствует также и система неформальных отношений, складывающихся между работниками данной муниципальной управленческой организации.

Особенностью организационной структуры местной администрации как муниципальной управленческой организации в современной России является линейный функционально-отраслевой принцип ее построения. Данный тип организационной структуры, характеризуется, с одной стороны, выбором в качестве основного принципа формирования местной администрации - отраслевого принципа управления муниципальным (местным) хозяйством, а с другой – иерархической системой управления и отношений, выстроенной по «пирамидально-властному» принципу.

При функционально-отраслевом принципе построения местной администрации определяющая роль в ее организационной структуре и системе управления муниципальным хозяйством отводится отраслевым структурным органам (подразделениям). Они как самостоятельные субъекты управленческой, экономической и хозяйственной деятельности одновременно выполняют функции организации управления отраслью (или группой отраслей) муниципального хозяйства, осуществляют хозяйственную деятельность посредством распределения муниципальной собственности, средств местного бюджета и внебюджетных средств, организуют контроль за деятельностью подведомственных учреждений и предприятий. В их деятельности значительное место занимают вопросы оперативного управления подведомственными организациями, разработка ведомственных отраслевых нормативов и показателей оценки работы этих организаций и отрасли в целом. Они могут создавать свои территориальные структурные подразделения, которым передаются функции оперативного управления и осуществления контроля за работой подведомственных организаций.

Вместе с тем в данной организационной структуре местной администрации недооценивается структурных подразделений, которые призваны обеспечивать решение вопросов стратегического развития муниципального хозяйства, эффективного использования материальных и финансов муниципального образования.

Функциональным органам местной администрации отводится «вспомогательная» роль. Они призваны обеспечивать управленческую деятельность руководителей муниципальной организации, координировать работу структурных органов местной администрации, организовать взаимодействие с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

На территориальные структурные органы (подразделения) местной администрации возлагаются полномочия по организации выполнения решений органов местного самоуправления и главы местной администрации, решению вопросов обеспечения жизнедеятельности местного сообщества, осуществлению контроля за работой муниципальных предприятий и учреждений, развитию территориального общественного самоуправления и взаимодействия с другими самодеятельными общественными организациями граждан, функционирующих на территории поселения.

Анализ линейного функционально-отраслевого типа организационной структуры местной администрации позволяет сделать вывод о том, что он представляет собой «усовершенствованный» вариант организационной структуры исполнительного комитета местного Совета депутата городского или районного уровня. Можно говорить о так называемой «переходной» модели, в которой сохранен отраслевой принцип построения местной администрации, но в то же время возникает потребность введения в нее новых структурных элементов. Они «не вписываются» в старую модель советской организации местным хозяйством. Процесс управления муниципальным хозяйством предполагает формирование новых отношений между структурными элементами местной администрации как муниципальной управленческой организации. Если раньше они строились на командно-административной системе управления с ее отраслевым подходом, то теперь речь идет о формировании системы муниципального управления, основанной комплексном подходе в решении вопросов жизнедеятельности местного сообщества, когда на первом плане находятся его интересы, а не интересы ведомств и их организаций.

Одной из особенностей организационных структур местной администрации в условиях переходного периода является неоправданная централизация власти. Она характеризуется концентрацией полномочий и ресурсов на уровне высших должностных лиц местной администрации, а также ее отраслевых структурных органов и подразделений. Создаваемые на уровне отдельных поселений, округов в городах и т.п. администрации как структурные подразделения городской (районной) администрации не обладают ни полномочиями, ни ресурсами, но в то же время несут полную ответственность перед населением за решение вопросов обеспечения его жизнедеятельности. И как результат наблюдаемого явления – полная потеря местной властью своего авторитета у населения, которая оказалась неспособной сформировать оптимальную организационную структуру управления местными сообществами и муниципальным хозяйством.

Анализ организационных структур местных администраций как муниципальных управленческих организаций осуществлять по следующим основным направлениям:

- типологизация организационных структур администраций муниципальных образований;

- количество уровней управления в администра­ции;

- соблюдение норм управляемости, оптимизация количества должностных лиц и структурных под разделении, непосредственно подчиненных главе администрации и его заместителям;

- роль и функции главы администрации, его заместителей;

- формирование в структуре администрации крупных административно-управленческих блоков профильного характера (экономика и финансы, не­движимость, городское хозяйство, социальная сфе­ра и др.);

- наличие программно-функциональных струк­тур, нацеленных на решение стратегических задач развития муниципального образования.

Особенности организационных структур администраций муниципальных районов и городских округов. В настоящее время организационные структуры управления администраций муниципальных образований со статусом муниципального района или городского округа, а также крупных городских поселений строятся по линейно-функциональной схеме. В их основе ле­жит сочетание линейных (отраслевых) подразде­лений, осуществляющих основные внешние функ­ции организации (в данном случае - муниципаль­ные услуги), и функциональных подразделений, действующих внутри организации и обеспечиваю­щих ее работу.

Основными элементами организационной структуры администраций данных муниципальных образований являются:

1. Глава администрации и его заместители.

2. Отраслевые структурные подразделения - от­ветственные за определенную отрасль городского хозяйства или социальной сферы и непосредствен­но обеспечивающие оказание населению муници­пального образования той или иной муниципальной услуги или группы однородных услуг. Чаще всего данные структурные подразделения линейно подчи­няются одному из заместителей главы, друг от дру­га разные подразделения этого типа администра­тивно независимы;

3. Функциональные подразделения или подразделения общей компе­тенции. Они не связан­ны непосредственно с оказанием услуг населе­нию, но выполняют общие для всей админист­рации штабные функции: планово-экономические, финансовые, юридические, по управлению имуще­ством, кадровые, информационные и другие. Эти подразделения наделены правом регу­лирующих воздействий по отношению к отрасле­вым подразделениям и друг к другу в пределах за­крепленных за ними функций. Осуществление ря­да действий отраслевых подразделений требует со­гласования с функциональными. Функциональные подразделения могут подчиняться непосредственно главе администрации, заместителю главы либо ру­ководителю аппарата администрации, друг от дру­га они практически независимы;

4. Территориальные подразделения, характерные для крупных городов. (внутригородские районы и округа). Схема управления такими под­разделениями является достаточно сложной. Их первые руководители подчиняются либо непосред­ственно главе администрации города, являясь его заместителями по соответствующим территориям, либо (реже) первому заместителю главы. Отделы внутри данных подразделений чаще всего имеют двойное подчинение — первому руководителю со­ответствующей территории и профильному струк­турному подразделению администрации города.

5. Аппарат администрации, ответственный за ор­ганизационное, материально-техническое и хозяй­ственно-бытовое обеспечение деятельности админи­страции. Часто в состав аппарата включаются не­которые из функциональных подразделений (кадро­вые, юридические, информационные). Руководитель аппарата непосредственно подчиняется главе адми­нистрации и иногда является его заместителем. Не­гласно руководитель аппарата зачастую признается вторым лицом в администрации в силу своего влияния на все стороны ее деятельности.

Достоинством линейно-функциональных струк­тур является относительная простота построения и четкость взаимодействия. Коренным недостатком этих структур является то, что они могут эффек­тивно действовать только при выполнении редко меняющихся однотипных функций. Но в совре­менных быстро меняющихся условиях и неста­бильной социально-экономической ситуации необ­ходимы (наряду с линейно-функциональными) также структуры, специально ориентированные на инновации. Вот почему в некоторых, пока еще не­многих, администрациях появились принципиально новые программно-целевые или программно-ориентированные структурные подразделения, за­дачей которых является нестабильное исполнение той или иной функции, а достижение определен­ной программной цели.

Чаще всего появление программно-целевых структурных подразделений связано с организаци­ей системного мониторинга и анализа социально-экономической ситуации в городе, разработкой концепции и стратегического плана развития горо­да, коренным реформированием системы управле­ния (например, ЖКХ) или другими задачами по­добного рода. Программно-целевые структуры мо­гут создаваться как на постоянной основе, так и в качестве временных, подлежащих ликвидации по­сле достижения поставленной цели (департамент перспективного развития города и инвестиционной политики, де­партамент стратегического развития, подчиненный непосредственно главе), отдел инвестиционной политики и программ, отдел перспективного развития). В большинстве муниципальных образований экономические службы администраций со­вмещают решение текущих задач и вопросов пер­спективного развития.

Наличие территориальных структурных подраз­делений безусловно усложняет и утяжеляет организационную структуру администрации, создает систему двой­ного подчинения, удлиняет информационные пото­ки. Но избежать этого невозможно. Наиболее эф­фективным в данном случае является предостав­ление территориальным подразделениям максиму­ма самостоятельности в рамках своих полномочий и в пределах утвержденной для них сметы расхо­дов.

Уровни управления в городских администрациях. Организационные структуры администраций ха­рактеризуются разным количеством уровней управления:

1) низовое звено- отдел или террито­риальное подразделение администрации. Как пра­вило, отдел администрации включает 2-7 работни­ков, что находится в пределах нормы управляемости его руководителя;

2) управление или комитет,состоящий из нескольких отделов;

3) департамент,состоящий из нескольких управлений и комитетов; данная структура харак­терна только для крупных городов, часто директор департамента является одновременно заместите­лем главы администрации;

4) заместитель главы администрации,в прямом подчинении которого может находиться несколько отделов, комитетов и департаментов;

5) первый заместитель главы админист­рации (вице-мэр);он может рассматриваться как отдельный уровень управления лишь в том случае, если ему напрямую подчинены некоторые другие заместители;

6) глава администрации (мэр).

При построении организационных структур ме­стных администраций возможны разные сочетания перечисленных уровней управления:

1) трехуровневая (глава администрации, его заместители, отделы);

2) четырехуровневая (глава администрации, его заместители, управления и комитеты, отделы);

3) пятиуровневая (глава администрации, его заместители, департаменты, управления и комитеты, отделы);

4) шестиуровневая (глава администрации, его заместители, департаменты, управления и комитеты, отделы, территориальные администрации).

Количество уровней управления зависит от ос­новных характеристик города (численность насе­ления, размер занимаемой территории, характер расселения на территории, ресурсный потенциал города, основные виды деятельности и направле­ния предпринимательской активности в городе) и личностных факторов (квалификация и профес­сионализм персонала, организационная культура, имидж руководителя, стиль руководства).

Нормы управляемости и загруженность главы администрации. При оценке загруженности главы админист­рации (без учета собственного аппарата: помощ­ников, советников, референтов, секретарей и др.) необходимо учитывать количество и перечень структурных подразде­лений и должностных лиц администрации, нахо­дящихся в прямом подчинении главы администрации.

Нередко норма управляемости для главы админи­страции существенно превышается, что является серьезным недостатком в по­строении организационной структуры администра­ции. При этом у главы не остается времени для решения перспективных, стратегических задач управления. Такое превышение не связано с чис­ленностью населения города и масштабом решае­мых в администрации задач. Его можно отнести к чисто субъективному фактору.

Непосредственно главе местной администрации, как правило, подчиняются следующие структурные подразделения:

- финансовый орган;

- управление делами (юридическая служба, общий отдел, организационный отдел, бухгалтерия, пресс-служба и т.п.);

- отдел по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

- военно-мобилизационный отдел;

Роль и загруженность первого заместителя главы администрации. Загруженность главы администрации текущими делами в значительной мере зависит от того, ка­кая роль в структуре администрации отводится первому заместителю главы. В этой связи пред­ставляет интерес анализ количества структурных подразделений и руководителей, находящихся в непосредственном подчинении первого заместите­ля, а также направленность его деятельности. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся направлений деятельности первого заместителя главы: экономика, финансы, муниципальное имущество, промышлен­ность; жилищно-коммунальное хозяйство; социальная сфера, руководство аппаратом, а также смешанный тип (включает сферы деятельно­сти, входящие в разные направления в различ­ных сочетаниях).

Заместители главы администрации. Их количество в большей мере зависит, как правило, от избранной схемы управления муниципальным хозяйством, чем от численности населения муниципального образования. Важную роль при распределении обязанностей между заместителями главы играет комплексность подхода. Она заключается в том, что в ведении каждого из заместителей находится блок взаимосвязанных функций, позволяющий возложить на данного заместителя ответственность за конечные результаты деятельности этого блока, снизить на­грузку на главу администрации.

По основным направлениям, курируемым главой муниципального образования и его заместителями можно говорить о комплексности структур управ­ления недвижимостью, экономическими процесса­ми, городским хозяйством, социальной сферой и аппаратом управления. Представляется целесообразным формирование в структуре администрации городских округов и муниципальных районов следующих крупных административно-управленческих блоков, возглав­ляемых одним из заместителей главы:

1. Блок экономики и финансов, ответственный за прогнозирование и планирование социально-экономического развития территории, формирова­ние и исполнение бюджета, взаимодействие с хо­зяйствующими субъектами, определяющими нало­говую базу бюджета и занятость населения терри­тории (промышленная политика), с финансовыми структурами города, формирование и размещение в рамках расходной части бюджета сводного му­ниципального заказа города, формирование инве­стиционной политики города. В крупном городе руководство составными частями этого блока мо­жет быть распределено между несколькими замес­тителями, но тогда координацию работы блока в целом должен обеспечивать первый заместитель главы либо сам глава администрации.

2. Блок управления недвижимостью, ответст­венный за эффективное использование муници­пальной собственности, включая собственность на землю и природные ресурсы, и за формирование имущественной части доходов бюджета.

3. Блок управления городским хозяйством, от­ветственный за жизнеобеспечение города (ЖКХ, коммунальная энергетика, транспорт, дороги, со­держание территории города). И здесь в крупном городе руководство данным блоком может быть распределено между несколькими заместителями, при условии назначения единого координатора в. ранге не ниже первого заместителя главы. Управ­ление строительством в крупных городах может быть выделено в отдельный блок, возглавляемый заместителем главы, а в других городах входить в состав блока управления городским хозяйством.

4. Социальный блок, ответственный за все со­ставные части социальной политики, за поддержа­ние и наращивание человеческого потенциала (че­ловеческого капитала) города. В крупном городе данный блок может быть разделен на два: блок, обеспечивающий физиологические функции челове­ка (здравоохранение, социальная защита, физиче­ская культура и спорт) и гуманитарный блок (обра­зование, наука, культура, молодежная политика).

5. Административный блок, в состав которого может входить не только руководство аппаратом администрации, но и вопросы общественной безо­пасности, организация взаимодействия админист­рации с представительным органом местного са­моуправления, организация взаимодействия с на­селением и общественными организациями, орга­низация контрольной работы. В крупном городе в отдельный блок могут быть выделены вопросы об­щественной безопасности.

Важную роль в администрации может играть программно-функциональная структура, нацеленная на решение стратегических задач развития города. В настоящее время комплексность в управлении практически отсутствует. Наибольшей комплекс­ностью обладает управление социальной сферой. В ведении разных заместителей (или главы и замес­тителя) оказываются вопросы управления экономикой, финансами, имущест­вом и земельными ресурсами, городского транспор­та и дорог. И, наоборот, в одном блоке управления могут оказаться вопросы инвестиционной политики (чисто экономическая функция) и капитального строитель­ства (преимущественно технологическая функция), строительства жилья (технологическая функция) и его распределения (социальная функция), управле­ния жилищно-коммунальным хозяйством (жизне­обеспечивающая функция) и распределения жи­лищных субсидий (социальная функция).

7. Структурные подразделения со статусом юридического лица. Наделение некоторых структурных подразделе­ний администрации статусом юридического лица играет важную роль в общей системе муниципаль­ного управления. Для таких функциональных подразделений, как финансовый орган и орган по управлению муни­ципальной собственностью, статус юридического лица является практически обязательным. Кроме того, эти органы должны иметь право и возмож­ность представлять и защищать финансовые и имущественные интересы города в судебных ин­станциях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.