![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дифференциация муниципальных образований как социально-экономических систем
К критериям систематизации муниципальных образований относят правовой статус, численность населения, форму расселения, форму организации хозяйственной жизни, единство инфраструктуры муниципального хозяйства и др. (10) В теории и практике муниципального управления предлагается следующую классификацию муниципальных образований. 1. Поселенческие (города, поселки, сельские населенные пункты), имеющие собственную минимально необходимую инженерную и социальную инфраструктуру. 2. Территориально-поселенческие, состоящие из нескольких населенных пунктов, связанных общностью инфраструктуры и хозяйственного интереса. Это могут быть сельский район или округ, город с пригородными поселками и сельскими населенными пунктами, город и окружающий его район. 3. Территориальные, характеризующиеся самостоятельным ведением хозяйства на малочисленных территориях, например на хуторах или при кочевом образе жизни в условиях Крайнего Севера. (11) Выделяются также следующие типологические различия муниципальных образований: 1) таксономический уровень управления (классификация, систематизация, иерархическое построение - А.К.) и людность территории; 2) внутренние социально-экономические характеристики муниципального образования (особенности хозяйственных структур и экономического положения, ресурсная база, состояние трудового потенциала, движение населения); 3) местоположение (центральные, в «зоне притяжения» мегаполисов и других крупных городов, переферийные, в различных климатических зонах. (12) Предложим для рассмотрения следующий подход к оценке показателей, характеризующих дифференциацию муниципальных образований как социально-экономических систем. Их можно сгруппировать по следующим направлениям. 1. Территория, административно-территориальное деление, муниципально-территориальная организация местного самоуправления в муниципальном образовании. Анализ производится по таким основным показателям, как площадь территории муниципального образования, плотность населения, число административно-территориальных единиц, число сельских и городских поселений, удельный вес населенных пунктов с численностью проживающего населения и др. 2. Показатели, характеризующие состояние и развитие демографических процессов на территории муниципального образования. Оценка производится по 14 показателям. Среди них выделим: - численность городского и сельского населения, проживающего на территории муниципального образования, удельный вес ко всему населению; - коэффициенты демографической нагрузки (на 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособных возрастов); общий коэффициент рождаемости и смертности, естественного прироста, убыли (-), миграционного прироста, убыли населения. 3. Показатели, характеризующие состояние и развитие социально-экономического комплекса на территории муниципального образования. Оценка производится по 15 основным показателям, из которых выделим, прежде всего: - валовый продукт, произведенный на территории МО; - объем валового продукта, произведенного на территории МО в расчете на душу населения; - производство промышленной продукции на одного работающего в промышленности; - производство сельскохозяйственной продукции на одного работающего в сельском хозяйстве; - объем розничного товарооборота на одного жителя; объем платных услуг на одного жителя; - инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения и др. 4. Показатели, характеризующие бюджет муниципального образования. В качестве основных показателей выделим следующие: - поступление налоговых платежей в бюджетную систему РФ; - уровень дефицитности бюджета МО (превышение фактических расходов над расходами); - острота дефицитности бюджета МО (отношение величины бюджетного дефицита к расходам местного бюджета); - уровень дотационности бюджета МО (удельный вес финансовой поддержки МО из бюджетов вышестоящих уровней); - удельный вес собственных доходов в бюджете МО; - структура доходов расходов в бюджете МО. 5. Уровень жизни населения. Оценка производится по следующим основным показателям: - денежные доходы и расходы (в расчете на душу населения МО); - величина прожиточного минимума; - удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (от общей численности населения); - обеспеченность населения жильем (квадратных метров общей площади на 1 жителя); - удельный вес семей, состоящих на учете на получения жилья (в % к общему числу семей). Обобщим вышесказанное. Анализ вопроса о дифференциации муниципальных образований подтверждает «исключительно важный аспект рассматриваемого явления: дифференциация по разным показателям неодинакова и тенденции ее изменений не совпадают. Этот, казалось бы, тривиальный вывод важен потому, что до сих пор часты попытки подверстывания региональных и муниципальных различий под единственный «ранг», единственный интегральный показатель». (13)
Литература
1. Василевская А.Д., Некоторые аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований // Экономика региона. - № 18, декабрь 2007г., (часть 2). Электронная версия. http://journal.vlsu.ru/index.php?id=447. 2. Глазырин М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист. – 2002. - № 2. – С.69. 3. Глазырин М., Дряницин А. Муниципальные социально-производственные комплексы инновационного типа // Экономист. – 2007. – № 1. – С.80. 4. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – С.260. 5. Там же. – С.256. 6. Экономика муниципальных образований: Учебное пособие / Под общей ред. проф. В.Г. Игнатова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. – С.6. 7. Глазырин М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист. – 2002. - № 2. – С.69. 8. Чемоданов М, Глазырин М. Вопросы местного самоуправления // Экономист. – 2001. - № 3. – С.58; Глазырин М., Королев В. Механизмы использования потенциала развития муниципальных образований // Экономист. – 2000. - № 7. – С.55. 9. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. – С.96. 10. Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. – М.: КНОРУС, 2007. – С.126. 11. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2002. 12. Кузьмин С., Кузьмин Д. К становлению местного самоуправления: экономика и социальное развитие населения // Экономист. – 2003. - № 3. – С.60. 13. Швецов А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. Изд. 3-е, испр. и существ. Доп. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – С.22.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |