Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Артефакты в экспериментальном исследовании

Читайте также:
  1. SWOT—АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ
  2. Билет 11. Тесты в социологическом исследовании. Определение. Назначение. Процедуры разработки. Области применения.
  3. В исследовании систем управления
  4. Внутрипарное сходство в показателях темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании
  5. Вопрос 65. Экспертиза ДТП. Роль инженерных расчетов в исследовании ДТП.
  6. Выборочный метод в социологическом исследовании
  7. Гипотеза и ее роль в исследовании
  8. Гипотеза и ее роль в исследовании
  9. ГИПОТЕЗА И ЕЕ РОЛЬ В ИССЛЕДОВАНИИ
  10. Гипотеза и ее роль в исследовании.
  11. Гипотезы и концепции, принимаемые при исследовании систем управления



Идеальный и реальный эксперимент

 

Понятие «идеального» эксперимента ввел в психологию Д. Кэмпбелл. Идеальный эксперимент предполагает измерение экспериментатором только независимой переменной, а зависимая переменная при этом контролируется. Другие условия остаются неизменными: эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени и отсутствие самого физического времени. (S – R). В идеальном эксперименте существует возможность проводить эксперимент бесконечно. Предполагается возможность проведения всех экспериментальных воздействий одновременно. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой характеристике как внутренняя валидность – достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным. Высокая внутренняя валидность это главный признак «хорошего» эксперимента, т.е. близкого к идеальному.

 

Артефакт – это феномен или эффект привнесенный в эксперимент извне. К числу переменных, изменение которых может привести к появлению артефактов в эксперименте, относятся особенности личности, как испытуемого, так и экспериментатора. Среди наиболее известных эффектов, проявляемых в поведении испытуемых при получении информации об участии в эксперименте, обычно выделяют следующие.

Ø Эффект «плацебо» (самовнушение) проявляется в стремлении испытуемого выдать желаемое за действительного.

Ø Эффект Хоторна проявляется в стремлении испытуемого вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора или в соответствии с исходной гипотезой, принятой экспериментатором и известный испытуемому.

Ø Эффект Зайонца проявляется в том, что поведение испытуемого и его эффективность (повышение или снижение эффективности) зависят от наличия самого факта, присутствия других людей, в том числе и экспериментатора.

Ø Эффект Розенталя проявляется в том, что убежденность экспериментатора в правоте своей гипотезы ведет к изменению его поведения так, что гипотеза подтверждается. Это невольная, незаметная передача ожиданий со стороны экспериментатора определенных изменений в поведении испытуемого самому испытуемому и навязывание испытуемому этим определенных форм поведения и определенных реакций.

Ø Эффект первого впечатления – это действие личностного восприятия, не относящегося к эксперименту. Среди особенностей личности экспериментатора можно выделить: пол, возраст, уровень культуры, социальный статус, уровень интеллекта, уровень тревожности и т.д. Все это может оказывать влияние на результаты эксперимента.

 

Для устранения или, по крайней мере, уменьшения влияния данных эффектов на результаты исследования могут применяться при организации и проведении эксперимента следующие приемы.



Ø “Двойной слепой опыт” или метод «плацебо вслепую». Для проведения эксперимента подбираются две идентичные группы (контрольная и экспериментальная). Эксперимент проводит не экспериментатор, а ассистент, который не знает истинной гипотезы и то, какая группа контрольная, какая экспериментальная. Данный метод позволяет элиминировать эффект Хотторна, Розенталя.

Ø Метод обманазаключается вцеленаправленном введении испытуемых в заблуждение относительно цели, задач, гипотезы исследования, либо они просто скрываются. Данный метод критикуется со стороны психологов гуманистического направления, поскольку в данном методе наблюдается манипулирование сознанием испытуемого.

Ø Метод скрытого эксперимента. Часто применяется в полевых исследованиях при реализации естественного эксперимента. Испытуемый вообще может не подозревать о своем участии в эксперименте.

Ø Метод опроса контролирует восприятие испытуемым ситуации эксперимента. Осуществляется по схеме Орне постэкспериментального интервью. Испытуемый опрашивается о характере своего субъективного восприятия экспериментальной ситуации как до, так и после эксперимента. Учитываются и контролируются отношения к экспериментатору, понимание инструкции, принятие целей эксперимента, самочувствие испытуемого и пр. Такие данные позволяют лишь отбраковать неудачные пробы или учесть эту информацию при интерпретации, когда уже ничего нельзя исправить.

Необходимо помнить, что абсолютного метода нет. Все они хороши или плохи в зависимости от конкретной ситуации.

 

Л. Бергер приводит типичные ошибки экспериментатора при оценке результатов деятельности испытуемых.

1. Занижение очень высоких результатов (стремление подсознательно «привязать» данные испытуемого к собственным достижениям).

2. Избегание крайних оценок.

3. Завышение значимости одного свойства испытуемого или одного задания из всей серии по отношению к остальным свойствам или заданиям серий.

4. Особое значение придается заданию, следующему после выделения существенной для экспериментатора личностной черты испытуемого.

5. Ошибки, обусловленные влиянием событий эмоционально связанных с конкретным испытанием.





Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.221.13
Генерация страницы за: 0.005 сек.