Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы эксперимента (по В.Н. Дружинину)




 

1. Первичная постановка проблемы. Определение темы, которая ограничивает область исследования, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Исследователь должен уяснить себе, чем он не доволен в современных психологических знаниях, где он ощущает проблемы, какие теории дают противоречивые объяснения поведения человека и т.д. Эмпирическое исследование, как правило, проводится в 3-х случаях: 1) проверка гипотезы о существовании явлений; 2) проверка гипотезы о связи явлений; 3) проверка гипотезы о причинно-следственных явлениях, т.е о зависимости явления А от явления Б.

2. Работа с научной литературой (уточнение проблемы, возникновение гипотезы и идеи плана экспериментального исследования). Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными полученными другими исследователями и другими попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления. Первоначально работа начинается с поиска определенных базовых понятий, содержащихся в словарях, энциклопедиях. Возможен отказ от исследования, так как проблема может показаться неразрешимой или, наоборот, настолько исследованной, что ничего нового к имеющимся результатам добавить уже нельзя.

3. Уточнение гипотезы (первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее) и определение переменных (это уточняет объект и предмет экспериментального исследования). Так же должны быть определены и внешние переменные, которые могут влиять на зависимую переменную. Описывается актуальность, научная новизна, практическая значимость исследования, выделяются его «цели», «задачи».

4. Выбирается экспериментальный инструмент, который позволяет управлять независимой переменной и регистрировать зависимую переменную (конкретная методика и аппаратура психологического эксперимента). Условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную.

5. Планирование экспериментального исследования, которое необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента. Продумывается план эксперимента и количество групп. Выбор экспериментального плана зависит от экспериментальной гипотезы, от числа внешних переменных, от времени и ресурсов (в том числе финансовых) и т.д. Наиболее простой план – это план для двух групп: контрольной и экспериментальной. Если нужен более сложный контроль за независимой переменной, то применяются планы для нескольких групп.

6. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом.

7. Проведение эксперимента (как процесс взаимодействия с испытуемым): подготовка помещения, оснащения, экспериментатор зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого, постэкспериментальное интервью.

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов. Методы обработки данных могут быть выбраны на стадии планирования эксперимента или при выдвижении гипотезы. При выборе методов математической обработки, нужно учесть, какие измерительные шкалы использовались для представления данных, иногда необходимый объем выборки, количество групп, равны ли группы по объему.

9. Выводы и интерпретация результатов. Итогом является подтверждение или опровержение гипотезы. Здесь можно сопоставить свои выводы с выводами других исследователей, которые всегда должны быть связаны с задачами исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.