Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментальные и доэкспериментальные планы




Написание научного отчета, рукописи статьи, монографии и т.п.

 

 

Для классификации экспериментальных схем существует несколько оснований.

 

I. По способу сравнения полученных в эксперименте результатов:

- индивидуальные эксперименты

- групповые эксперименты

II. По количеству независимых переменных, задействованных в эксперименте:

- схемы с одной переменной (однофакторные планы)

- схемы с несколькими переменными (многофакторные планы)

III. По количеству уровней или состояний независимой переменной:

- двухуровневые

- многоуровневые

IV. По критерию строгого (или истинного) эксперимента:

- доэкспериментальные планы

- экспериментальные планы

- квазиэкспериментальные планы

V. По характеру независимой переменной:

- межсубъектные планы

- внутрисубъектные планы

 

Квазиэксперименты по В.Н. Дружинину и Т.В. Корниловой

 

Квазиэкспериментами в психологии называют исследования, которые направлены на проверку причинно-следственных гипотез и в отличие от корреляционных исследований включают те или иные схемы управления переменной. Приставка «квази» буквально означает «как бы». Таким образом, квазиэксперимент буквально – это как бы эксперимент, т.е. данный эксперимент независим от любых форм активности исследователя.

Квазиэксперимент сохраняет реальные условия и при этом экспериментатор не проводит экспериментального воздействия, а только «выжидает», когда событие произойдет само. Например: исследователь не станет специально организовывать аварии с целью проверки гипотез о процессах, которые оказывают влияние на регуляцию деятельности водителя или пешехода в ситуации ДТП.

В квазиэксперименте экспериментальные условия создаются для того, чтобы проявить экспериментальное воздействие, но не для того, чтобы осуществить это воздействие. В ранг квазиэкспериментальных переводятся так же исследования, в которых снижен (недостаточен) контроль за экспериментальным воздействием и побочными факторами (это угрожает валидности эксперимента и накладывает отпечаток на логику выводов).

 

Основные квазиэкспериментальные планы

 

План временных серий (по Дж. Гудвину):

 

ООООЭВОООО

 

Сопоставление результатов полученных до и после ЭВ на одной группе. Применяется многоразовое измерение, которое позволяет контролировать отдельные угрозы внутренней валидности.

Пример: цель – исследовать влияние 3-х месячной табачной компании на подростковое табакокурение. Независимая переменная – антитабачная компания. Зависимая переменная – злоупотребление табакокурением. Подросткам читали лекции о последствиях курения, демонстрировали легкие курильщика, проводили индивидуальное консультирование. Измерение количества подростков, которые курят проводилось за 3, 2, 1 месяц до начала программы, а также через 1, 2, 3 месяца после ее завершения. В результате оказалось, что компания была эффективной и 30% подростков отказались от табакокурения.

Угрозы валидности: 1. Фон (администрация школы) – были введены дисциплинарные мероприятия. 2. Предварительный опрос приводил подростков к осознанию последствий курения еще до начала ЭВ, затем в эксперименте оно закреплялось.

 

План с множественными сериями измерений (по Дж. Гудвину):

ОООЭВООО

ООО ООО

Пример тот же, но здесь уже принимала участие еще одна школа, в которой антитабачная компания не проводилась. Замеры проводились одновременно в обеих школах.

Угрозы валидности: 1. Предварительный опрос привел к осознанию последствий курения, которое было закреплено в эксперименте. 2. С детьми школы, где проводилась компания, и раньше проводились профилактические беседы.

В этом плане сопоставили результаты многомерных измерений неэквивалентных ЭГ и КГ. Использование множества измерений разрешает контролировать угрозы валидности.

 

План с эквивалентными временными сериями (по Д. Кэмпбеллу):

ЭВ1ОЭВ0ОЭВ1ОЭВ0ОЭВ1О

 

Проводилась серия эквивалентных операций, то есть ЭВ и измерения. Измерение после каждого из влияний разрешает избежать большинства угроз внутренней валидности.

Пример: Цель эксперимента – изучит влияние музыки на производительность труда. НП – музыкальное сопровождение. ЗП – производительность труда. Группа работников промышленного предприятия работала в разных режимах с музыкальным сопровождением (классические произведения) и без него через день на протяжении 100 дней. Производительность труда замерялась каждый день. Оказалось, что музыкальное сопровождение стимулирует производительность труда.

 

План для неэквивалентных групп (по Мартину):

О ЭВ О

О О

Сопоставляются результаты неэквивалентных групп до и после влияния условий эксперимента. Наличие измерений до и после ЭВ дает возможность контроля отдельных угроз валидности.

Пример: Цель эксперимента – изучить влияние способа оплаты (в зависимости от выработки) на производительность труда рабочих машиностроительного предприятия. НП – способ оплаты. ЗП – производительность труда. В эксперименте приняли участие 2 группы. Предварительно замерили производительность труда в обеих группах, после этого для одной из групп, которые добровольно согласились на участие в эксперименте, была введена оплата труда согласно выработке. После окончания эксперимента вновь в обеих группах замерили производительность труда. Оказалось, что на производительность труда повлиял способ оплаты.

Угрозы валидности – отбор работников по принципу согласия в эксперименте участников усилия ЭВ.

 

План с предварительным и итоговым измерением на разных группах:

Сопоставив результаты эквивалентных групп. Рандомизация в данном случае, измеряется до и после влияния обеспечивая контроль внешней валидности.

R О1 (ЭВ)

R ЭВ О2

 

Пример: Цель эксперимента – изучит влияние итоговых модульных контрольных работ на успеваемость студентов. НП – итоговые модульные контрольные работы. ЗП – успеваемость студентов. В данном университете 2 факультета готовят по специальности «Психология» – единые требования к абитуриентам, одинаковые учебные планы. На 1 факультете измеряем успеваемость студентов 3 курса за год. После этого на 2 факультете на следующий год ввели модульные контрольные работы для студентов 3 курса, после чего вновь измерили успеваемость. Оказалось, введение модульных контрольных работ содействует повышению успеваемости.

Угрозы валидности: 1. Фон – на 2 факультете более строгая процедура исключения. 2. Естественное развитие – студенты 2 факультеты старше по возрасту. 3. Отсеивание – слабые студенты 2 курса были исключены

 

Планы ex – post – facto (по В.Н. Дружинину) или «контроль post factum» (по Т.В. Корниловой):

План, в котором исследователь не имеет возможности руководить независимой переменной, а только отбирает относительно эквивалентные группы участников. Рандомизация при отборе, а также наличии 2-х групп позволяет контролировать отдельные угрозы валидности.

(R) ЭВ О1

(R) О2

Пример: Цель эксперимента – изучит особенности посттравматического стресса у жертв сексуального насилия. НП – факт насилия. ЗП – посттравматический стресс. В эксперименте приняли участие женщины, которые перенесли сексуальное насилие и обратились в центр реабилитации, а также дали согласие на участие в опросе (ЭГ). В КГ случайным образом были отобраны женщины, которые никогда не переживали насилия. Участники обеих групп отвечали на вопросы относительно своего эмоционального состояния, реакций на возможное изнасилование, отношение к мужчинам и прочее. Выяснилось, что женщины, перенесшие насилие, не верят мужчинам, боятся повторения ситуаций и т.д. Угрозы валидности – опрос до начала тестирования актуализировал стресс и страхи.

 

В ранг квазиэкспериментальных планов попадают исследования, в которых снижен или недостаточен контроль за ЭВ и побочными факторами, что естественно угрожает валидности эксперимента и откладывает отпечаток на логику выводов. Пример по Кэмпбеллу. В университете города Аннаполис (США) изучали влияние преподавания психологии на личностное развитие студентов. Идеальная стратегия – разделить курс на 2 части: одна прослушивает курс, другая – нет. Но административным соображениям этого сделать нельзя. Нельзя лишить часть студентов возможности прослушивать курс. Выход – использовать неэквивалентные ЭГ и КГ. В ЭГ вошли студенты 2 курса, а в КГ – студенты 3 курса. Затем в ЭГ и КГ тестировали личностные особенности студентов, различия описали как эффект личностного роста под влиянием прослушанного курса психологии. Более высокие показатели могут быть вызваны изначально более стабильной жизненной ситуацией третьекурсников, поскольку они прошли процесс адаптации.

В квазиэксперименте экспериментатор не воздействует на испытуемых, а в качестве ЭВ выступают реальные жизненные события испытуемых (воспоминания из автобиографии, сведения из архивов, данных анкет, медицинских карт, бесед и т.п.). Отбирается группа лиц, которые подверглись влиянию данного фактора (катастрофа, военные действия, бедствия, сложные жизненные ситуации – сиротство, безработица, болезнь и т.п.), и группа лиц, не испытывали влияние данного фактора. По остальным параметрам группы должны быть эквивалентны. Затем проводится тестирование, т.е. измерение ЗП. Данные сопоставляются, и делается вывод о влиянии «естественного» воздействия на дальнейшее поведение испытуемых. Такие эксперимента широко используются в социологии, педагогике, педагогической психологии, социальной психологии, клинической психологии. В нейропсихологии травмы головного мозга, поражение отдельных структура дают возможность для выявления локализации психических функций. Во время второй мировой войны травмы коры больших полушарий дали богатейший материал нейропсихологам и нейрофизиологам, в том числе отечественным (работы А.Р. Лурии и его школы).

Корреляционное исследование

 

Особенность корреляционного исследования в том, что в нем отсутствует управляемое воздействие на объект. План корреляционного исследования несложен. Исследователь выдвигает гипотезу о наличии статистической связи между несколькими психическими свойствами, при этом предположения о причинной зависимости не обсуждаются. Если изменяется одна переменная и при этом изменяется другая, то эти переменные коррелируют между собой. Но это пока еще не позволяет говорить о причинно-следственных отношениях между данными переменами, т.е. нельзя на основании результатов подтверждения статистической гипотезы о существовании связи сказать какая переменная – причина, а какая – следствие.

В прямом переводе «корреляция» означает «соотношение«, «связь». Корреляционным исследованием называется то исследование, которое проводится для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между переменными (психическими свойствами, процессами, состоянии).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.