Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности коммуникации

Особенности восприятия и понимания эмоций человека

  • дети с ЗПР при рас­смотрении изображения значительно легче опознавать эмоциональ­ные состояния людей в контексте общей ситуации (сюжета), чем по выражению лиц или по выразительным движениям
  • Кроме того, было обнаружено определенное сходство в опо­знании эмоциональных состояний всеми группами детей, а имен­но, все они лучше опознают радость и гнев, хуже страх.
  • Дети с ЗПР опознают эмоцию страдания лучше, чем нормаль­но развивающиеся сверстники.
  • В целом все дети младшего возраста (дошкольного и младшего школьного) лучше воспринимают те эмоции, в изображении ко­торых больше мимических знаков.
  • При изучении опознания пяти эмоциональных состояний (ра­дости, гнева, страха, удивления и грусти) по различным частям лица (рта и бровей) выяснилось. Дети с более выраженной ЗПР и ЗПР, обусловленной социальной депривацией, хуже опознают эмоциональные состояния по мимике лица. Об этом свидетель­ствуют и их ответы, например эмоцию удивления одна девочка определила как «красивое настроение», другой вариант ответа: «Он что-то почувствовал».
  • коммуникативные жесты - для передачи какой-либо информации дети с ЗПР используют свою индивидуальную систему кодирования, в которой жесты не всегда соответствуют общепринятой системе.
  • Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей воз­никает страх перед детским коллективом, и они избегают его.
  • В результате неблагополучия в сфере межличностных отноше­ний у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения.
  • У детей с ЗПР наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций:

- агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, физически более слабые дети, животные, или на вещи;

- бегство. Ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например отказывается от посещения детс­кого сада. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.;

- регрессия (возврат на более низкий уровень развития) также является достаточно частой реакцией ребенка с ЗПР. Он не хочет быть большим и самостоятельным, так как это приносит одни неприятности;

- отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуа­ции. Ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую дей­ствительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой он не может избежать.

  • Результаты социометрического исследования состояния меж­личностных взаимоотношений в группе дошкольников с ЗПР в сравнении с группой нормально развивающихся сверстников по­казали в целом менее благоприятную социальную ситуацию. 70 % детей оказались в неблаго­приятных статусных группах «изолированных», «непринятых». Низким оказался также взаимный выбор детьми друг друга. Не было в социометрической структуре их группы и так называемых «звезд» («предпочитаемых»).
  • критериев выбора парт­нера для общения детей с ЗПР - положительные каче­ства сверстников - «хороший, дает игрушки, не дерется, добрый»; для нормально развивающихся детей - ставят на первое место интерес к совместной деятельности — игре. Некоторые дети выделили дружеские отношения.

 

  • У детей с ЗПР уровень сформированности навыков эффективного общения — навыков сотрудничества – низкий, не сформированы навыки кооперации.

необходимо решить задачу — каждому собрать свою картинку, некоторые части которой находятся у других детей: пытались отнять недостающие части у других детей, или проявляли пассивность и отказывались от дея­тельности, не обращая внимания на желания других детей — партнеров по деятельности.

Все это может обусловливать развитие неблагоприятных меж­личностных отношений в группе дошкольников, способствовать закреплению у детей негативных поведенческих и личностных ка­честв.

  • Неумение наладить продуктивные отношения с окружающи­ми, отклоняющийся тип поведения, низкая или неадекватно за­вышенная самооценка у детей с ЗПР может способствовать раз­витию негативных личностных отношений и антисоциальных тен­денций в подростковом возрасте.
  • актуальной проблемой в воспитании детей с ЗПР является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в пове­дении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование чтения и письма при ЗПР | Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.