Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскройте сущность метода обучающего эксперимента и его применение в диагностике детей с нарушением развития

Наи­более надежным дифференциально-диагностическим показателем, позволяющим различать детей нормально развивающихся, имеющих ум­ственную отсталость и задержку психического развития между собой, яв­ляется показатель обучаемости, а точнее, различия в скорости, качестве, осознанности усвоения новых знаний, навыков, умений (В.И.Лубовский, А.Я.Иванова, Т.В.Его­рова, Т.В.Розанова, У.В.Ульенкова и др.).

С этой целью можно использовать как специально разработан­ные психологические методы диагностики обучаемости, как, на­пример, «Обучающий эксперимент» А.Я.Ивановой или любую ситуацию педагогического взаимодействия с ребенком, которое должна быть построено согласно структуре обучающего экспери­мента, т.е. иметь три его основных структурных элемента (три эта­па обучающего эксперимента).

 

Данная структура может быть выражена в формуле обучаемо­сти, предложенной А.Я.Ивановой с целью качественно-количе­ственного определения показателя обучаемости (ПО) ребенка:

 

ПО = ОР + ВП + ЛП.

1-й 2-й 3-й этап

1).На первом этапе (ориентировочном) — самостоятель­ные пробы в овладении каким-либо знанием, умением и т.д., определяется уровень его актуального развития.

  • проявляется отношение ребенка к предложенному заданию,
  • сте­пень его заинтересованности и уровень результативности само­стоятельных попыток решения новой задачи.
  • Сама по себе результативность или нерезультативность на этом этапе не имеет однозначной интерпретации. Так, например, низкие результаты могут иметь место как при выраженной педагогической запущенности, так и при умственной отсталости. В то же время вы­сокие результаты по каким-либо областям знаний могут лишь гово­рить о хорошей выученности или натасканности ребенка.

2). Второй этап (восприимчивости к помощи) это соб­ственно обучение, начиная от стимулирующих и организующих воздействий вплоть до полного обучения.

  • необходимо фиксировать характер и количество оказываемой помощи.
  • Любая помощь должна фиксироваться в ре­чевой форме для создания оптимальных предпосылок для осо­знанного овладения любым новым знанием.

При одинаково низкой результативности на первом этапе, ха­рактеризующем уровень актуального развития, дети с ЗПР дают улучшение результатов уже при оказании им стимулирующей и организующей помощи. Тогда как для даже незначительного про­движения умственно отсталых детей необходимо содержательное обучение.

3). Третий этап (логического переноса) - тестируется собствен­но результат обучения, способность к переносу. Для этого моде­лируется ситуация, в которой ребенок должен проявить знания, умения, которым его только что обучали. Например, ребенка обу­чали классифицировать предметы по цвету, форме и размеру. На данном этапе ему предъявляются другие объекты, отличающиеся от тех, на которых происходило обучение по цвету, формам, раз­меру и т.д. С ними необходимо произвести то же действие «клас­сификации» по разным признакам.

  • Способность к переносу полученных знаний в новые условия является главным критерием результативности процесса обуче­ния и уровня обучаемости ребенка.

Выделяют следующие уровни логического переноса:

1) полный перенос (ребенок правильно выполняет требуемое новое действие (или применяет новое знание) и дает его речевое описание);

2) неполный перенос (ребенок правильно выполняет требуе­мое новое действие (или применяет новое знание), но дает лишь частичное речевое описание совершаемых действий). Некоторые знания усвоены механически без осознания;

3) полный перенос в наглядно-действенной форме. Новые зна­ния воспроизводятся, но не находят отражения в речи;

4) неполный перенос в наглядно-действенной форме. Усвоены и воспроизводятся в деятельности лишь некоторые из предлагавшихся для освоения знаний и навыков, отражения в речи они не находят;

5) отсутствие переноса. Предлагавшиеся для освоения знания, навыки не усваиваются как «инструмент» познания в другой, хотя бы и очень незначительно отличающейся, ситуации.

Дети с ЗПР, как правило, демонстрируют 2-й и 3-й уровень переноса, тогда как для умственно отсталых детей наиболее ха­рактерными являются 4-й и 5-й уровни.

Другими словами, зона ближайшего развития последних, даже при использовании мас­сированной помощи, ограниченна. Данная характерная особен­ность проявляется как в специально моделируемых диагностичес­ких ситуациях, так и в повседневном бытовом общении. Дети с трудом переключаются на новые способы деятельности, отноше­ний, не дают большого продвижения при усвоении нового.

Вторым показателем в дифференциально-диагностическом ас­пекте является уровень и динамика развития разных форм мышле­ния: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-ло­гического.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные требования к составлению психолого-педагогического заключения и технология его составления | Разработайте этапы консультативной беседы с родителями, имеющими детей с задержкой психического развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.