Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В мировой транспортной системе




Современное состояние и место транспорта России

 

Структурно транспорт России может быть представлен как система, состоящая из двух подсистем: транспорт общего и транспорт необщего пользования (рис. 1). Обе подсистемы могут быть представлены предприятиями федеральной (государственной), муниципальной или частной собственности.

Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Он обслуживает сферу материального обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой обращения. Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки не были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, фирмой или частным лицом.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:

универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный;

внутренний (осуществляет перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, осуществляет перевозки как внутри страны, так и за границу);

круглогодичный и сезонный (внутренний водный).

 

Транспортно-дорожный комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства страны. Он включает в себя более 1,5 млн. км наземных путей сообщения с огромным количеством разнообразного подвижного состава, зданий и сооружений. Почти 6 млн. человек обслуживает эту отрасль.

Главной идеей, которая лежала в основе развития путей сообщения царской и советской России, была целостность дорожной сети, единство управления транспортом. В течение полутора с лишним веков на территории страны формировалась уникальная по своим особенностям моноцентрическая транспортная система, позволяющая на железнодорожных путях протяженностью в два раза меньшей, чем в США (полицентрическая система), выполнять объем перевозок в три раза больший.

В годы советской власти создание единой транспортной системы (ЕТС) рассматривалось как важнейшая государственная задача. Для ее решения были созданы крупные научные коллективы и принимали участие крупные специалисты-практики, работники государственных плановых организаций. В середине 1950-х годов учрежден Институт комплексных транспортных проблем (ИКТП) Академии наук, после чего исследования по проблемам ЕТС приобрели характер целенаправленной и координируемой научной деятельности. Учеными ИКТП были сформулированы общие теоретические положения по проблеме ЕТС. В научный оборот вошли новые понятия: транспортный комплекс, транспортная система, транспортная сеть.

Транспорт необщего пользования, в отличие от транспорта общего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации, фирмы. Эти перевозки являются внутрипроизводственными или технологическими, выполняются ведомственным транспортом. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называют также промышленным транспортом.

Автомобильные или железные дороги, принадлежащие предприятию, называются подъездными путями. В транспортной системе страны имеется густая сеть таких дорог. Суммарная протяженность железнодорожных подъездных путей превышает общую протяженность железных дорог общего пользования.

В отличие от транспорта общего пользования транспорт необщего пользования представлен помимо вышеперечисленных также специальными видами транспорта: канатные и подвесные дороги, пневмотранспорт и т.д.

Под транспортным комплексом обычно понимается совокупность нескольких отраслей народного хозяйства, предназначенных для удовлетворения потребностей в перевозках грузов и пассажиров. В него входят собственно транспорт, обеспечивающий перемещение, транспортная промышленность (транспортное машиностроение, транспортное строительство, материально-техническое обеспечение перевозок), учреждения и организации по подготовке транспортных кадров, проведению проектных и научно-исследовательских работ.

Транспортная система рассматривается как целостная отрасль народного хозяйства, в состав которой входят: транспортные сети всех видов транспорта общего и необщего пользования, подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и система управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Транспортная сеть есть только один из элементов транспортной системы, собственно пути сообщения: железные и автомобильные дороги, трубопроводы, водные и воздушные пути, т.е. коммуникации с расположенными на них «точечными» структурами (пассажирскими, грузовыми и другими станциями, автовокзалами, морскими и речными портами, аэропортами и другими объектами).

Значение транспорта в экономике любого государства характеризуется такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте, основных фондах, капитальных вложениях и некоторыми другими.

Доля грузового транспорта в валовом внутреннем продукте (ВВП) России составляет примерно 8%, в то время, как в странах с развитой рыночной экономикой от 9 до 12%. Более низкий вклад транспорта России в ВВП во многом объясняется недостаточно рациональным использованием имеющихся на транспорте ресурсов и неразвитостью сферы нетранспортных услуг. Нерациональная инвестиционная политика и неразвитость транспортного сервиса привели к тому, что доля доходов, получаемых от предоставления услуг, не связанных с перевозкой, составляет от 5 до 20% (в странах с развитой рыночной экономикой более 30%). Транспорт эффективен тогда, когда в него вкладывают средства. В 90-е годы доля инвестиций в транспорт снизилась с обычных 13% до 4% от инвестиций в народное хозяйство. Это не замедлило сказаться на состоянии транспорта. Сокращение инвестиций на транспорте особенно ощущается в перспективе и оборачивается дополнительными издержками.

Другой фактор, характеризующий состояние транспортной системы страны – транспортная подвижность населения. В России она в два-три раза ниже, чем в развитых странах. Опасность этой тенденции состоит в снижении мобильности трудовых ресурсов, в результате создаются трудности для рыночной экономики.

Мировая транспортная сеть развита весьма неравномерно по странам и континентам. Место различных видов транспорта России в мировой транспортной системе следует определять, ориентируясь в первую очередь на страны с развитой рыночной экономикой.

Железнодорожный транспорт. Общая протяженность мировой железнодорожной сети составляет 1,2 млн. км. Железнодорожные пути России имеют протяженность 140 тыс. км, из которых 85 тыс. км (70%) – общего пользования и 55 тыс. км необщего пользования. На путях общего пользования России выполняется грузооборот в объеме 35% мирового грузооборота железнодорожного транспорта, т.е. напряженность использования транспортной сети в России гораздо выше. Вместе с тем, по показателю «густота транспортной сети» Россия далеко отстает от экономически развитых стран (в 4–15 раз меньше, чем в США, Франции, Германии и в 5–7 раз меньше, чем в Украине и Белоруссии).

Развитые страны Европы стремятся к разработке и реализации единой политики в области транспорта. Одно из направлений – перенос центра тяжести на развитие видов транспорта, наиболее благоприятных для окружающей среды, в частности, железнодорожного, а также на смешанные (мультимодальные) перевозки. За счет приоритетного развития железнодорожного транспорта предполагается также ликвидировать дефицит перспективных транспортных потребностей.

В современных условиях правительство России уделяет значительное внимание вопросам развития железнодорожного транспорта. Он всегда был ведущим в транспортной системе с точки зрения выполняемой перевозочной работы, на его долю приходится 70–80% внутреннего грузооборота страны.

Автомобильный транспорт. В России автомобильный транспорт занимает ведущее место в объеме перевозок грузов. По разным источникам от 70 до 86% всего объема перевозок внутри страны выполняется автомобильным транспортом. Переход к рыночным отношениям на автомобильном транспорте сказался неоднозначно. Начальный период приватизации и перехода к рыночным отношениям характерен тем, что основные контрольные функции оставались в руках государства. Жесткие рамки лицензирования ограничивали возможности субъектов автотранспортной деятельности, излишне опекали их, что в итоге тормозило развитие рыночных отношений. Изменения в законодательстве о лицензировании, сняв ограничения по автотранспортной деятельности, вместе с тем позволяют заниматься этой деятельностью любому, кто имеет автомобиль. В результате число участников автотранспортной деятельностью превысило полмиллиона, число грузового подвижного состава возросло в несколько раз (более 5,3 млн. ед.), вместе с тем и производительность упала в несколько раз: если в СССР (до перестройки и перехода к рыночным отношениям) около 2 млн. автомобилей перевозили 12 млрд. т грузов, то по итогам 2008 г. в России около 6 млн. ед. подвижного состава перевозили 6 млрд. т грузов. Выработка на автомобиль, таким образом, уменьшилась почти в 6 раз.

Доля в объеме перевозок грузов автомобилями в транспортных системах Австрии составляет почти 100%, Болгарии – 92%, Дании и Финляндии – 93%.

В грузообороте России автомобильный транспорт занимает значительно меньшую долю (около 9%), что связано с незначительной дальностью перевозок автомобильным транспортом (среднее значение 22–24 км). В некоторых странах Европы этот показатель значительно выше: Австрия – 32%, Польша – 37%, Нидерланды – 46%, Франция – 59%, Финляндия – 68%, Дания – 72%. В США автомобильный транспорт выполняет 25% грузовой работы.

Последние годы наметилась тенденция к снижению доли перевозок, выполняемых автомобильным транспортом общего пользования. По данным Госкомстата за 2005 г. из общего объема перевозок автомобильным транспортом 6685 млн. т только 612 млн т, т.е. 9% выполнено транспортом общего пользования; это при том, что численность подвижного состава общего пользования составляет чуть более 1% (из 4564 тыс. грузовых транспортных средств 50 тыс. составляет транспорт общего пользования).

Важное место автомобильный транспорт занимает в транспортном обеспечении предприятий и граждан. Из общего объема перевозок пассажиров 25046 млн. человек 11297 млн. чел составляют перевозки автобусами. Пассажирооборот автотранспортом составляет примерно половину пассажирооборота железнодорожным транспортом, в связи с тем, что автобусы возят преимущественно в городском и пригородном сообщениях.

Значительную долю пассажирооборота выполняет личный транспорт граждан. Парк легковых автомобилей по данным за 2008 г. превысил 32 млн. ед., в собственности граждан около 95% легковых автомобилей.

Крайне осложняет положение дел с автомобильными перевозками и в целом экономическое и социальное развитие России слабое развитие автодорожной сети и ее неудовлетворительное состояние. Занимая территорию около 17 млн. км2, наша страна располагает автомобильными дорогами 828 тыс. км, в том числе дороги общего пользования 581 тыс. км. Из общей протяженности автомобильных дорог – дороги с твердым покрытием составляют 706 тыс. км, в т.ч. дороги общего пользования – 531 тыс. км. Густота путей сообщения – автомобильных дорог с твердым покрытием – составляет 41,3 км на 1000 км2 территории, при том, что она весьма неравномерна по субъектам федерации: от 0,02 и 0,1 в Эвенкийском и Таймырском автономных округах до 259 и 358 в Чувашской республике и Московской области.

Эти показатели гораздо ниже не только по сравнению с развитыми западными странами, но и по сравнению с другими бывшими республиками СССР (табл. 5.1)

 

Если, кроме того, посмотреть качество дорожного покрытия, то можно увидеть, что 15% дорог – грунтовые, т.е. пригодны для движения только в сухое или холодное время года, а весной и осенью они непроезжие; 38% дорог имеют недолговечное щебеночное или гравийное покрытие, себестоимость перевозок по таким дорогам в 3–5 раз выше, чем по дорогам с усовершенствованными капитальными типами покрытий. Дороги с твердым покрытием – цементобетонные и асфальтобетонные составляют 47%. При современной интенсивности движения дороги с твердым покрытием, построенные по советским технологиям, выдерживают 1–2 года, не больше.

Несмотря на приоритеты в сторону более экологичных видов транспорта, в странах Европы продолжается развитие и совершенствование системы трансевропейских автомагистралей, которые включаются в систему транспортных коридоров Европы.

Внутренний водный транспорт. Внутренние водные пути на территории Российской Федерации соединяют значительные территории в европейской части (единая глубоководная система), через Балтику, Черное и Каспийское моря с зарубежными странами и имеют особенно большое значение для обеспечения транспортно-экономических связей в северных и восточных районах страны.

По обеспеченности внутренними водными путями с нашей страной можно сравнивать США. Внутренний водный транспорт США располагает водными путями в 40,8 тыс. км, что по протяженности составляет около 40% от водных путей России. По внутренним водным путям в США перевозят ежегодно 700 млн т различных грузов, что в 7 раз больше, чем в России.

Из данного сопоставления можно сделать вывод, что интенсивность использования внутреннего водноготранспорта России в 10–15 раз ниже потенциально возможной.

Трубопроводный транспорт. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России весьма значительна. Трубопроводный транспорт эффективно используется для экспорта нефти и газа, в настоящее время этот процесс интенсифицируется. Трубопроводы в Приморск, по дну Балтики (Нордстрим), через Черное море позволят увеличить экспорт газа. Протяженность трубопроводов и объем транспортировки в других странах приведены в табл. 5.2.

Воздушный транспорт. Роль воздушного транспорта весьма значительна в пассажирских перевозках, в международных она составляет около 90%, в междугородных 6,5%. Объясняется значение воздушного транспорта для России большими расстояниями и недостаточной развитостью инфраструктуры некоторых районов страны, особенно Восточной Сибири и Дальнего Востока (только самолетом можно долететь).

Протяженность воздушных линий гражданской авиации России составляет примерно 800 тыс. км, в том числе более 200 тыс. – международные линии. Авиаперевозки выполняют множество компаний (примерно 400), многие из них имеют по несколько самолетов. Функционируют более 800 аэропортов, в том числе 49 – международные. Парк самолетов в значительной степени изношен.

Аналогично большое значение воздушный транспорт имеет в США, где на его долю приходится около 17% объема перевозок пассажиров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.