Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и характеристика финансового контроля

Название контроля Виды контроля Характеристика Кто осуществляет
Государственный контроль 1) общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и др.) 2) бюджетно-финансовый (денежно-кредитный, админи­стративный и др.) 3) парламентский контроль Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономически­ми ресурсами во всех сферах производства задачам финансовой политики госу­дарства. Федеральное казначейство, Счетная пала­та РФ, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина РФ, Государственный таможен­ный комитет и др.
Ведомственный контроль осуществля­ется путем проведения ревизий и тематических проверок Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования госу­дарственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского уче­та, рационального использования ресурсов и т.п. Министерства, комитеты, департаменты
Вневедомственный контроль судебно-бухгалтерская экспертиза   Уполномоченные органы в от­ношении различных предприятий и организаций
Аудиторский контроль   Назначение аудиторского контроля — это удовлетво­рение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы
Внутрихозяйственный контроль Ревизионная комиссия Отдел «внутреннего аудита» Особенности его организации определяются спецификой финан­сово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного контроля несет руководство предприятия или организации. Организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно
Общественный контроль   реализуется без посредства специальных государ­ственных органов через общественные институты на основе законов, обязываю­щих органы власти предоставлять информацию обществу. Большую роль в осу­ществлении общественного контроля играют средства массовой информации, вы­ражающие интересы различных общественных и политических объединений.  

 

ТЕМА 2. РОЛЬ АУДИТА В РАЗВИТИИ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Таблица 2

Отличие аудита от других видов контроля

Приз­наки Аудит Ревизия Налоговая проверка Судебно-бухгалтерская экспертиза
Право Гражданское право на основе договоров Административное пра­во на основе законов и инструкций Налоговое, уголовное пра­во на основе законов и инс­трукций Уголовное право на основе за­конов и инструкций
Цели Проверка финансо­вой отчетности с це­лью выражения мне­ния о ее достоверно­сти Выявление и оценка не­достатков, нарушений, злоупотреблений с це­лью их устранения и наказания виновных Определение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей Осуществление независимых экспертиз бухгалтерской отчет­ности, налоговых деклараций, первичных документов с целью обоснования исковых требова­ний, поданных в следственные или судебные органы
Задачи Устанавливаются за­казчиком при за­ключении договора Определяются органом, назначившим ревизию Налоговая проверка организаций проводится на основании решения руководителя налогового органа Судебно-бухгалтерская экспер­тиза организации проводится на основании постановления следователя или суда для сбо­ра доказательств нарушений законодательства
Объект Годовая бухгалтер­ская (финансовая) отчетность Устанавливается орга­ном, назначающим про­верку Расчеты с бюджетом Исследование конкретных фак­тов, определенных правоохра­нительными органами
Достато­чность Принцип разумной уверенности Принцип максимально возможной точности в выявление виновных лиц и размера ущерба Принцип максимально воз­можной законности и вы­явление налоговых право­нарушений Принцип максимально возмож­ной точности и законности и выявление нарушений законо­дательства
Методы Идентичны, но используются в различных пропорциях исходя из конкрет­но поставленных целей и задач Имеются ограничения в части используемых методов провер­ки (нельзя проводить инвента­ризации, получать информа­цию от третьих их лиц, при­влекать экспертов и др.)
Управ­ление Связи горизонталь­ные, добровольные Связи вертикальные  
Оплата труда Заказчик услуг или орган, нуждающий­ся в подтверждении достоверности отчет­ности Государственный орган Оплата производится за счет проверяемого субъекта по став­кам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ с учетом средней ставки оплаты, сло­жившейся на рынке аудитор­ских услуг
Резуль­тат Аудиторское заклю­чение Акт ревизии Акт налоговой проверки Заключение эксперта-бухгалте­ра
             

 

 

Меры ответственности, предусмотренные по отношению к индивидуальным аудиторам (аудиторам, работающим по личной лицензии

в качестве предпринимателей без образования юридического лица)

Нарушения Меры Нормативные акты
Осуществление аудиторской дея­тельности без лицензии (с 1 июля 2002 г.) Штраф от 20 до 25 МРОТ КоАП РФ
Осуществление аудиторской дея­тельности с нарушениями лицензионных условий Штраф от 15 до 20 МРОТ КоАП РФ
Дополнительная ответственность при неоднократном или грубом на­рушении лицензионных условий Аннулирование лицен­зии Федеральный за­кон «О лицензи­ровании отдель­ных видов дея­тельности»
Осуществление предприниматель­ской деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензиро­вания, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, органи­зациям или государству либо сопря­жено с извлечением дохода в круп­ном размере (более 200 МРОТ) Наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязатель­ными работами на срок от 180 до 240 ч, либо аре­стом на срок от четырех до шести месяцев. Аннулирование лицен­зии Федеральный за­кон «О лицензи­ровании отдель­ных видов дея­тельности» Ст. 171 УК РФ
То же деяние, сопряженное с извле­чением дохода в особо крупном раз­мере (более 500 МРОТ) Наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в разме­ре заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработ­ной платы или иного до­хода осужденного за период до шести месяцев либо без такового Аннулирование лицен­зии Федеральный за­кон «О лицензи­ровании отдель­ных видов дея­тельности» Ст. 171 УК РФ
Незаконное разглашение или ис­пользование сведений, составляю­щих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия вла­дельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе Штраф в размере от 100 до 200 МРОТ с лишени­ем права занимать опре­деленные должности или заниматься определен­ной деятельностью на срок до трех лет либо ли­шение свободы на срок до трех лет Аннулирование квалификационного аттестата аудитора Аннулирование лицен­зии Федеральный за­кон «О лицензи­ровании отдель­ных видов дея­тельности» Ст. 183 УК РФ Федеральный за­кон «Об аудиторской деятельнос­ти»
Систематическое нарушение требований, установленных законода­тельством Российской Федерации, или уклонение от проведения внеш­ней проверки качества работы, или непредставление проверяющим всей необходимой документации Аннулирование лицен­зии на осуществление аудиторской деятельнос­ти, аннулирование ква­лификационного аттес­тата аудитора Федеральный за­кон «Об аудитор­ской деятельнос­ти»
Использование аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние при­чинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым за­коном интересам общества или госу­дарства (выделено — наказание при неоднократном совершении деяния) Аннулирование лицен­зии на осуществление аудиторской деятельнос­ти Федеральный за­кон «Об аудитор­ской деятельнос­ти»

 

Меры ответственности, применяемые к работнику аудиторской организации

Нарушения Меры Нормативные акты
Незаконное разглаше­ние или использова­ние сведений, состав­ляющих коммерчес­кую, налоговую или банковскую тайну, без согласия владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе Наказываются штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработ­ной платы или иного дохода осуж­денного за период до одного года с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет Аннулирование квалификационно­го аттестата аудитора Увольнение Ст. 183 УК РФ Федеральный за­кон «Об аудитор­ской деятельности Ст. 81 ТКРФ

 

 

Постановления Правительства, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ

Дата Название
  06.02.2002 г. О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации
  29.03.2002 г. О лицензировании аудиторской деятельности (отменено)
  30.11.2005 г. О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита
  23.09.2002 г. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности
  04.07.2003 г. 07.10.2004 г. 16.04.2005 г. 25.08.2006 г. 22.07.2008 г. О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверж­денные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696»

Документы министерств и ведомств, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации

Вид и при­надлеж­ность документа Дата Название
Приказ Минфина РФ 69н 27.10.1999 г. Об утверждении порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков
Приказ Минфина РФ 38н 29.04.2002 г. Об утверждении Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Минфине РФ
Приказ Минфина РФ 47н 3 июня 2002 г. О Совете по аудиторской деятельности при министерстве финансов Российской Федерации
Приказ Минфина РФ   17 июля 2002 г. Об упразднении центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии МФ РФ
Приказ Минфина РФ 93н 12.09.2002 г. (с изм. от 23.03.05 г. и 11.05.06 г.) Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повыше­ния квалификации аудиторов в Российской Федерации
Приказ Минфина РФ 107н 31.10.2002 г. Об утверждении Типового положения о конкурсной комиссии для осуществления обязательного ежегодного аудита
Распоря­жение Миниму­щества РФ 4521-р 30.12.2002 г. Об утверждении Типового технического за­дания на проведение обязательного аудита организаций, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, и федеральных государственных унитарных предприятий
Приказ Минфина РФ 41н 30 апреля 2009 г. Об утверждении положения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов
Приказ Минфина РФ 111н 30 октября 2009 г. Об утверждении положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов
Совет по АД при МФ РФ протокол N 16 28 августа 2003 г. Кодекс этики аудиторов России
Совет по аудиторской Деятельности при МФ РФ протокол № 69 30 октября 2008 г. Временное положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики
Совет по аудиторской Деятельности при МФ РФ протокол № 43 21 февраля 2006 г. Временные основные критерии оценки письменных работ по экзаменационным билетам при сдаче квалификационного экзамена претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цепочечно-рамочный сверхабзац | Теоретические основы безопасности производственной деятельности, В.А. Трефилов, 2009 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.