Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последствия конфликтов и их разрешение




Последствия конфликтов различны: а) разрушается социальная структура (деструкция); б) производятся необоснованные затраты ресурсов; в) могут быть решены многие проблемы. Отрицательные последствия конфликтов состоят в том, что они разрушают групповое единство, усиливают ожесточенность, отвлекают общество от насущных проблем. Нередко победа в конфликте порождает ненависть, комплекс несправедливости и обиды.

Разрешение конфликта: внешним признаком разрешения социального конфликта является завершение инцидента, прекращение конфликтного взаимодействия, т. к. поняты и устранены его причины, изменены установки соперников (конфликтующие стороны перестают видеть врага друг в друге), противники идут на уступки или один из противников устранен. Разрешение социального конфликта может быть по способам конструктивным (разрешение социального конфликта с учетом реалистических оценок причин, целей, путей), деструктивным (при нарушении нормальной структуры чего-либо) и паллиативным (приносящим временное решение, полумера).

 

Литература

Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи. Учебник – М.: Гардарики, 2003. – 316 с. – Лекция 24.

Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М., 2002.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 318 с.

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в современной России. М., 1999.

Зайцев А. Социальный конфликт М., 2001.

Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер; пер. с англ.; под общ. ред. Л.Г. Ионина. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 208 с.

Столбов В.П. Социология: Учеб. пособие. Иваново, 2004. – 387 с. – Гл. 10.

Фролов С.С. Социология: Учеб. для вузов. М.: Гардарики, 2000. – 343 с. – Гл.17.

 

ТЕМА 9. Социологические исследования: виды, методы, техника, использование.

9.1 Социологическое исследование: сущность, классификация.

 

В жизни мы нередко сталкиваемся через прессу, радио, телевидение с таким явлением, как социологические исследования. Например, исследования по вопросу соотношения денежных доходов населения и величины прожиточного минимума в регионах России, о количестве богатых в России, критериях богатства. Для чего проводятся эти исследования, какова технология этих исследований, что мы можем получить в результате социологических исследований? Ответ может показаться одновременно и простым, и сложным.

Чтобы знать сущность социально-экономических процессов в обществе на микро, макроуровнях, необходимо регулярно получать о них достоверную информацию. Источником такой информации являются социологические исследования - изучение социальной действительности, рассчитанное на получение теоретического знания и практическое решение социальных проблем. Оно основано на программе, на системе методических и организационно-технических процедур, позволяющих получить достоверную информацию об изучаемом явлении.

Бытует мнение, что провести социологическое исследование легко, нужно только составить анкету. При таком подходе и результаты бывают низкими и некачественными. Поэтому важно при социологических исследованиях знать содержание, структуру, принципы и правила проведения этих исследований. Типичным заблуждением является также отождествление социологического исследования с опросом.

Социологическое исследование – это целый процесс, система взаимосвязанных между собой методологических, методических, организационно- технических процедур, направленный на получение достоверной информации о том или ином социальном объекте.

Процесс исследования начинается с этапа решения ряда методологических вопросов исследования. Любой социолог, приступающий к исследованию должен ответить на три основных вопроса.

1 –й вопрос: Всякое ли социальное явление может быть изучено социологически, всякая ли проблема поддается социологическому изучению?

Ответ на данный вопрос отрицательный, т. к. существуют четыре типа проблем:

1) Проблемы, принципиально нерешаемые социологическим методом (например, технико-технологические проблемы производства, чисто экономические проблемы, статистические и т. п.);

2) Проблемы, решаемые социологом лишь частично, требуется сотрудничество со специалистами других наук.

3) Проблемы псевдосоциологические (в принципе решаемые социологическими методами, но не дают адекватного эффекта).

4) Собственносоциологические проблемы, решаемые на так называемых идеальных объектах.

К идеальным объектам относятся:

1) эмпирически схватываемые социальные объекты, которые поддаются непосредственному наблюдению (поступки, акты поведения);

2) социальные факты, относительно которых имеются те или иные носители информации;

3) внутреннее состояние человека, группы.

2-ой вопрос, который стоит перед социологом: Всякое ли социальное явление и всякую ли социальную проблему нужно решать социологическим путем?

Ответ отрицательный. Социология лишь один из многих инструментов социального познания. Социологическое исследование - это не самоцель. Оно проводится не ради любопытства. Цель исследования – это всегда получение надежной информации об объекте и притом получение этой информации быстро и с минимальными затратами. Поэтому социологу нужно определить: нельзя ли получить информацию об объекте другим путем, по другим каналам. Например, нет смысла проводить исследование для того, чтобы выяснить, как распределяются работники предприятия по признакам: пол, возраст и т. д. На это есть отдел кадров.

3-й вопрос, на который должен ответить социолог, перед тем как преступить к исследованию: Все ли социальные проблемы изучаются одинаково, т. е. с помощью одного и того же вида исследования?

Ответ отрицательный, т. к. в социологической практике существует очень большое количество типов и видов исследования.

Классификация социологического исследования.

В основу классификации социологических исследований может быть положено несколько оснований, в связи с чем выделяемые виды различаются между собой с точки зрения целей, характера решаемых задач, особенностей организации и проведения, а также функциональных возможностей.

1. Исходя из целей и задач (то есть, по сути, из конечного результата исследования), выделяют исследования информационные, измерительные и социоинженерные.

Информационные исследования используются очень часто и имеют своей целью оперативное получение первичной, неглубокой информации об объекте изучения. Измерительные исследования являются более сложными с точки зрения техники и процедуры проведения. Их назначение состоит в том, чтобы измерить количественные параметры изучаемых социальных явлений, получить глубокую, аналитическую информацию, выработать практические рекомендации для решения социальных проблем. Социоинженерные (социально‑управленческие) исследования направлены не только на сбор информации и выработку советов и рекомендаций, но и на создание социальных проектов и технологий. При этом социолог сам контролирует процесс внедрения своих рекомендаций в практику, осуществляет надзор за функционированием управленческих технологий.

2. С точки зрения глубины анализа социальных явлений можно выделить три типа исследований: разведывательные, описательные и углубленно‑аналитические.

Разведывательные исследования ориентированы на получение информации предварительного характера. Они реализуются в двух основных разновидностях: социологический пилотаж и зондаж. Пилотажные исследования – это исследования методические, «репетиционные». В них отрабатываются основные элементы методики будущего (основного) исследования. Чаще всего социологи апробируют составленные ими “кабинетные” варианты анкеты. Например, проверяют, как будут работать отдельные вопросы, все ли термины понятны респондентам, все ли “подсказки” учтены в шкалах и т.д.

Социологический зондаж имеет целью «зондирование» общественного мнения, то есть получение неглубокой, эмоционально‑оценочной информации о настроениях, мнениях, отношениях людей к кому‑либо, чему‑либо. С помощью этого вида исследования нельзя изучить мотивы поведения, установки к действию, ценностные ориентации людей и т.п.

Существует две разновидности зондажных исследований – экспресс‑опросы и омнибусы. Экспресс‑опросы представляют собой оперативные исследования, которые часто проводятся методом прессового, теле‑ или радиоопроса и предназначены либо для “голосования” относительно лидеров общественного мнения, политиков, каких‑либо предложений, либо для мгновенной оценки какой–нибудь злободневной проблемы, актуального события. Омнибусные опросы предполагают серию неглубоких вопросов по нескольким разным темам.

Описательные исследования - более сложный вид социологической деятельности. В них используется более объемный и структурированный инструментарий (анкета). С точки зрения конечного результата эти исследования совпадают с информационными, поскольку цель и тех, и других состоит в получении максимально полной, детальной и разнообразной информации о структурных элементах изучаемого явления.

Углубленно‑аналитические исследования, в отличие от предыдущих, предполагают не только полное, всестороннее описание исследуемого объекта, но и анализ факторов, детерминирующих его функционирование. Это самый сложный вид исследования, его подготовка требует тщательно продуманной работы, зато в результате социолог получает очень ценную информацию о способах разрешения сложившихся противоречий, вырабатывает практические рекомендации по преодолению социальных проблем, прогнозирует развитие социальных процессов.

3. С точки зрения сроков проведения и масштабов выделяют исследования оперативные (локальные), среднесрочные (региональные), долгосрочные (общенациональные).

4. В зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных различают социологический опрос (анкетирование и интервьюирование), социологическое наблюдение, анализ документов и социальный эксперимент.

5. С точки зрения режима, в котором проводится исследование, выделяют точечные и динамические (повторные или сравнительные) исследования. Точечное исследование – это одноразовое исследование, фотографирующее объект изучения в одной временной точке, динамическое – исследование многоразовое, проводимое многократно через определенные интервалы времени на том же объекте. Существует четыре разновидности интервальных исследований: трендовые (мониторинговые), панельные, когортные и лонгитюдные.

6. С точки зрения полноты изучения объекта все исследования в социологии делятся на сплошные (когда изучается весь объект целиком) и несплошные (изучению подлежит только часть объекта).

7. С точки зрения объекта и предмета исследования обычно выделяют содержательные и методические исследования. Если первые нацелены на получение информации об актуальных явлениях социальной жизни, то вторые - на совершенствование самого процесса социологического исследования и имеют в качестве предмета различные методические, процедурные и технические аспекты изучения общественного мнения.

Большинство описанных исследований в практике могут сочетаться, образуя комбинированные типы, например: точечное исследование описательного характера, проводимое методом социологического опроса.

 

9.2 Процесс социологического исследования,
его основные этапы и процедуры.

 

Социологическое исследование складывается из четырех основных этапов. Рассмотрим их более подробно.

1. Подготовительный этап. На этой стадии, помимо решения организационных (разработка общего плана и графика проведения исследования и т.п.), технических (определение возможных материальных и прочих затрат) и юридических задач (оформление различных документов), составляется программа исследования – основной документ, организующий и объединяющий действия всех его участников, а также разрабатывается инструментарий для сбора социологических данных (анкета, опросный лист для интервью, бланк наблюдения и т.д.).

2. Полевой этап исследования. На этой стадии осуществляется сбор социологической информации с использованием тех или иных методов.

3. Обработка социологической информации. После сбора эмпирических данных производится их качественная и количественная обработка. Качественная (содержательная) обработка предполагает кодирование социологической информации, то есть классификацию и преобразование данных от исследовательского инструментария к числовому виду, удобному для компьютерной обработки. Еще одна процедура качественной обработки «сырых» данных ‑ выбраковка «негодных» вопросников и выявление анкет, подлежащих «ремонту». Количественная обработка складывается из следующих процедур: “ремонт” массива данных (например, восстановление пропущенных ответов, в том числе и на вопросы социально‑демографического блока), ввод информации в компьютер и обработка анкет с помощью специальных статистических программ. В результате обработки социолог получает табуляграммы (распечатки) прямых распределений, многомерные таблицы, различные индексы, коэффициенты, строит графики, диаграммы и т.п.

4. На последнем этапе осуществляется анализ, интерпретация и обобщение социологических данных, полученных в результате компьютерной обработки: проверяются гипотезы, вырабатываются практические рекомендации, готовится информационный или аналитический отчет по результатам исследования.

Составление программы – это важнейшая процедура подготовительного этапа любого социологического исследования, поскольку именно программа исследования представляет собой научное изложение теоретико‑методологических, методических и процедурных основ (предпосылок) будущего эмпирического поиска. Именно в программе социолог структурирует цели и задачи исследования, формулирует всевозможные гипотезы, которые нужно подтвердить или отвергнуть на последующих этапах исследования. От ее структуры и содержания зависит глубина анализа фактов, размер анкеты, содержание вопросов, их формулировки и т.д.

В программе социологического исследования принято выделять два основных раздела: теоретико‑методологический и методический (процедурный).

Теоретико‑методологический раздел программы предполагает формулировку проблемы исследования, определение объекта (т.е. социальных носителей проблемы), предмета изучения, постановку цели и задач исследования, уточнение и интерпретацию основных понятий, а также поиск эмпирических индикаторов, позволяющих зафиксировать и измерить количественные параметры изучаемых явлений и процессов.

Методический раздел программы включает в себя разработку принципиального (стратегического) плана исследования, обоснование модели выборки и способов отбора единиц изучения, выбор метода сбора информации, а также построение логической схемы основных процедур будущего анализа исходных данных.

Важным моментом в социологическом исследовании является построение выборки, т.е. кого исследовать (опрашивать), какую общественную совокупность (объект): количество, структура и качество этой совокупности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.