Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы сбора информации в социологическом исследовании. Основные понятия теории выборки




Основные понятия теории выборки.

1. Генеральная совокупность – все множество элементов, составляющих объект. В качестве генеральных совокупностей могут выступать любые социальные общности и группы: избиратели города или области, студенты вуза, взрослое население страны, покупатели какого‑либо товара и т.д.

2. Выборочная совокупность (выборка) – часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов и подлежащая непосредственному изучению в ходе исследования.

3. Единицы анализа (изучения) – элементы выборки (т.е. респонденты), подлежащие непосредственному опросу.

4. Репрезентативность – это свойство выборки воспроизводить в себе основные характеристики генеральной совокупности. Данное свойство позволяет экстраполировать результаты исследования, полученные на ограниченном числе наблюдений, на всю генеральную совокупность, то есть делать заключения о целом на основании части.

5. Ошибка выборки – степень отклонения выборочных параметров от «истинных» характеристик генеральной совокупности. Чаще всего ошибка выборки обозначается символом D и измеряется в процентах или долях. В обычном исследовании нормой считается D=±5% (0,05), в прогнозном, когда требуется повышенная точность результатов, D не должна превышать ±1–3 % (0,01-0,03). Вместе с тем важно знать еще и вероятность (Р) появления заданной ошибки в нашей выборке, то есть степень уверенности втом, что расхождения между значениями выборочной и генеральной совокупностей по контрольным параметрам не превышают допустимой величины D. Обычно в исследованиях выбирают Р=0,95 или 0,99 и указывают D и Р одновременно. Например, если по итогам нашего опроса тот или иной товар собираются приобрести 20% населения города и при этом ошибка не превысила 5% при Р= 0,95, то это можно интерпретировать следующим образом: при сплошном опросе всего городского населения в 95 случаях из ста подобный ответ о намерении купить данный товар дали бы 20±5% респондентов, а в пяти случаях из ста эта ошибка превысила бы 5%.

6. Объем (численность) выборки – статистически значимое количество респондентов, которых нужно опросить для получения достоверной информации, то есть для того, чтобы ошибка не превысила заданную величину.

Таким образом, социологическое исследование – сложный и трудоемкий процесс научной деятельности. Качество социологической информации во многом зависит от предварительной методолого‑методической (программной) проработки всех этапов и процедур исследования.

В социологии существуют четыре основных метода сбора данных: социологический опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент.

На сегодняшний день в практике социологических исследований наиболее популярен метод опроса. Опрос – это способ непосредственного или опосредованного сбора первичных вербальных данных, “незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях”. С его помощью в мире собирается от 90 до 95% всей социологической информации.

Классификация опросных методов может проводиться по нескольким основаниям. Так, например, в зависимости от формы общения различают очные и заочные опросы. По количеству респондентов, одновременно участвующих в исследовании, принято выделять индивидуальные (персональные) и групповые опросы. С точки зрения источника получаемой информации опросы делятся на массовые, в которых участвуют самые различные категории населения, и специализированные, предназначенные для изучения мнений целевых групп (покупателей, телезрителей данного канала и т.д.).

Кроме того, существуют два больших класса опросных методов, выделяемых в зависимости от способа коммуникации между социологом и респондентом (письменная или устная форма общения): анкетный опрос и социологическое интервью.

Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем ответы регистрируются респондентом либо наедине с самим собой (и тогда речь идет о заочном опросе), либо в присутствии анкетера (очный, прямой опрос). По сравнению с интервьюированием анкетный опрос является более дешевым и оперативным. Анкета как инструмент сбора информации представляет собой объединенную общим исследовательским замыслом систему вопросов, направленных на выявление количественно‑качественных характеристик объекта и предмета изучения.

Существуют следующие разновидности анкетных опросов.

1. Раздаточное анкетирование. Оно может осуществляться в двух основных вариантах: индивидуальное анкетирование и групповой (аудиторный) опрос. При проведении индивидуального анкетного опроса респондент получает анкету из рук анкетера и заполняет ее в его присутствии. Групповой (аудиторный) опрос - метод единовременного, но индивидуального анкетирования опрашиваемых, собранных в одном помещении. Очевидно, что групповое анкетирование экономичнее раздаточного. При условии квалифицированной организации групповые опросы повышают у человека психологическое ощущение анонимности.

2. Почтовый опрос. Эта форма заочного индивидуального анкетирования является достаточно распространенной, особенно в тех случаях, когда нет возможности лично встретиться с респондентами (например, при большом географическом разбросе выборки или при отсутствии постоянной сети анкетеров). Она основана на почтовой рассылке анкет. Многие специалисты не доверяют результатам почтовых опросов из‑за множества методологических проблем, главной из которых, пожалуй, является низкий процент возврата заполненных анкет.

3. Прессовое анкетирование – вид опроса, при котором анкета публикуется в печатном периодическом издании с просьбой заполнить ее и выслать в адрес редакции газеты или журнала.

4. Теле- и радиоопросы. Перечень интересующих исследователей вопросов транслируется по радио или телевидению, либо заранее публикуется в газете, а затем респонденты звонят, называя кодовые номера своих ответов (и это напоминает ситуацию телефонного интервью). Основное преимущество такой формы опроса состоит в возможности оперативного сбора информации и ее немедленной компьютерной обработки (например, в телепередаче компьютер часто демонстрирует на дисплее динамику реакций телезрителей).

5. Интернет‑опросы. Это пока малораспространенная, а потому малоизученная разновидность опросов, хотя многие периодические издания и телеканалы проводят такого рода исследования, например, с целью выявления рейтингов популярности теле-радиопередач.

Социологическое интервью – метод сбора социологической информации, основанный на вербальном социально‑психологическом взаимодействии между респондентом и интервьюером с целью получения данных, интересующих исследователя. Интервью - это целенаправленное общение, беседа, проводимая по определенному плану и предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым.

Существует немало разновидностей интервью.

1. По содержанию беседы различают документальные интервью, проводимые с целью изучения событий прошлого, получения фактографической информации и интервью мнений, которые используются для выявления оценок, взглядов, суждений, то есть для сбора данных о субъективном мире респондентов.

2. По способу организации интервью можно классифицировать на индивидуальные и групповые. Персональное интервью представляет собой беседу между интервьюером и респондентом “с глазу на глаз” по определенному кругу вопросов. Групповое интервью – это планируемая беседа, инициируемая интервьюером, в процессе которой последний стремится вызвать дискуссию в группе по заданной проблематике. Чаще всего подобные интервью проводятся с помощью метода «фокус-групп».

3. По технике проведения выделяют интервью свободные (длительная беседа без строгой детализации вопросов, напоминающая скорее живое общение), полустандартизированные (помимо общей темы беседы интервьюер имеет набор обязательных для всех респондентов вопросов и обладает относительной свободой в выборе вопросов дополнительных) и стандартизированные (формализованные, предполагающие детальную разработку всей процедуры, включая план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов).

4. В зависимости от особенностей процедуры интервью бывают интенсивными (клиническими, глубокими, направленными на получение сведений о внутренних побуждениях, мотивах людей) и фокусированными, имеющими целью выявление реакций респондентов на заданное воздействие.

5. С точки зрения способа общения выделяют интервью персональные (личные) и телефонные.

Еще одним важным методом социологического исследования является наблюдение. Социологическое наблюдение – это целенаправленное, систематическое, непосредственное визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования социальных явлений, процессов, а также отдельных признаков, свойств, характеристик изучаемого объекта.

Виды наблюдения можно классифицировать по разным основаниям.

1. По степени формализации выделяют контролируемое (структурированное, стандартизированное) и неконтролируемое (бесструктурное, нестандартизированное) наблюдение. В первом случае социолог регистрирует наблюдаемые переменные по детально разработанной процедуре, во втором он руководствуется лишь общим планом наблюдения.

2. По положению и степени активности наблюдателя различают включенное (соучаствующее) и невключенное (простое) наблюдение. Если при невключенном наблюдении социолог находится “в стороне” от изучаемой ситуации, не вступая в контакты с людьми, то при включенном наблюдении он анализирует события “изнутри”, входя в социальную среду, адаптируясь в ней. При этом наблюдение может вестись как инкогнито (скрытое наблюдение), так и открыто (открытое).

3. По условиям организации и месту проведения все виды наблюдения можно разделить на лабораторные, при которых объект изучения находится в искусственных для него условиях, в экспериментальной ситуации, и полевые, когда наблюдение проводится в естественных условиях.

Помимо опроса и наблюдения, в социологии используются еще два основных метода познания социальной действительности: анализ документов и эксперимент, а также ряд дополнительных, пришедших из других наук (различные тестовые процедуры, социометрический метод изучения малых групп и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.