КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ № 4. Построение плана ускорений позволяет определить линейные ускорения точек , и , а также угловое ускорение звена 2
Построение плана ускорений позволяет определить линейные ускорения точек Ускорение точки
где Нормальные составляющие ускорений всегда направлены по радиусу к центру вращения, а тангенциальные составляющие перпендикулярны радиусу и направлены в сторону углового ускорения. Ускорение точки В, принадлежащей звену 2, можно представить в виде векторной суммы ускорений переносного и относительного движений
где Относительное ускорение точки
где С учетом приведенных выше формул и в случае
Как и раньше, одной чертой подчеркнуты векторы, известные только по направлению, а полностью известные векторы подчеркнуты двумя чертами. Построение плана ускорений начинаем с выбора масштабного коэффициента плана ускорений
где Тогда величина отрезка
Из произвольной точки полюса плана ускорений Из конца отрезка
Так как вектор ускорения Соединив прямой точки
Величина углового ускорения звена 2 определяется из уравнения
Перенеся вектор ускорения Ускорение точки
Величина относительного ускорения
или на рис. 2.9, в
Полное ускорение точки
Планы скоростей и ускорений обладают следующими свойствами. Полюсы планов соответствуют неподвижным точкам механизмов (для кривошипно-ползунного механизма такой является точка
Механизм с гидроцилиндром
План положений механизма для заданного значения обобщенной координаты План скоростей позволит определить угловые скорости звеньев 1-2 и 3, линейные скорости центров тяжести всех звеньев по заданным кинематической схеме механизма, построенной в масштабе (рис. 2.10, а) и закону движения начального звена, например При составлении векторного уравнения для построения плана скоростей используется теорема сложения скоростей при сложном движении точки – абсолютная скорость
При определении переносной скорости точки предполагается, что относительное движение точки остановлено. Переносной скоростью точки С учетом равенства
Здесь Данное векторное уравнение решается, поскольку оно имеет не более двух неизвестных – определению подлежат модули абсолютных скоростей точек Графическое решение уравнения следует начинать с построения отрезка
Далее в соответствии с уравнением (2.51) следует провести в точке начала вектора С учетом масштабного коэффициента
Угловые скорости звеньев
Знаки угловых скоростей определяются параллельным переносом векторов скоростей из плана скоростей в соответствующие точки механизма. Для механизма по рис. (2.10, а) Линейная скорость центра тяжести цилиндра
Линейная скорость центра тяжести
или
где Численные значения скоростей равны
Вектор линейной скорости центра тяжести третьего звена План ускорений механизма с гидроцилиндром позволяет определить угловые ускорения звеньев 1-2 и 3, а также линейные ускорения центров тяжести всех звеньев. При составлении уравнения ускорений следует учитывать, что абсолютное ускорение
где При этом
Направление кориолисова ускорения определяется поворотом в плоскости чертежа относительной скорости
Если учесть, что
то окончательно уравнение плана ускорений будет иметь вид
Здесь, как и в уравнении плана скоростей, векторы, известные и по величине, и по направлению, подчеркнуты двумя чертами, а векторы, для которых известно лишь направление, подчеркнуты одной чертой. Графическое решение уравнения состоит в определении неизвестных касательных составляющих линейных ускорений Масштабный коэффициент плана ускорений
где Тогда отрезки, пропорциональные значениям остальных известных ускорений, определятся как:
Из произвольной точки Таким образом,
Угловые ускорения звеньев 1-2 и 3 равны
Для определения знака углового ускорения Линейное ускорение центра тяжести
где Ускорение центра тяжести
или Ускорение центра тяжести
где
или Для наглядности ускорения точек Действительные значения ускорений центров тяжести звеньев определяются уравнениями
Вопросы для самоконтроля. 1. С какой целью строят план ускорений? 2. Что должно быть известно для построения плана ускорений? 3. Как определяется масштабный коэффициент плана ускорений? 4. Как определить значение и направление угловых ускорений звеньев механизма? 5. Какими свойствами обладают планы скоростей и ускорений? 6. Какие особенности имеет построение плана скоростей механизма с гидроцилиндром второго класса? 7. Что является переносным движением поршня со штоком в механизме с гидроцилиндром второго класса? 8. Что является относительным движением поршня со штоком в гидрорычажном механизме второго класса? 9. Для каких звеньев и как определяют значение и направление кориолисова ускорения? 10. Как определить величину и направление угловых скоростей и ускорений звеньев гидрорычажного механизма второго класса? ЛЕКЦИЯ № 5 2.4. Силовой анализ рычажных механизмов
Во время движения механизма в его кинематических парах действуют силы, являющиеся силами взаимодействия между звеньями. Эти силы относятся к категории внутренних сил по отношению к механизму в целом. Знание сил в кинематических парах в дальнейшем позволит решить следующие инженерные задачи: расчет звеньев механизма на прочность, жесткость, износоустойчивость и т.п.; расчет подвижных соединений звеньев на долговечность; выбор мощности двигателя и т.д. Задачей силового анализа рычажных механизмов является определение: 1) сил и пар сил, приложенных к механизму извне; 2) внутренних сил, действующих в кинематических парах; 3) уравновешивающей силы или уравновешивающего момента, которые надо приложить к начальному звену для обеспечения требуемого закона движения выходного звена. Для силового анализа рычажных механизмов используют метод кинетостатики, условно приложив к каждому подвижному звену механизма главный вектор Следует отметить, что главный вектор Для кинетостатической определимости плоский механизм не должен иметь избыточных связей. Найдём условие кинетостатической определимости плоских рычажных механизмов, которые содержат низшие вращательные и поступательные кинематические пары. Как известно из теоретической механики, сила взаимодействия двух соприкасающихся тел при отсутствии трения направлена по общей нормали к их поверхности. Во вращательной паре сила, действующая на звено
В поступательной паре сила Все сказанное о силах Если плоская кинематическая цепь содержит Для кинетостатической определимости такой цепи необходимо выполнение условия Для плоского механизма без избыточных связей На основании вышеизложенного общая методика силового анализа рычажных механизмов без избыточных связей такова: силовой анализ ведется погруппно, начиная от группы, наиболее удаленной от первичного механизма, и заканчивая расчетом самого первичного механизма. Таким образом, силовой расчет проводится в порядке, обратном кинематическому. При наличии избыточных связей в механизме Существуют два метода силового анализа рычажных механизмов: аналитический и графический. Каждый из них обладает теми же достоинствами и недостатками, указанными в разделе кинематического анализа механизмов. Независимо от метода расчета исходными данными являются: 1) кинематическая схема; 2) массы и моменты инерции звеньев, положения центров масс звеньев; 3) закон движения механизма; 4) внешнее силовое нагружение. Внешнее силовое нагружение может быть представлено следующей группой сил и моментов. 1. Массовые внешние силы: силы тяжести 2. Массовые внутренние силы – это главный вектор сил инерции и главный момент сил инерции звена 7. Силы полезного сопротивления – это силы, для преодоления которых предназначен механизм. Ими могут быть силы резания, давления, сжатия и другие технологические силовые факторы. Работа за цикл этих сил – отрицательная величина. 8. Силы вредного сопротивления – это внешние и внутренние силы трения. Внешние силы трения возникают в исполнительном устройстве, приводимом в действие механизмом. Внутренние силы трения возникают в кинематических парах. Работа за цикл этих сил также отрицательна. 9. Движущие силы и моменты – это уравновешивающая сила
2.4.1. Аналитический метод силового анализа механизмов
Аналитический метод рассмотрим на примере двух механизмов. Кривошипно-ползунный механизм. Исходными данными являются: 1) кинематическая схема (рис. 2.5, а); Силовой анализ следует начать со структурной группы, состоящей из звеньев 2, 3. Силовое нагружение группы представлено на рис. 2.12, а. Неизвестные силы во вращательных кинематических парах разложим на составляющие по осям координат Для определения шести неизвестных необходимо составить шесть уравнений равновесия. 1. Сумма проекций на ось
Из уравнения (2.63) определяется сила
2. Сумма моментов всех сил, действующих на звено 2 и взятых относительно точки Здесь координаты точек 3. Сумма проекций на ось
Отсюда определяется сила 4. Сумма моментов сил, действующих на звено 3, взятых относительно точки 5. Сумма проекций всех сил, приложенных к звену 3, на ось
Отсюда определяется сила 6. Сумма проекций на ось
Из этого уравнения определяется сила Два последних уравнения могли быть составлены для звена 2. Тогда они позволили бы определить силы Модуль силы во вращательной кинематической паре, например
а направление силы определяется углом
Для определения силы
Очевидно, что Результаты силового анализа, выполненного по приведенному алгоритму на ЭВМ, позволяют получить силовые характеристики механизма. Примеры таких характеристик показаны на рис. 2.13. Характеристики получены для силы сопротивления
На рис. 2.13, б представлены зависимости уравновешивающего момента
Механизм с гидроцилиндром. Известны кинематическая схема (рис. 2.10, а); массы и моменты инерции звеньев; величина горизонтальной перегрузки Поскольку механизм с гидроцилиндром является неделимой структурной единицей, силовой анализ проводится для всего механизма. Расчет состоит из двух этапов. На первом этапе расчета определяют силы в шарнирах А, В и С, мысленно “замораживая” поршень со штоком в гидроцилиндре в расчетном положении. Таким образом, механизм рассматривается как двухповодковая группа первого вида. На втором этапе, отделив звено 1 от звена 2, определяют остальные неизвестные силы. Схема механизма с “замороженным” гидроцилиндром со всеми действующими на него силами и моментами представлена на рис. 2.14, а. На рисунке не показаны силы инерции и моменты инерции звеньев, которыми можно пренебречь ввиду их малости. Запишем шесть уравнений равновесия, из которых можно определить неизвестные силы, действующие во вращательных парах А, В и С. 1)
2)
Совместное решение уравнений даст значения неизвестных сил Знаки в уравнениях моментов поставлены формально, а моменты сил определяются как в примере кривошипно-ползунного механизма. 3)
откуда определяется сила 4)
откуда определяется сила 5)
отсюда определяется сила 6)
отсюда определяется сила Для определения уравновешивающей силы
б)
Рис. 2.14
Для определения трех неизвестных сил можно составить три уравнения равновесия 1)
2)
3) Сумма всех сил, действующих на звено 2, в проекции на линию
Из трех уравнений определяются соответственно силы Приведенный алгоритм позволяет получить с помощью ЭВМ силовые характеристики механизма с гидроцилиндром. В качестве примера на На рис. 2.15,б показана зависимость уравновешивающей силы
Вопросы для самоконтроля. 1. Каковы задачи силового анализа рычажных механизмов? 2. Что называют уравновешивающей силой и уравновешивающим моментом? 3. В чём заключается метод кинетостатики? 4. Как действуют силы взаимодействия в низших вращательных и поступательных кинематических парах? 5. Что является статически определимой системой плоских рычажных механизмов, содержащих только низшие кинематические пары? 6. Каков порядок проведения силового анализа рычажных механизмов без избыточных связей при отсутствии трения в кинематических парах? 7. Какие исходные данные необходимы для проведения силового анализа рычажных механизмов? 8. Какими силами и моментами представлено внешнее силовое нагружение рычажного механизма? 9. Какие методы используют для силового анализа рычажных механизмов и каковы особенности их использования? 10. Что показывает годограф силы в кинематической паре? 11. Какова особенность проведения силового анализа механизмов с гидроцилиндром?
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! |