КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дивизиональная (дивизионная) структура управления (ДС)
Гораздо более глубокие изменения в организации происходят при использовании дивизиональной организационной структуры. Впервые эта структура была использована корпорацией "Дженерал моторс" в начале 30-х гг., а в 70-е гг. она стала доминирующей в крупном американском бизнесе (Рис.3.5).
Рис 3.5 «Дивизиональная организационная структура». Сущность структуры состоит в выделении как основного структурного элемента аппарата управления не функциональных служб, а полностью автономных в хозяйственном отношении производственных отделений (division), имеющих продуктовую специализацию. На эти отделения возлагается вся ответственность за разработку, производство и сбыт однородной продукции, причем само отделение может иметь линейно-функциональную структуру. Хотя в отделениях и идет дублирование функций, но значительно повышается гибкость управления, способного теперь осуществлять разную политику для различных продуктов и рынков. Ключевую роль в организации стали играть не заместители директора по финансам, кадрам и т.п. (функционалы), а главы отделений (президенты и вице-президенты). Именно дивизиональная структура делает возможным осуществление успешной работы одновременно на нескольких разных рынках (диверсифицированное производство) и создает условия для развития сначала стратегического планирования, а затем и стратегического управления. К середине 70-х гг. 96% из 500 крупнейших компаний США имели дивизиональную структуру управления. Чуть позже появились ее модификации с ориентацией отделений на территорию (например, в налоговой сфере) и потребителя (в частности, в книгоиздательском деле). Структура, опирающаяся на автономные отделения, не имеет ограничений по их количеству. Так корпорация "3М" имеет более 40 отделений и ежегодно открывает новые. "Джонсон и Джонсон" довела их численность с 80 в 70-е гг. до 150 к концу 80-х гг. Главное здесь — финансовые возможности фирмы и избранная стратегия развития. Дивизиональной структурой заканчивается эпоха поиска и находок в области внутреннего устройства организации. Значительная автономность отделений делает реальностью переход на новую систему отношений: отделение выводится из структуры компании и получает статус дочерней фирмы, т.е. происходит переход от дивизиональной структуры к холдингу, где реализуется максимальная децентрализация и управление осуществляется через систему участия. Далее происходит организационное оформление группового бизнеса: концерн, синдикат, картель, консорциум, промышленная или коммерческая группа, финансово-промышленная группа.
Линейная и функциональная структуры большинства экономических субъектов перегружают высшее руководство решением текущих задач, не позволяя в должной степени сосредоточиться на стратегических проблемах организации. Гораздо более глубокие изменения в организации происходят при использовании дивизиональной организационной структуры. Впервые эта структура была использована корпорацией «Дженерал моторс» в начале 30-х годов прошлого века, а в 70-е годы она стала доминирующей в крупном американском бизнесе. Сущность структуры состоит в выделении как основного структурного элемента аппарата управления не функциональных служб, а полностью автономных в хозяйственном отношении производственных отделений (дивизионов), имеющих продуктовую специализацию, т.е. стратегией развития предприятия становится производство множества связанных продуктов и внутренний рост компании. Структура преобразуется во все более децентрализованную, основанную на центрах прибыли по продуктам, регионам и видам деятельности. Стратегическим выбором становятся: · размещение продуктов по видам деятельности; · вход и уход из видов деятельности; · скорость роста. На эти отделения возлагается вся ответственность за разработку, производство и сбыт однородной продукции, причем само отделение может иметь линейно-функциональную структуру. Ключевую роль в организации стали играть не заместители директора по финансам, кадрам и т.п. (функционалы), а главы отделений (президенты и вице-президенты). Именно дивизиональная структура делает возможным осуществление успешной работы одновременно на нескольких разных рынках (диверсифицированное производство) и создает условия для развития сначала стратегического планирования, а затем и стратегического управления. Дивизиональной структурой заканчивается эпоха поиска и находок в области внутреннего устройства организации. Значительная автономность отделений делает реальностью переход на новую систему отношений: отделение выводится из структуры компании и получает статус дочерней фирмы, т.е. происходит переход от дивизиональной структуры к холдингу, где реализуется максимальная децентрализация и управление осуществляется через систему участия. Далее происходит организационное оформление группового бизнеса: концерн, синдикат, картель, консорциум, промышленная или коммерческая группа, финансово-промышленная группа.
· внутри производственных подразделений наблюдается тенденция к «укорачиванию» целей; · из-за роста управленческого аппарата в связи с созданием отделений увеличиваются накладные расходы; · централизованное распределение основных ресурсов в случае их недостатка может привести к развитию организационных конфликтов; · в больших дивизиональных организациях может быть затруднена карьера определенных категорий персонала, а при механистическом подходе человек вообще оказывается потерянным и его ресурс не используется эффективно.
Автором бюрократической модели организации работ считается немецкий экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920), который впервые сформулировал свою идею в начале 1900-х годов. В своей модели он предложил следующие принципы организации работ: 1. Четкое разделение труда, благодаря чему появляются специалисты высокой квалификации. 2. Иерархия уровней управления, подчинение работников одному руководителю. 3. Наличие системы правил и стандартов, регламентирующих выполнение работ.
Иначе говоря, по Веберу, бюрократия это метод управления и руководства, основанный на поручении функций лицам, которые специализируются в их выполнении, на создании правил работ и системы служебной зависимости, в которой работник подчинен только одному начальнику и от него получает указания. В своем современном виде бюрократия развилась вместе с развитием современных промышленных предприятий и государственной администрации, как применение метода рационализации к руководству большими социальными группами. И сейчас многие организации используют различные варианты бюрократических структур. Однако бюрократия имеет не только положительные, но и отрицательные характеристики:
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |