Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы оценки показателей качества

 

При оценке качества используются следующие термины:

1. При количественной статистической оценке:

- градация качества – категория или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями по качеству;

- уровень качества – относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.

2. При выполнении точных технических оценок:

- мера качества – количественная характеристика качества, полученная по совокупности количественной оценки значений показателей качества.

3. При сравнении объектов:

- относительное качество - относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения соответствующих совокупностей значений показателей качества двух или более объектов.

 

 

Состав основных ме­тодов определения фактических показателей качества во многом за­висит от используемых при этом способов и источников получения информации. В настоящее время используются следующие методы оценки показателей качества:

1. объективные методы:

1.1. Экспериментальный метод основан на получении информации о показателях в результате проведения эксперимента (например, в пе­риод опытной эксплуатации). Естественно, что показатели при этом могут измеряться приборами, регистрироваться, рассчитываться, оп­ределяться экспертным или иным способом. Данный метод часто используется в машиностроении.

1.2. Измерительный (инструментальный) метод применяется в тех случаях, когда можно использовать технические средства измерений. Точность и объективность изме­ренных показателей во многом зависят от метрологического обеспе­чения.

1.3. Регистрационный (статистический) метод использует правила прикладной математической статистики и основан на непосредственной регистра­ции значений показателей, обнаружении и подсчете (фиксации и регистрации) различных явлений, событий, объектов, затрат, доку­ментов и т.п. Этим способом могут определяться, например, числен­ность поставщиков, сертификатов, патентов, объемы продаж, отзы­вов, документов, отказов, в штуках, и т.п.

1.4. Расчетный метод заключается в вычислении показателей на основе различного рода данных, теоретических и эмпириче­ских зависимостей, полученных другими методами (измерительным, регистрационным и др.). Применяется часто на стадии проектирования. Этим способом могут определяться показа­тели эффективности, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, патентной защиты и чистоты, финансового состоя­ния предприятия, производительности труда и т.п.

2. субьективные методы:

2.1. Экспертный метод. Основан на мнении экспертов и применяется в тех случаях, когда трудно или практически невозможно использовать более объективный (например, при определении коэф­фициентов весомости показателей, численных значений показате­лей, которые не могут определяться какими-либо другими объектив­ными методами; эстетические свойства, взаимоотношения, приори­теты и т.д.).

2.2. Органолептический метод. Основан на использовании органов чувств при определении показателей. В его рамках применяются спо­собы: визуальный, тактильный, обонятельный, вкусовой и аудиометод. Этот метод используют и изготовители, и потребители. В ряде случаев для повышения разрешающей способности органов чувств используют специальные приспособления и приборы (бинокль, лупу, слуховые аппараты и т.п.).

2.3. Социологический метод. Базируется на сборе, анализе и обобщении мнений фактических или возможных потребителей. Данный метод используется тогда, когда невозможно другими способами определить какие-либо показатели, например удобство пользования, потребности и требования потребителей, из­вестность торговой марки, и т.п.

3. комбинированные методы. В большинстве случаев при определении показателей качества одновременно используют несколько из рассмотренных методов (по­следовательно, параллельно или последовательно-параллельно).

 

Кроме того, классификация методов квалиметрии может проводиться по выбору схемы оценки показателей качества продукции. Здесь различают:

1. Дифференциальный метод, когда проводится сравнение единичных показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца.

2. комплексный метод, основанный на использовании обобщенного показателя качества, выражающего уровень качества одним числом – отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции к обобщенному показателю качества оцениваемого образца. Недостатком этого метода является сложность определения объективного обобщенного показателя качества. Часто в квалиметрии используют субъективный способ построения комплексных показателей по принципу среднего на базе следующих величин:

2.1. среднее арифметическое

 

2.2. среднее геометрическое взвешенное

 

 

2.3. среднее квадратическое взвешенное

 

 

2.4. среднее гармоническое взвешенное

 

где Р i - единичные показатели качества,

п – число единичных показателей качества,

qi – весовые коэффициенты показателей качества

 

3. Смешанный метод применяется для оценки продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, когда дифференциальный метод не даёт однозначного ответа, а использование комплексного метода не позволяет учесть все значимые свойства продукции. Смешанный метод включает этапы:

3.1. Объединение единичных показателей качества в группы, наиболее значимые показатели при этом рассматриваются отдельно.

3.2. Определение групповых комплексных показателей качества.

3.3. Сравнение значимых единичных и вычисленных комплексных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели качества систем менеджмента качеством | Контроль качества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.