КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая эффективность управления качеством продукции
Экономическая эффективность управления качеством (ЭЭУК) (по аналогии с классическим подходом к понятию «эффективность») – это характеристика получаемых эффектов за счет управления качеством в сравнении с затратами, необходимыми для получения экономических результатов. Рассмотрение вариантов повышения и обеспечения качества с позиций их экономической эффективности позволяет решать важнейшие для фирмы задачи, определяющие ее будущее. Каким должен быть уровень качества, с которым фирме наиболее выгодно выходить на рынок? Иными словами, к какому качеству следует стремиться? Современные специалисты в области качества не понимают, почему нужно было стремиться к высшему качеству и проводить соответствующую аттестацию. Сам термин «высшее качество» является неопределенным и поэтому не может быть критерием «настройки системы управления качеством». При работе фирм в условиях конкуренции особое значение имеет определение наиболее целесообразного уровня качества продукта. Принято называть такое качество «нужным качеством». Раскроем содержание этого понятия. Возможны два подхода к его определению: а) когда первичными являются экономические интересы фирмы; б) когда за основу берутся экономические интересы клиента. Первый подход свойственен фирмам, стоящим на сбытовых позициях. Второй подход применяют фирмы, исповедующие концепции производственно-коммерческой деятельности. Анализируя характер зависимости прибыльности фирмы от таких показателей, как уровень качества и цена продукта можно сделать следующие выводы: а) прибыль падает при малых уровнях качества, так как при этом снижается спрос на продукт, доля рынка и, следовательно, оборот; б) прибыль падает и при излишне высоких уровнях качества, поскольку при этом возрастающая полезность продукта не в состоянии компенсировать резко возрастающую себестоимость, т.е. затраты фирмы; в) прибыль падает также при слишком низких ценах, так как даже возрастающая при этом доля фирмы на рынке не в состоянии привести к адекватному росту оборота в денежном выражении. г) слишком высокие цены также ведут к снижению данного оборота в результате значительного сокращения доли фирмы на рынке. Общий вывод из приведенного анализа: фирма не всегда будет получать прибыль от увеличения производства. На какой-то стадии расширения производства фирма может вообще не получать прибыли или даже нести убытки. Выход один: в условиях жесткой конкуренции, когда происходит борьба за потребителя, фирма должна постоянно совершенствовать свой товар. То есть, расширяя производство усовершенствованных, конкурентоспособных товаров, фирма может получить более высокую прибыль. В данном случае, фирма столкнулась с проблемой взаимосвязи экономической эффективности конкурентоспособности продукции (особенно новой). Рассмотрим эту проблему более подробно. Оценка эффективности и конкурентоспособности товара требует: - комплексного изучения требований рынка, прежде всего на основе анализа динамики качества реализуемых на нем изделий ((предлагаемых услуг); - выработки основных направлений создания и изготовления продукции, пользующейся спросом на рынке; - оценки перспектив продажи конкретных изделий и формирования структуры экспорта; - установления цен на продукцию, предназначенную для продажи; - подготовки рекламы продукции, предлагаемой потребителю. Методы расчета экономической эффективности можно классифицировать по четырем направлениям. Первое направление включает в себя применение новых технологических процессов, механизации и автоматизации производства, новых способов организации производства и труда, усовершенствованной технологии, обеспечивающих повышение качества продукции при одновременной экономии производственных ресурсов при выпуске одной и той же продукции. В этом случае расчет годового экономического эффекта производится по формуле: Э = (З1 – З2) х В2,
где Э – годовой экономический эффект, ден. ед.; З1 и З2 – приведенные затраты единицы продукции (работы), производимой с помощью базовой (1) и новой (2) техники, ден. ед.; В2 – годовой объем производства продукции (работы) с помощью новой техники в расчетном году, нат. ед. Второе направление проводимых организационно-технических мероприятий включает в себя производство и использование новых средств труда долговременного применения (машины, оборудование) с улучшенными качественными характеристиками (производительность, долговечность, издержки эксплуатации и т.д.) Третье направление включает в себя производство и использование новых или усовершенствованных предметов труда, к которым относятся такие материальные ресурсы, как материалы, сырье, топливо, а также средства труда со сроком службы менее одного года. Четвертое направление проводимых организационных мероприятий включает в себя производство и использование новой техники, не имеющей аналога, а также новой продукции и продукции повышенного качества (с более высокой ценой) для удовлетворения нужд населения или этой продукции, разработанной на основе НИР и ОКР. Один из методов комплексной оценки уровня конкурентоспособности основан на сопоставлении интегральных показателей качества оцениваемой и базовой продукции. С их помощью можно вычислить уровень (коэффициент) конкурентоспособности (К).
К = И / Иб = ПЗб / ПбЗ,
где И, Иб – интегральный показатель качества соответственно оцениваемого и базового образцов за срок службы; П, Пб – суммарный полезный эффект от эксплуатации соответственно оцениваемого и базового образцов; З, Зб – полные затраты на приобретение и эксплуатацию соответственно оцениваемого и базового образцов. Существуют и другие методики определения конкурентоспособности, как важного показателя эффективности затрат на качество. В частности, такую методику предлагает М.Г.Миронов, автор книга «Управление качеством». Так, конкурентоспособность он определяет отдельно по уровню качества и экономическим показателям, потому что качественные и экономические показатели не всегда равноценны. То есть при определении коэффициента конкурентоспособности необходимо учесть весомость каждого показателя, входящего в общий набор показателей для определения конкурентоспособности товаров. А потом с учетом коэффициентов весомости каждого из показателей, устанавливаемых экспертным методом, определить интегральный показатель конкурентоспособности Ку = Уп / Уб,
где Ку – коэффициент конкурентоспособности оцениваемого товара по уровню качества; Уп, Уб – уровень оцениваемого товара и базового образца;
Кэ = (Сб – Дб) / (Сп – Дп),
где Кэ – коэффициент конкурентоспособности оцениваемого товара по экономическим показателям; Сп, Сб – расходы, связанные с приобретением (цена, транспортные расходы, таможенная пошлина и т.д.) и эксплуатацией (ремонт, профилактика и т.д.) оцениваемого товара и базового образца; Дп, Дб – сумма бесплатных услуг, связанных с приобретением (запчасти, транспортировка товаров и т.д.) и эксплуатацией (ремонт, обслуживание, моральный ущерб и т.д.) оцениваемого товара и базового образца. Интегральный показатель конкурентоспособности с учетом их коэффициентов весомости mу и m э определяется по формуле:
К = Ку х mу+ Кэ х mэ
Если К > 1, то товар конкурентоспособен и затраты на качество оправданы и окупяться. Таким образом, для определенного уровня качества существует оптимальная с точки зрения прибыльности конкретного бизнеса цена купли-продажи. Чтобы уяснить смысл этого понятия, рассмотрим метод оптимизации цены с учетом расходов в сфере реализации, в том числе с учетом затрат на качество. Это метод основан на использовании функции эластичности спроса и оценке затрат. Суть его в том, что оптимальной цене купли-продажи в торговле (Цопт) соответствует следующая зависимость.
∆П(Ц): ∆Ц = 0 (11.1)
Дело в том, что каждый предприниматель стремится максимизировать свою прибыль (П → max). Прибыль можно записать как функцию от цены П(Ц). Максимальная прибыль будет достигаться при оптимальной цене. Условие, выраженное в формуле 11.1., и позволяет найти оптимальную цену. Прибыль также можно записать как разность между (М) объемом производства (если все производимые товары поступают на рынок) или оборотом торговли и суммарными затратами (∑З):
П = М – ∑З. (11.2)
Кроме эффекта, связанного с улучшением условий реализации продукта на рынке, существует целый ряд основных источников получения предприятиями прямого экономического эффекта от управления качеством. Рассмотрим, как применительно к данным составляющим можно рассчитать годовые эффекты от управления качеством. При этом прогресс в области качества будем связывать с внедрением новой системы управления качеством. Улучшение качества приводит к следующим данным эффектам.
1. Годовой эффект от сокращения внутрифирменных отклонений: (δ1 – δ2)Y Эбр = ──────, (11.3)
где: Y – объем производства продукта в оцениваемом периоде; δ1, δ2 – удельный вес потерь от внутрифирменных дефектов в базовом и оцениваемом периоде (до внедрения системы качества и с ней). 2. Годовой эффект от сокращения потерь от рекламаций: Эр = (λ1 – λ2)/ Y, (11.4)
где: λ1, λ2 – удельный вес потерь от рекламаций в базовом и оцениваемом году. 3. Годовой эффект от сокращения непроизводительных потерь, не входящих в плановую стоимость себестоимость продукта:
n m ∆Пнп = ∑ ∑ ∆Сij, (11.5) i=1 j=1
где: ∆Cij = ∆Cij1 – ∆Cij2 – снижение j – х непроизводительных потерь i – го вида продукта в оцениваемом периоде по сравнению с базовым периодом в результате внедрения системы качества; n – число видов продукта, по которым были допущены непроизводительные потери; m – число видов непроизводительных потерь.
4. Годовой эффект от снижения расходов на подготовку и освоение производства: n ∆Cосв = ∑ (Сiосв2λ – Ciосв ф2), (11.6) i=1
где: Ciосв2 – плановые расходы на подготовку и освоение производства I – го продукта в оцениваемом периоде (с системой качества СК); Ciосвф2 – фактические расходы на подготовку и освоение производства i – го в оцениваемом периоде;
Ciосв ф1 λ = ────── — коэффициент; Ciосв1
где: Ciосвф1 – фактические расходы на подготовку и освоение производства i – го продукта в базовом периоде (до внедрения системы качества); Ciосв1 – плановые расходы на подготовку и освоение производства I – го продукта в базовом периоде.
5. Годовой эффект от снижения материальных затрат на производство продукта: n q Эм = ∑ ∑ ∆Сiq, (11.8) i=1 q=1
где: ∆Сiq = ∆Сiq1 – ∆Сiq2 – снижение затрат q – го материала (топлива, материала, комплектующих и т.п.) на производство годового объема продукта i – го вида в оцениваемом периоде по сравнению с базовым периодом; ∆Сiq1, ∆Сiq2 – соответственно затраты q – го материала на производство годового объема продукта i – го вида в базовом и оцениваемом периодах; n – количество видов продукта, производимого в оцениваемом периоде; q – число видов материалов (ресурсов), использованных на производства продукта в оцениваемом периоде; показатель Ciq1 = Мiq1 х Цiq; (11.9)
где: Мiq1 – фактические затраты q – х материалов на производство годового объема продукта i – го вида в натуральном выражении; Цiq – цена единицы q – го материального ресурса.
6. Годовой эффект снижения трудовых затрат на производство продукта: n t Эt = ∑ ∑ ∆Cit (11.10) i=1 t=1
где: ∆Cit1 – ∆Сit2 – снижение трудозатрат по t – му виду работ на производство годового объема продукта i – го вида в оцениваемом периоде по сравнению с базовым; Cit1, Cit2 – трудозатраты по t – му виду работ на производство годового объема продукта i – го вида в базовом и оцениваемом периодах; n – число видов продукта, производимого в оцениваемом периоде; t – число видов работ в оцениваемом периоде;
Cit1 = (∑Зitp х Цitp) Y, (11.11)
где: Зitp – трудозатраты по t – му виду работ на p – ой технологической операции на производство единицы i – го продукта (нормо-час); Ц – часовая тарифная ставка за выполнение p – ой технологической операции при производстве i – го продукта; Y – годовой объем производства i – го продукта в оцениваемом периоде, в натуральном выражении.
7. Годовой эффект от сокращения накладных расходов (условно-постоянных) за счет увеличения объемов производства продукта при повышении надежности оборудования:
Эу = Су(Y2 – Y1) (11.12)
где: Су – условно-постоянные расходы на единицу изготавливаемого продукта в базовом периоде (до повышения надежности оборудования от внедрения систем качества); Y1 и Y2 – годовой объем производства продукта в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении.
8. Годовой эффект от увеличения прибыли за счет роста объемов производства продукта при повышении надежности оборудования: ∆P = P(Y2 – Y1), (11.13)
где: P – прибыль на единицу в оцениваемом периоде времени.
9. Годовой прирост прибыли, полученный за счет экономии денежных средств, предназначенных для платежей за производственные фонды предприятия: Y1 ∆Pф = (Ф1─── – Ф2) Ен.п.ф. (11.14) Y2
где: Y1 и Y2 – годовой выпуск продукта в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении; Ф1 и Ф2 – среднегодовые производственные 0основные и оборотные) фонды предприятия в базовом и оцениваемом периодах; Ен.п.ф. – нормативный коэффициент платы за производственные фонды предприятия (Ен.п.ф. = 0,06).
В итоге суммарный годовой экономический эффект предприятия от управления качеством определяется так:
Э∑ = Эбр + Эр + ∆Пн.п + ∆Сосв + эм + Эу + ∆ P + ∆Pф (11.16)
Основными показателями экономической эффективности затрат на разработку и внедрение системы управления качеством являются6 · коэффициент экономической эффективности – Еэ; · срок окупаемости затрат – Ток.
Коэффициент экономической эффективности определяется по формуле:
Э∑ Еэ = ───, (11.17) Кн
где: Кн – предпроизводственные единовременные затраты на разработку и внедрение системы управления качеством.
Коэффициент экономической эффективности затрат на разработку и внедрение системы управления качеством показывает, какая доля суммарного годового экономического эффекта предприятия от ее внедрения и функционирования приходится на единицу указанных затрат. Если Еэ > Ен, где Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, то система управления качеством считается достаточно эффективной. При этом срок окупаемости затрат на разработку и внедрение системы управления качеством определяется:
Кн Ток = ───, (11.18) Э∑
В состав предпризводственных единовременных затрат на разработку и внедрение системы управления качеством входят: · расходы на научные разработки по создаваемой системе; · расходы на создание проекта системы; · расходы на привязку типовых проектных решений по системе управления качеством и конкретному объекту управления; · расходы на опытную эксплуатацию системы; · расходы на опытную эксплуатацию системы; · расходы на разработку и внедрение стандартов, инструкций и других руководящих документов по системе управления качеством; · расходу на подготовку и переподготовку кадров; Обязательным условием при определении эффективности является сопоставимость всех показателей во времени. (Добавить: Маренков.гл.9)
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |