Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программно-целевое регулирование как инструмент государственного воздействия на решение проблем качества

 

Практика по управлению качеством показывает, что государство успешно формирует правовую, техническую, организационную и информационную инфраструктуру в области управления качеством, организуя при этом деятельность по стандартизации, сертификации, метрологии, контролю и надзору над качеством продукции, процессов и различных видов деятельности.

Поскольку все сложные задачи необходимо решать комплексно, постольку и проблемы качества должны решаться на основе планов, программ и других руководящих документов, в которых точно определены задачи, цели, стратегия т тактика, ответственные за выполнение задач, сроки и т.д.

Именно этим требованиям отвечает программно-целевое регулирование качества продукции и услуг.

В связи с этим целевую комплексную программу в области качества (ЦКПК) определяют как намечаемый к планомерному осуществлению комплекс взаимосвязанных мероприятий по организации научно-исследовательской, производственной, экономической, управленческой деятельности по распределению ресурсов, направленных на достижение поставленной цели.

ЦКПК представляет собой документ, позволяющий интегрировать различные виды деятельности, направленные на достижение поставленных целей.

Задания и мероприятия, входящие в состав программы, должны быть увязаны по ресурсам, исполнителя и срокам осуществления. В соответствии с этим можно выделить такие требования, предъявляемые к ЦКПК, как: целенаправленность; комплексность; четкая ограниченность во времени, оптимальность, преемственность.

В современных условиях, таким образом, программно-целевой подход можно рассматривать как способ достижения целей политики в области качества различных уровней управления путем рациональной организации и осуществления процесса планирования, а также мониторинга реализации плановых заданий.

Основой ЦКПК в России является «Концепция национальной политики в области качества продукции и услуг».

План работ по реализации Концепции, разработанный группой ученых-разработчиков этого документа, включает:

- систему организационных мероприятий, направленных на внедрение на предприятиях страны эффективных систем качества;

- создание координационного совета при Правительстве РФ, деятельность которого должна быть направлена, с одной стороны, на организацию реализации Концепции в целом, а с другой – на работу с администрациями регионов по поддержке и реализации Концепции в субъектах федерации;

- пропаганду идей качества;

- учреждение наград и званий за работы, связанные с повышением качества;

- учреждение системы региональных и отраслевых конкурсов в области качества, конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества, программы-конкурса «100 лучших товаров России» и др.;

- создание и внедрение эффективных систем качества и программных методов управления качеством;

- разработка программы мер по обучению вопросам качества. Для это предполагается:

* формирование системы непрерывного обучения кадров в области качества;

* разработка программ обучения по качеству для всех образовательных уровней (школьный, профессионально-технический, высший, дополнительный);

* поэтапное введение с 2002 года указанных программ с использованием различных форм реализации (специальности и специализации, специальные курсы и др.).

*совершенствование профессионально-технической подготовки, обеспечивающей потребности народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих кадрах;

* подготовка специальной учебной и научно-технической литературы по вопросам управления качеством для различных категорий обучаемых.

- разработка проектов законодательных актов, направленных на защиту рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции; федеральных целевых программ «Стандартизация и метрология», «Эталоны России», «Время России», программы по развитию информационных технологий;

- разработка раздела плана «Учет фактора качества продукции и услуг при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики» В рамках этого раздела планируется подготовка проекта постановления Правительства «О мерах государственной поддержки предприятий и организаций в приоритетных отраслях и секторах экономики с целью повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг», а также для включения предприятий и организаций в федеральные целевые программы с целью повышения качества производимой продукции и оказываемых услуг.

Разновидностью ЦКПК являются региональные программы «Качество», методические рекомендации, для реализации которых были разработаны в 1998 году совместным решением президиума Академии проблем качества и ученого совета Академии стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России. Содержание программы представлено в табл. 12.3.

 

Таблица 12.3.

Содержание разделов региональной программы «Качество»

Раздел Краткая характеристика содержания раздела
1. Политика региона в области качества Основные направления и цели организации работы по качеству в регионе.
2. Повышение уровня качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции Достижения и перспективы роста показателей качества предприятий региона (в том числе предприятий малого бизнеса)
3. Улучшение качества услуг Достижения и перспективы улучшения качества услуг в сферах бытового и коммунального обслуживания, транспорта, связи, хранения, обращения и реализации товаров.
4. Мероприятия, обеспечивающие достижение заданий программы Наиболее важные мероприятия, планируемые предприятиями и органами управления регионов: а) инженерно-технические мероприятия; б) мероприятия по внедрению систем качества; в) организационные мероприятия; г) организационные мероприятия; г) учебно-пропагандистские мероприятия; д) мероприятия по информационному обеспечению; е) мероприятия по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса в деле повышения качества продукции (услуг), содействие во внедрении новых технологий  

Содержание первого раздела рассмотрено нами в предыдущем вопросе. Второй и третий разделы в соответствии с рекомендациями должны основываться на предложениях предприятий и организаций региона. Их примерные формы представлены в табл. 12. 4 и 12.5.

 

Таблица 12.4

Задания по повышению технического уровня и конкурентоспособности продукции

№ п/п Наимено- вание продук-ции,марка Предприятие-изготовитель   Наименование современного (перспективного) мирового образца Срок реали- зации и программы Размер фина- нсирования Источник финанси-рования
             
             

Таблица 12.5

Задания по улучшению качества услуг

№ п/п Наименование услуги Предприятие, организация Срок освоения, совершенство- вания Размер финансирова- ния Источник финансирова- вания
           
           

Четвертый раздел включает наиболее значимые мероприятия, которые обеспечивают достижение заданий программы.

Так, инженерно-технические мероприятия, входящие в данный раздел, согласно рекомендациям могут включать мероприятия:

- по обновлению организационно-технической базы производства, освоению высоких технологий, развитию торговой сети и сервисного обслуживания продукции;

- по развитию инфраструктуры, нормативному обеспечению программы «Качество»;

- по сертификации продукции (услуг) на соответствие обязательным требованиям стандартов по безопасности и экологичности, созданию и аккредитации органов по сертификации;

- по оснащению метрологических служб и органов контроля качества современным оборудованием;

- по содействию в совершенствовании материально базы переработки, хранении и реализации продуктов питания.

Подраздел, связанный с внедрением систем качества, может включать меры:

- направленные на создание региональных систем качества;

- на содействие внедрению на предприятиях и в организациях региона систем качества на базе стандартов ИСО серии 9 000 (табл. 12.6)

 

Таблица 12.6

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные положения государственной политики в области качества в России | Всеобуч по качеству
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.