КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы организации труда по повышению качества продукции: кружки, группы и бригады повышения качества
Современная культура организации способствует повышению инициативы работников в области улучшения качества. Наиболее эффективный и массовый метод активизации человеческого фактора – кружки качества, появившиеся в 1962 году в Японии получившие широкое распространение в мире (более чем 50 странах). Кружки качества призваны решать одновременно следующие задачи: - массовое обучение работников предприятия конкретным методам и приемам повышения качества продукции; - использование творческих способностей людей для решения проблем производства; - содействие совершенствованию и развитию предприятий; - создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке; - всестороннее развитие способностей работников и ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы и т.д. Зарубежный опыт показывает, что для успешной работы кружков качества необходима система обеспечивающихмероприятий, включающая: - поддержку первого руководителя; - инженерное обеспечение – создание производственных условий; - помощь в выборе тематики, обучение приемам работы, творческий поиск решений; - активную работу «штабов кружков качества», координационных советов по всем уровням управления на фирме; - систему сбора, рассмотрения и внедрения предложений кружков, контроль над этим процессом со стороны администрации; - систему обмена передовым опытом как внутри предприятия, так и в региональном, отраслевом и общенациональном масштабе; - систему поощрений (материальных и моральных) – призы лучшим кружкам, поощрительные поездки и т.д. Международная производственная практика показывает, что надо стремиться к неформальному объединению людей с психологической совместимостью, с учетом возраста, интересов, квалификации. Наилучшие результаты достигаются тогда, когда в кружок качества входит от 5 до 15 человек, работающих на одном производственном участке и связанных одним технологическим циклом. Если в кружке слишком мало (менее 5 человек) или слишком много (более 15 человек) – работа менее эффективна. Для управления кружком из числа его участников избирается руководитель. Это преимущественно неформальный лидер, хотя и не исключен вариант, когда руководителем кружка становится старший по производственным обязанностям (бригадир или мастер). Кроме того, должен быть назначен куратор кружка от администрации, который поддерживает и организационно обеспечивает его работу, помогает руководителю в управлении и сборе необходимой информации, подготовке предложений и отчетов. Процесс обучения имеет особое значение для успешной деятельности кружков качества. Отдача от этих творческих объединений может быть получена не сразу после их создания. Объективно требуется совершенно определенный и довольно продолжительный (не менее трех месяцев) период «акклиматизации», «вживания в образ», прежде чем заработает творческая лаборатория единомышленников-энтузиастов. Наличие кружков качества на всех уровнях управления и во всех подразделениях предприятия создает условия саморегулирования процесса их работы, наличия «обратной связи» и контроля исполнения. В целом, кружок качества – это небольшая группа работников (от 6 до 12 человек), которые встречаются на добровольной, регулярной основе для решения проблем, связанных с условиями работы. В большинстве случаев начальник подразделения не является руководителем группы. Кружок качества может работать на постоянной основе или распускаться после окончательного решения проблемы. Члены кружка уполномочены определить проблему, требующую решения, выбрать своего председателя, составить график проведения заседаний и получить разрешение руководства на выполнение работы. Они занимаются сбором необходимых данных, анализом проблемы, оценкой вариантов, дают руководству рекомендации по решению проблемы и внедряют их с одобрения руководства, если это входит в сферу их компетенции. Для кружков качества характерны следующие особенности: - заседания кружков проводятся регулярно; - кружки основаны на принципах добровольного участия; - проблемы, решаемые кружками, связаны с трудовой деятельностью на данном участке; - проблемы выявляются, исследуются и решаются силами членов кружков, после чего ими же проводится оценка полученных результатов; - кружок распускается после данной проблемы. В Японии движение по организации кружков качества было движение снизу вверх. Оно началось с мастеров и рядовых работников, а не с руководства высшего звена. Это означало медленный рост, но полную поддержку со стороны работников, что явилось одной из причин успеха этого движения. Полный цикл работы группы, кружков, бригад качества включает следующие этапы: 1. Начало цикла: рекомендуемые потенциальные проблемы и темы. В этой работе могут принять участие: высшее руководство фирмы; кураторы кружков; профсоюзы; другие подразделения фирмы; рабочие другой смены; другие кружки предприятия; работники, не состоящие в кружках; координаторы штабов кружков; штат технической поддержки; консультанты, эксперты. 2. Выбор проблемы. 3. Анализ проблемы. 4. Рекомендуемые решение проблемы. 5. Рассмотрение и оценка проблем и их решений. 6. Рассмотрение и оценка решений, выходящих за рамки возможностей кружка. 6. Одобрение принятого решения. 7. Реализация решения. 8.Контроль за реализацией решения. 9. Завершающая стадия: усовершенствование решения или переход к другой системе. Всю эту работу осуществляют, как правило, координаторы штабов кружков. Они, как правило, выбираются для согласования программы по внедрению кружков качества с руководством организации. Они должны: 1. Руководить всей программой по внедрению кружков. 2. Готовить материалы, разъясняющие руководству и работникам преимущества кружков качества. 3. Разрабатывать и реализовать программы подготовки сотрудников в кружках качества. 4. Заинтересовывать работников идеей создания кружков качества. 5. Помогать членам кружков качества в решении проблем. 6. Организовывать при необходимости консультативную помощь кружкам качества. 7. Организовывать специальные курсы обучения для руководителей кружков качества. 8. Проводить первые заседания кружков качества (пока выбранный руководитель не освоится со свои положением). 9. Вовлекать профсоюзы в работу кружков качества.
10. Осуществлять подготовку руководителя кружка качества. Она включает следующие вопросы: - деятельность кружка качества; - организационная структура кружка качества; - обучение поведению в рамках небольшой группы; - методы коллективного управления; - межличностные отношения. Руководитель кружка отвечает за: - стимулирование участия в деятельности кружка качества; - организацию и подготовку повесток для будущих заседаний; - оказание помощи координатору в подготовке кружка качества; - проведение заседаний кружка в качестве председателя; - подготовку документации, относящейся к заседаниям и деятельности кружка качества. Порядок проведения заседаний кружка качества. Продолжительность заседания кружка качества не должна превышать одного часа. Первые семь-восемь заседаний представляют собой учебные занятия со следующей примерной тематикой: 1. Ознакомление с деятельностью кружков качества; 2. «Мозговой штурм». 3. Гистограммы, графики, контрольные карты и листы. 4. Представление результатов работы кружка руководству. Далее в повестках дня заседаний следует уделять особо внимание новым концепциям и анализу проблем: - методы сбора, анализа и предоставления данных (диаграммы рассеивания, планирования экспериментов, расслоение выборки); - средства регулирования технологических процессов (контрольные карты и выборочный контроль); - групповой анализ реальных ситуаций, карты мнений. Таким образом, постепенно будут рассмотрены все методы решения проблем, и дальнейшие заседания будут посвящены их анализу и решению. После завершения работы над конкретной проблемой результаты предоставляются руководству высшего звена. В представлении необходимо дать ответы на следующие вопросы: 1. В чем заключалась проблема? 2. С помощью каких методов проводился анализ проблемы? 3. В чем заключалось решение проблемы? 4. Насколько эффективным можно считать данное решение? 5. Какую экономию оно дает? Руководству необходимо отмечать регулярно наиболее отличившиеся кружки. Кружки качества могут дополнять деятельность группы по улучшению работы, созданной в подразделении. Например, если на собрании группы поднимается вопрос узкого характера, не затрагивающий деятельности всего подразделения, то такой вопрос могут вызваться решать на добровольной основе члены кружка качества. Преимущества кружков качества: - членами кружков становятся те работники, которые сами хотят заниматься этой деятельностью, в результате их не надо дополнительно стимулировать; - обучение расширяет кругозор членов кружка; - работники рассматривают проблемы, в решении которых они лично заинтересованы; - члены кружка качества заинтересованы в проведении своих решений в жизнь; - программа деятельности кружка качества помогает преодолеть сопротивление реформам. Чтобы добиться эффективного выполнения задач кружков качества необходимо, по мнению основателя и теоретика управления качеством в Японии Исикавы Каору, выполнять неукоснительно следующие принципы их организации и работы. Это принципы: - добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху. - саморазвития. Члены кружка должны проявлять желание учиться. - группой деятельности. Правильно организованная работа в группе позволяет добиться от каждого ее участника таких результатов, которые они не в состоянии показывать при индивидуальной работе; - применения статистических методов управления; - взаимосвязи с рабочим местом; - деловой активности и непрерывности функционирования; - взаимного развития; - поддержания атмосферы новаторства и творческого поиска; - всеобщего участия в конечном итоге; - осознания важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области. Вместе с тем работе кружков качества присущи следующие недостатки: - в решении проблем не участвуют все работник подразделения; - работники подразделений, которые не являются членами кружков качества, могут с недоверием относиться к принятию его предложений. Основные идеалы, воплощенные в деятельности кружков, групп, бригад качества, можно кратко охарактеризовать так. Кружок качества – это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджеров и рабочих. Назовем основные требования к руководителям-менеджерам процесса управления качества. Это выполнение ими следующих правил: - главное в работе, прежде всего качество, а не кратковременная прибыль; - главный в экономике человек-потребитель, т.е. нужно стоять на точке зрения конечного пользователя продукции; - следующий этап производственного процесса –потребитель твоей продукции; - информационное обеспечение и применение статистических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим занятием; - следует повышать роль персонала в системе менеджмента качества – вовлекать всех без исключения работников в процесс управления качеством.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |