Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы змерения показателей качества

Принятие управленческих решений при планирова­нии повышения качества продукции, стандартизации и сертификации требует количественной оценки качества. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования всего механизма управления качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла продук­ции.

При оценке качества используются следующие тер­мины.

1. При количественной статистической оценке:

• градация качества — категория или разряд, присво­енные объектам одинакового функционального на­значения, но с различными требованиями к каче­ству;

• уровень качества — относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения сово­купности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значе­ний этих показателей.

2. При выполнении точных технических оценок:

мера качества.

3. При сравнении объектов:

▪ относительное качество.

Теоретические и прикладные проблемы оценки каче­ства объектов (изделий, услуг, процессов, систем) изуча­ются наукой, называемой квалиметрией. Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:

• разработку методов определения численных значе­ний показателей качества продукции, сбора и обра­ботки данных для установления требований к точ­ности показателей;

• разработку единых методов измерения и оценки по­казателей качества;

• разработку единичных, комплексных и интеграль­ных показателей качества продукции.

К методам квалиметрии относятся:

1) инструментальный (измерительный);

2) расчетный;

3) статистический (регистрационный);

4) органолептический;

5) экспертный;

6) социологический;

7) комбинированный.

Инструментальный метод основан на использова­нии технических средств измерений; с его помощью оп­ределяются, например, габариты, скорость движения, напряжение.

Расчетный метод заключается в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами; применяется на стадии проектирования про­дукции; служит для определения, например, производи­тельности, прочности и т. д.

Статистический метод использует правила при­кладной математической статистики и основан на под-

счете числа событий и объектов или затрат; им опреде­ляются, например, патентно-правовые показатели.

Органолептический метод основан на анализе вос­приятия продукции органами чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) без применения техниче­ских измерительных средств; показатели качества при этом выражаются в баллах.

Экспертный метод учитывает мнение группы спе­циалистов-экспертов.

Социологический метод основан на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции; сбор информа­ции проводится путем устных или письменных опросов.

С точки зрения количества отражаемых свойств, по­казатели качества могут быть единичными (относящи­мися к одному свойству) или комплексными (относящи­мися к нескольким свойствам одновременно).

Ответ на вопрос о качестве продукции может быть получен при сравнении значений показателей качества двух или более видов продукции. Для оценки уровня качества продукции существует три метода:

• дифференциальный;

• комплексный;

• смешанный.

Дифференциальный метод подразумевает сравнение единичных показателей качества оцениваемой продук­ции с показателями качества базового образца:

Q

Комплексный метод основан на использовании обоб­щенного показателя качества, выражающего уровень ка­чества одним числом — отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции к обобщен­ному показателю качества базового образца:

Недостатком этого метода является сложность опре­деления объективного обобщенного показателя качества.

Комплексные показатели могут быть связаны с еди­ничными показателями некоторой функциональной за­висимостью, однако это не всегда возможно. Поэтому в квалиметрии применяют субъективный способ постро­ения комплексных показателей качества по принципу среднего, используя следующие величины:

среднее арифметическое – ;

среднее геометрическое взвешенное – ;

среднее квадратическое взвешенное – ;

среднее гармоническое взвешенное – .

где Qi— единичные показатели качества, п — число еди­ничных показателей качества, q, — весовые коэффици­енты показателей качества.

Смешанный метод применяется для оценки про­дукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, когда дифференциальный метод не дает од­нозначного ответа, а использование комплексного мето­да не позволяет учесть все значимые свойства продук­ции. Оценка качества смешанным методом включает три этапа.

1. Объединение единичных показателей качества в группы. Наиболее значимые показатели качества рассматривают отдельно, не включая в группы.

2. Определение групповых комплексных показателей качества.

3. Сравнение значимых единичных и вычисленных комплексных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показате­лями.

При сравнении применяются шкалы порядка и шка­лы отношений:

• в первом случае результатом оценки качества явля­ется ранжированный ряд сравниваемых величин

▪ во втором происходит сравнение величины с эталоном по принципу

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды показателей качества | Контроль качества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.