КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы змерения показателей качества
Принятие управленческих решений при планировании повышения качества продукции, стандартизации и сертификации требует количественной оценки качества. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования всего механизма управления качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции. При оценке качества используются следующие термины. 1. При количественной статистической оценке: • градация качества — категория или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству; • уровень качества — относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей. 2. При выполнении точных технических оценок: • мера качества. 3. При сравнении объектов: ▪ относительное качество. Теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем) изучаются наукой, называемой квалиметрией. Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи: • разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей; • разработку единых методов измерения и оценки показателей качества; • разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции. К методам квалиметрии относятся: 1) инструментальный (измерительный); 2) расчетный; 3) статистический (регистрационный); 4) органолептический; 5) экспертный; 6) социологический; 7) комбинированный. Инструментальный метод основан на использовании технических средств измерений; с его помощью определяются, например, габариты, скорость движения, напряжение. Расчетный метод заключается в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами; применяется на стадии проектирования продукции; служит для определения, например, производительности, прочности и т. д. Статистический метод использует правила прикладной математической статистики и основан на под- счете числа событий и объектов или затрат; им определяются, например, патентно-правовые показатели. Органолептический метод основан на анализе восприятия продукции органами чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) без применения технических измерительных средств; показатели качества при этом выражаются в баллах. Экспертный метод учитывает мнение группы специалистов-экспертов. Социологический метод основан на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции; сбор информации проводится путем устных или письменных опросов. С точки зрения количества отражаемых свойств, показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному свойству) или комплексными (относящимися к нескольким свойствам одновременно). Ответ на вопрос о качестве продукции может быть получен при сравнении значений показателей качества двух или более видов продукции. Для оценки уровня качества продукции существует три метода: • дифференциальный; • комплексный; • смешанный. Дифференциальный метод подразумевает сравнение единичных показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца: Q Комплексный метод основан на использовании обобщенного показателя качества, выражающего уровень качества одним числом — отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции к обобщенному показателю качества базового образца: Недостатком этого метода является сложность определения объективного обобщенного показателя качества. Комплексные показатели могут быть связаны с единичными показателями некоторой функциональной зависимостью, однако это не всегда возможно. Поэтому в квалиметрии применяют субъективный способ построения комплексных показателей качества по принципу среднего, используя следующие величины: среднее арифметическое – ; среднее геометрическое взвешенное – ; среднее квадратическое взвешенное – ; среднее гармоническое взвешенное – . где Qi— единичные показатели качества, п — число единичных показателей качества, q, — весовые коэффициенты показателей качества. Смешанный метод применяется для оценки продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, когда дифференциальный метод не дает однозначного ответа, а использование комплексного метода не позволяет учесть все значимые свойства продукции. Оценка качества смешанным методом включает три этапа. 1. Объединение единичных показателей качества в группы. Наиболее значимые показатели качества рассматривают отдельно, не включая в группы. 2. Определение групповых комплексных показателей качества. 3. Сравнение значимых единичных и вычисленных комплексных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями. При сравнении применяются шкалы порядка и шкалы отношений: • в первом случае результатом оценки качества является ранжированный ряд сравниваемых величин ▪ во втором происходит сравнение величины с эталоном по принципу
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |