Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственно-политический режим: характеристика основных видов




Государственный и политический режимы можно разграничить (при всей их сходности).

Политический режим — понятие и явление более общее и объемное, чем государственный режим. Оно охватывает как методы и способы реализации государственной власти, так и приемы и средства осуществления властных притязаний негосударственных структур — политических и общественных организаций, которые являются составной частью политической системы общества, то есть элементы, со­ставляющие государственный режим, входят в структуру политического режима. Политический режим характеризует все многообразие элементов политической системы общества в действии. Это — система конкурирующих партий, способы голосования, структуры групп давления, способы и порядок формирования органов государственной власти, взаимодействие ветвей власти и их реальное соотношение и др. Различное сочетание элементов, приемов, методов, способов и средств, используемых государственными и негосударственными, общественно-полити­ческими структурами, определяет разнообразие режимов.

С учетом этих критериев современные политические режимы подразделяются на виды: демократические и недемократические.

Нередко (в странах СНГ) ликвидация недемократических режимов и становление демократического общества осуществляется «сверху» государственной властью и сопровождается переходом к рыночной экономике, многопартийности, реальному обеспечению принципа «(разделения властей». При использовании ряда демократических методов осуществления государственной власти (не получивших еще достаточного развития), сохраняются элементы авторитаризма. Налицо остатки командно-административной системы как следствие сохранения на своих местах прежних кадров, привыкших к старым методам управления. Демократические принципы и институты, хотя и закреплены в действующем законодательстве, на практике не всегда воплощаются.

Своей спецификой обладают переходные военные политические режимы, устанавливаемые в результате переворотов: вся власть в государстве принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Недемократический политический режим — порядок (состояние) политической жизни общества, при котором не реализуется (зачастую юридически не закреплен) принцип «разделения властей». Сужается или прекращается влияние граждан и их объединений на управление государством. Отсутствует выборность либо становится формальной. Запрещается деятельность оппозиционных партий и организаций. Применяются политические репрессии. Сужаются или нарушаются политические права граждан и социальных меньшинств. Реальная власть сосредоточивается в руках группы лиц либо одного лица, неподконтрольных народу. Не исключается упразднение представительного высшего органа (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и т. п.

Недемократическими являются тоталитарный и авторитарный режимы. Крайняя форма недемократического режима — тоталитарный режим.

Тоталитарный режим — порядок (состояние) недемократической организации государственной власти, когда в руках харизматического лидера (Гитлер, Сталин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Салазар) сосредоточена неограниченная власть, установлена монополия государственной собственности, господствует единая идеология (идеократия), отсутствует гласность, преследуется оппозиция, человек реально лишен всех демократических прав и свобод.[12]

Демократический политический режим — порядок (состояние) политической жизни общества, при котором соблюдается демократи­ческая конституция, реализуется принцип «разделения властей». Государственная власть осуществляется на основе свободного и равного участия граждан и их объединений в управлении государством. Обеспечивается действие принципа выборности представительных органов власти населением, соблюдение юридически установленных сроков их полномочий. Созданы условия для легальной деятельности оппозиционных партий. Гарантируется осуществление прав и свобод граждан и социальных меньшинств в соответствии с международными стандартами прав человека. Реальным является местное самоуправление. Доминируют убеждения, согласования, компромисс.

Авторитарный режим — порядок (состояние) недемократической организации государственной власти, когда власть сосредотачивается в руках одного лица либо группы лиц, а личность ограничена в политических правах и имеет определенную автономию в экономических и иных неполитических сферах жизни. Авторитарный режим не столь резок в крайних проявлениях, как тоталитарный режим: 1) сохраняет автономию личности и общества в сферах, не относящихся к политике; 2) не пытается радикально перестроить общество на идеологической основе; 3) допускает экономический, социальный, культурный, а частично и идеологический плюрализм; 4) не нарушает рыночное саморегулирование экономикой, не стремится ввести плановое управ­ление экономикой и установить всеобщий контроль над населением; 5) ограничивается жестким политическим контролем; может базиро­ваться на праве, моральных началах.

Власть при авторитарном режиме занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может - влиять на стратегию экономического развития, осуществлять структурные преобразования, не разрушая при этом механизм рыночного саморегулирования, проводить достаточно активную социальную политику.

Авторитарный режим устанавливается в государствах, которые: 1) отвергают демократические принципы организации и осуществления государственной власти; 2) пытаются создать предпосылки для демократизации общества, но не успели отработать механизм демократической власти; 3) являются демократическими, однако вынуждены, учитывая обстоятельства, вводить модель чрезвычайного функционирования государственной власти.

Политический режим является определяющим для государственного режима, так как государственный режим служит юридической стороной (аспектом) политического режима. Или иначе: государственный режим — это юридический срез политического режима.

 

Выводы по главе

Подводя итоги, еще раз отметим, что теория государства и права определяет три наиболее общих квалифицирующих элемента, характеризующих форму любого государства – это форма правления, форма государственного устройства и государственно-политический режим. Эти три элемента в совокупности образуют качественно новое понятие, новый реальный феномен – форму государства. Они составляют единое целое в данном состоянии, а форма государства соответственно представляет органическое единство. Следует иметь в виду, что указанные три элемента – это не три формы государства, а три составные части, три аспекта единой формы государства. Каждый из них влияет на форму государства, в каждом конкретном государстве он своеобразен, имеет свои характерные черты, отличия от аналогичных элементов другого государства. Поэтому в мире такое многообразие государств, практически не существует двух абсолютно одинаковых стран, каждая из них обладает характерными отличиями, признаками уникальности, которые содержаться в том или ином элементе формы государства.

На наш взгляд, следует согласиться с И.А. Ильиным в том, что каждому народу должны быть свойственны «своя особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций…»[13].

Прав он был и в том, что государственная форма есть не отвлеченное понятие и не политическая схема, а строй жизни и живая организация народа. Поэтому государственная форма зависит прежде всего от уровня народного правосознания, от исторического нажитого народом политического опыта, от силы его воли и от его национального характера[14].

Глава 6. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.