Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы социально-культурной деятельности




Закономерности социально-культурной деятельности – это система объективно существующих, внутренне обусловленных, непреложно проявляющихся устойчивых целевых установок, связей и отношений, складывающихся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры. К таким закономерностям относятся:

· гуманистическая направленность деятельности;

· творческое начало;

· свободное саморазвитие;

· удовлетворение и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей.

Принципы социально-культурной деятельности – это наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания освоения, сохранения и распространения культурных ценностей и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и форму.

К общим принципам социально-культурной деятельности прежде всего относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип, к сожалению, нередко воспринимают упрощенно: для того, чтобы решить в практике учреждения культуры ту или иную этическую, психологическую либо организационную проблему, полагают достаточным придать ей «статус» педагогической задачи, определить цель и наиболее подходящие способы воспитывающего воздействия, выстроить вариант соответствующего педагогического поведения субъекта и объекта, подобрать соответствующий педагогический инструментарий.

По мнению белорусских ученых В.Н. Наумчика и М.А. Паздникова, к принципам с.-к. деятельности также относятся:

· общедоступность с.-к. деятельности;

· этическая направленность с.-к. деятельности;

· развитие инициативы и самодеятельности;

· комплексность использования культуросозидающего потенциала природы и общества;

· преемственность и последовательность вовлечения индивида в мир культуры;

· эстетизация общественной жизни, т.е. единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;

· самоорганизация, самообразование и самовоспитание участников социально-культурной деятельности.

Российские ученые Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников выделяют следующие закономерности социально-культурной деятельности:

ü сочетание продуктивного и непродуктивного в содержании социально-культурной деятельности;

ü аккумулирование в с.-к. деятельности необходимого заряда творческой энергетики, позволяющего реализовать внутренние потенции человека;

ü соотношение свободного времени, определенного культурного пространства и выбранного человеком содержания творчества;

ü «зеркальность» и универсальность;

ü личностный подход, предполагающий признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это – признание саморазвития, самоутверждения и самореализации человека;

ü учет культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов с.-к. деятельности;

ü ориентация на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях.

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников также называют следующие принципы с.-к. деятельности:

– принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;

– принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности;

– принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;

– принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

– принцип общественно-государственного соуправления с.-к. деятельностью, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

В названных выше принципах с.-к. деятельности нашла отражение провозглашенная ООН и ЮНЕСКО программа развития культур, действующая с 1988 г. и первоначально рассчитанная на 10 лет. В основе этой программы находится реализация политики стран-участников в области культуры, обеспечение активного участия их населения в культурной деятельности, выделение культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.