Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Методы, средства и формы социально-культурной деятельности




 

1. Методы социально-культурной деятельности: классификация и социально-педагогическая характеристика.

2. Средства социокультурной деятельности, особенности их применения.

3. Формы социально-культурной деятельности.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Грыгаровiч, Я.Д. Прыкладная культуралогiя: вучэб. дапам. для студэнтаў спеыяльнасцi «Культуралогiя»/ Я.Д. Грыгаровiч, А.I. Смолiк. – Мiнск: Адукацыя i выхаванне, 2005. – 216 с.

2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с молодежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.

3. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУК, 1995. – 420 с.

4. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности: пособие для соц. педагогов и рук. учреждений образования / В.Н. Наумчик [и др.]; под общ. ред. В.Н. Наумчика. – Минск: Выш. школа, 2004. – 143 с.

 

1. Методы социально-культурной деятельности: классификация и социально-педагогическая характеристика.

Трансформация содержания и структуры социально-культурной деятельности требует такой методики, которые бы содействовали эффективной работе учреждений культуры. Развитие методики в значительной степени определяется ценностными ориентациями работника социально-культурной сферы в профессионально-предметных отношениях, его методическим уровнем. Формирование у каждого человека общества устойчивой внутренней потребности в активной творческой деятельности и подъеме своего культурного уровня развития связано с воздействием на такие важнейшие структурные элементы сознания личности, как мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки и в конечном итоге на ее мировоззрение и мировосприятие.

Индивидуальные способы и приемы деятельности, примеры методических подходов создают разные направления методической теории и практики. Совокупность их и ценностных установок, с помощью которых обеспечивается организация культурной работы, противостоит конкуренции индивидуальной деятельности, где возможность в определенном порядке и системе обозначит способы и приемы профессиональной деятельности.

Учреждениями культуры сегодня используется множество методов, с помощью которых формировалась и интенсивно осваивалась социально-культурная среда. Неоднородный, разноплановый характер социокультурных программ предопределяет применение совокупности экономических, правовых, организационных, педагогических и социально-психологических методов в социально-культурной работе.

Понятие о методе было разработано еще французским философом Рене Декартом. Он отметил, что метод является инструментом познания мира, который преобразовывает научные знания из кустарного промысла в промышленное производство, из случайного нахождения истин в их систематическую и планомерную разработку. В философии под методом разумеется совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

В социально-культурной работе методы – это обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей деятельности: познавательной, творческой, рекреационной, компенсаторной. В целом, методы рассматриваются как совокупность приемов и способов деятельности, с помощью которых решаются задачи реализации культурных потребностей и интересов людей. Поскольку таких задач множество, то используются разнообразные методы. Наиболее активно в социокультурной деятельности применяются следующие четыре основные группы методов.

К первой группе относятся педагогические методы формирования сознания, жизненных установок и ценностных ориентаций, которые представляют собой главные формы функционирования ценностей, степени их перехода в деятельность. В ценностных ориентациях субъект взаимодействует с объектом. Диапазон этого взаимодействия включает все объекты, которые интересуют личность. При этом ценностные ориентации выступают в качестве опосредованного звена между объективной для человека социальной средой и его индивидуальным сознанием, с одной стороны, деятельностью и поведением с другой.

В период системной трансформации происходит кризис сознания и мировоззрения людей, связанный со сменой одних ценностных систем другими. Поэтому воспитательная работа социально-культурными институтами строится как система продуманных воздействий, которые формируют устойчивые отношения к людям и другим объектам окружающей среды. Для этого используются методы убеждения, примера, поощрения, побуждения, осуждения и др. Большая роль здесь отводится профессиональному и любительскому творчеству, а также литературе. Тут осуществляется непосредственное общение людей с художественными ценностями, которые используются как иллюстрации, если пропагандируемый материал требуется сделать более наглядным, доступным, убедительным; также художественное творчество используется для оформления реальных жизненных ситуаций (обрядов, праздников и др.).

Значительная часть воспитательных и образовательных работы, осуществляемой социально-культурными институтами (учреждениями, службами, организациями), основывается на методе убеждения. Как известно, главное достоинство социально-педагогического по сути метода убеждения заключается в способе сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств. Сильными сторонами этого метода, важными предпосылками его действенности служат его вербальный характер, неопровержимость аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта. Универсальность метода убеждения обнаруживается буквально в каждой из социально-культурных акций – массовых, групповых, индивидуальных, начиная с крупных общественно-политических, рекламно-информационных кампаний и кончая студийной работой, социально-культурным патронажем, развлекательно-игровыми программами.

Сохраняет свою социальную значимость педагогический метод положительного примера (убеждения на наглядных образцах). В разных возрастных, социальных, профессиональных, этнических аудиториях, во время избирательных, конкурсных, профессиональных мероприятий эффективность этого метода всегда достигалась и достигается за счет сочетания рационального и эмоционального компонентов, доступности восприятия.

Другую группу составляют методы организации творческой деятельности. Культурно-творческая деятельность развивается в различных формах и направлениях. Наиболее популярной является деятельность в сфере искусства. Широкое распространение получило любительское творчество, не связанное со специальным показом достигнутых результатов и не являющееся организованным. Такие виды любительского творчества как бытовая хореография, песенное исполнение, музицирование, литературное творчество и другие, наиболее популярны в сельских районах.

Массовое развитие получило любительское художественное творчество. Оно существует в форме художественно-исполнительской и художественно-творческой деятельности.

Специфической формой эстетической активности человека выступает художественно-критическая деятельность, в процессе которой не просто уясняется качество тех или иных художественных произведений, но и определяется их эстетическое достоинство. Художественно-критическая деятельность осуществляется в процессе ежедневных отношений, когда люди обмениваются мыслями о спектаклях, книгах, фильмах и т.д. Кроме этого, библиотеки, клубы, театры организуют дискуссии, конференции для зрителей, выставки, на которых обсуждаются художественные произведения. Этот вид творческой деятельности наиболее развивается в любительских объединениях и клубах по интересам.

Широкое распространение в учреждениях культуры получает деятельность по развитию народного творчества, промыслов и ремесел; сбор, сохранение и экспанирование памятников этнографии.

Эффективность представленных видов культурно-творческой деятельности достигается путем использования методов выдвижения творческой задачи, организации творческого содружества, распределения творческих обязанностей, налаживания творческого соревнования и др.

Всестороннее изучение и осмысление содержания и видов социально-культурной деятельности позволило выделить третью группу функциональных методов, наиболее широко применяемых в культурно-просветительской деятельности.

Одной из причин посещения учреждений культуры является желание овладеть новыми знаниями, умениями навыками. На этой основе социально-культурные учреждения стремятся развернуть разностороннюю учебно-познавательную деятельность. В отличие от учебных заведений клубы, дворцы и дома культуры, центры народных ремесел, не ставят своей целью систематическое образование людей. Однако это не означает, что культурно-просветительская деятельность осуществляется там стихийно. В кружках, школах народного творчества, студиях, мастерских, на курсах проводятся организованные информационно-теоретические, наглядно-демонстрационные, учебно-инструктивные и поисково-творческие занятия. На них не только изучается материал с помощью методов беседы, рассказа, объяснения, инструктажа, но и используются методы демонстрации фильма, иллюстрации, упражнения, примера, контроля,тренинга, направленные на укрепление знаний, формирование умений и навыков творческой деятельности Их суть – сознательное целеустремленное накопление объектом личного опыта в процессе творческой, обучающей, воспитательной практики.

Для большинства занятий в рамках социально-культурной деятельности характерно постоянное использование и таких универсальных по своему комплексному психолого-педагогическому воздействию методов, как организация равноправного духовного контакта, создание воспитывающих ситуаций и опора на импровизацию.

Методы равноправного духовного контакта основаны на совместной коллективной деятельности разных возрастов – детей и взрослых «на равных» во всем. Взрослые и дети являются равноправными участниками праздников, фестивалей, творческих марафонов, конкурсов и соревнований, членами всевозможных клубов и объединений по интересам, театральных, музыкальных, вокальных, хореографических и других коллективов, основанных на тесном сотворчестве.

Социально-культурная практика представляет собой благодатную почву для создания самых неожиданных, но эффективных в педагогическом отношении воспитывающих ситуаций. Каждый из методов воспитывающих ситуаций предполагает создание педагогом-организатором специальных условий, специальной среды, направленных на выполнение участниками определенных процедур, их самореализацию, установление взаимного доверия, достижение общего успеха.

Среди великого множества развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, обучающих (тренинговых) и других социально-культурных технологий нет ни одной, где не нашел бы своего места метод импровизации. Практически любая образовательная, творческая, игровая акция сопровождается элементами импровизации. Можно утверждать, что импровизированность составляет одну из самых замечательных и впечатляющих особенностей социально-культурного действия. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. И дети, и взрослые очень легко поддаются внушению. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. В результате включается этот древний, пришедший от прародителей механизм. Импровизация – действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромт. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации – это порождение искуса, соблазна творческого усилия. Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала.

Методы импровизации порождают здоровый азарт не только во взрослой, но и в сугубо детской среде. В досуговой практике многих поколений живут и надолго сохраняются свои тайны и секреты, свои закономерности и методики. Не случайно богатства исчезающего из времени эфемерного досуга странным образом сохраняются в душах людей. Феномен творческой основы досуга всегда по своему самобытен, неповторим; он очищает душу и потому вечен.

Четвертая группа методов имеет социально-психологический характер, так как связана с социально-психологическим синдромом, который сформировался в результате социально-экономического кризиса, при этом у большого количества людей ставит на первый план компенсаторную и рекреационно-развлекательную деятельность. Учреждения культуры и творчества дают населению возможность сменить трудовую деятельность и переключиться на новый вид активности. Мировой опыт, изученный психологами, медиками, культурологами, свидетельствует о том, что социокультурная деятельность помогает снять утомляемость и нервное напряжение, обеспечить благотворную психическую и физическую разрядку организма. В художественно-исполнительной и художественно-творческой деятельности при восприятии художественных произведений люди чувствуют целую гамму положительных эмоций. Они увлекаются и удивляются, переживают, радуются, волнуются. Причем это не просто волнение, а чувство, которое приносит удовольствие. Человек в таких ситуациях не может оставаться безразличным, потому что настоящая красота имеет притягательную силу, вынуждает людей искать новых встреч с прекрасным, делать эти поиски потребностью.

Изучение особенностей любительских занятий людей в свободное время показывает, что при их организации не должно быть значительных ограничений, жесткой программы. Лучше, чтобы любительская деятельность имела по возможности развлекательно-игровой характер. Игра как никакая другая человеческая деятельность имеет целый ряд логических взаимопереходов. Она может перевоплощаться в игру-творчество, игру-обучение, ориентационно-деятельностную игру, связанную с моделированием, профессиональной деятельностью человека, игротерапию.

Организовывая различные виды компенсаторной и рекреационной деятельности, социально-культурные институты опираются на следующие методы: включение в развлекательно-игровые занятия, замена малоценных развлекательных программ эффективными познавательно-игровыми, организация игровых конкурсов, обновление и реализация системы народных праздников, обрядов, ритуалов и др.

Безусловно, в социально-культурной деятельности возможно использование и других методов. Исследование социальных технологий в сфере культуры и свободного времени показало, что большую роль играют методы, связанные с применением средств искусства и творческого самовыражения. Так популярными в этом плане сегодня являются библиотекотерапия, арттерапия, музыкотерапия, хореотерапия, гештальттерапия и др.

Некоторые исследователи выделяют и пятую группу методов, относя к ним методы педагогических исследований: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, разновидности педагогического эксперимента (констатирующий, созидательно-преобразующий, контрольный), изучение документации и продуктов социально-культурной деятельности, теоретический анализ, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, социологические методы (анкетирование, тестирование, рейтинг, метод экспертных оценок). В решении проблем теории и практики социально-культурной деятельности эти методы демонстрируют высокую результативность.

В целом, методы используемые в социокультурной деятельности делятся на функциональные (основные) и дифференцированные (частные) Основу функциональных методов организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех функциональных методов является их развивающее начало. Не случайно поэтому функциональные методы носят обязывающие ко многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

Дифференцированные (частные) методы социально-культурной деятельности ориентированы на работу с отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть ряд общих черт, связанных с изначальными принципами и функциями социально-культурной деятельности. В то же время каждый из методов обладает характерными особенностями, обусловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп – детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей (арттерапия, музикотерапия и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.