Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства социокультурной деятельности, особенности их применения




Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет осмысление такого понятия в методике социально-культурной деятельности, как ее средства. В научной литературе существуют различные значения этого понятия. Т.А. Стефановская, например, выделяет основные средства педагогического процесса, к которым относит виды деятельности, микросреду, предметы применения для какой-нибудь деятельности. Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников выделяют средства эмоционального воздействия на людей и относят к ним устное слово, наглядные пособия, общение, самодеятельность, игру, зрелища, развлечения. Я.А. Зазерский, и А.Г. Соломоник выделяют средства клубной работы. В их числе приемы или инструменты эмоционального воздействия на психику членов клуба (оказание доверия, формирование интереса и т. д). В контексте социокультурной деятельности целесообразно под основными средствами подразумевать виды деятельности, предметы и приспособления, необходимые для сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, духовно-нравственной культуры.

Особенное место среди них занимают средства массовой коммуникации, к которым относятся организационные структуры и коммуникационные каналы, которые подготавливают и передают социально-культурную информацию массовой аудитории. Печать, радио, телевидение, соединение компьютера с видеотехникой и новейшими средствами связи во многом изменили принципы функционирования культуры, развитие и содержание духовных процессов, формы знаний и типы мышления. Доступность и разнообразие информации, которая предоставляется по современным каналам связи, ведет, с одной стороны, к значительной однородности мирового культурно-информационного пространства, к ослаблению и снятию всех барьеров, а с другого – к большому разнообразию этой информации, из которой человек может выбирать то, что соответствует его социальной ориентации.

Огромное значение для современной социокультурной деятельности имеют средства информатизации общества, в том числе мульти-медийные средства. С широким распространением персональных компьютеров и появлением широкодоступных телекоммуникационных сеток изменилось направление информатизации. В сфере культуры телекоммуникационные компьютерные сетки позволяют выйти за границы внутренних технологических задачи реализовать средствами информатики культурное обслуживание населения.

Сегодня значительными являются достижения в компьютеризации библиотечного и музейного дела. В странах Западной Европы музеи занимают существенные места в глобальных информационных структурах. Осуществляются проекты электронных экспозиций, создаются базовые программно-технические средства автоматизации учета музейных экспонатов. В США реализуется компьютеризация парков и других мест отдыха. Интенсивно развивается процесс компьютеризации музыкального искусства.

Художественная культура все в большей степени отражается в глобальной компьютерной сети Internet. В первую очередь это касается массовых жанров искусства.

Развитие мультимедийных технологий открыло новые возможности для выхода культуры Беларуси в мировой культурный простор. Активная работа в этом направлении началась в 90-е годы ХХ в. и успешно продвигается. На язык компьютера переведены и представлены в виде мультимедийных компактдисков ряд тем из народного и профессионального творчества. На дисках представлена информация о белорусской архитектуре и ее связях с природной средой, ландшафтом, климатическими факторами; о белорусской иконописи на фоне истории христианства; о традиционной белорусской одежде и ее региональной специфике. В экспериментально-поисковом плане подготовлен и издан мультимедийный материал «100 раритетов из музеев Беларуси»; подготовлены оригинал-макеты ряда выпусков: «Истоки творчества», «Народные песни Центральной Беларуси», «Музеи Беларуси».

В библиотечном деле Беларуси в границах государственных и ведомственных научно-технических программ ведутся проектные работы по созданию библиотечной компьютерной сети.

Также немало сделано в Беларуси в отношении информатизации музейного дела. Прежде всего, следует отметить новую версию АIС «Фонды», которая активно используется в большинстве музеев. В этой системе в рамках программы «Культура» был создан стандарт научного описания музейных предметов, а также вариант универсальной классификации схемы музейных коллекций. Плодотворно работают в этом направлении Мозырский объединенный краеведческий музей, Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник, Гродненский государственный историко-археологический музей и ряд других.

Безусловно, современная система коммуникаций не исключает устное живое слово, которое среди различных средств эмоционального воздействия занимает устойчивое место и составляет основу культурной деятельности. В библиотеках, клубах, музеях, домах культуры часто проводятся публичные лекции, беседы, диспуты, конференции читателей, экскурсии, встречи с деятелями науки, культуры, образования. Общение, если оно содействует удовлетворению и расширению духовных интересов людей, становятся мощным стимулом развития личности на основе взаимного обогащения знаниями, опытом социальной жизни.

В развивающей и информационно-просветительской деятельности социально-культурные институты широко используют печатное слово (письменные тексты). Книжная продукция оказывает значительное влияние на процесс формирования человека. Социологические исследования показали, значительную часть свободного времени респонденты отводят чтению художественной литературы и публицистики. В связи с этим работники учреждений культуры и творчества в своей деятельности активно используют научные, информационные, художественные и другие тексты.

Эмоциональному восприятию человеком реальных предметов и явлений содействуют наглядные средства. Их использование в различных отраслях культурно-просветительской работы повышает ее эффективность. Рисунки, плакаты, экспонаты, реликвии, репродукции, фотоснимки помогают конкретизировать практическое значение того или иного теоретического положения, делают процесс усвоения социально-культурных знаний и социального опыта более интересным и живым.

Вызывать чувство эмоционального подъема, волнения, умиления способны различные виды искусства, которые также целесообразно рассматривать как средства социокультурной деятельности. Театр, музыка, живопись, хореография, художественная литература, кино доносят до зрителя конкретные образы. Искусство помогает сделать абстрактные теоретические понятия яркими художественными или художественно-публицистическими образами. Достоинством художественного материала является то, что он дает возможность углубленно показать внутренний мир человека, его мысли и чувства, мотивы деятельности.

Укреплению и трансформированию традиционных возможностей эмоционального воздействия способствуют вспомогательные средства, к которым относят, прежде всего, технические средства – проекционную, звукозаписывающую, звуковоспроизводящую, осветительную аппаратуру, которая укрепляет эстетическое эмоциональное воздействие различных средств на слушателей и зрителей.

Усилению и трансформированию традиционных возможностей воздействия способствуют такие вспомогательные средства как архивные материалы, документалистика.

Ряд исследователей, рассматривая средства социокультурной деятельности, используют термин «ресурсы». В числе ресурсов они выделяют различные их виды, например, ресурсы нормативные, кадровые, финансовые, материально-технические, информационно-методические, социально-демографические, морально-этические и т. д. Рассмотрим сущность материально-технических и информационно-методических ресурсов, на которые непосредственно опирается специалист социокультурной сферы в своей работе.

Под содержанием материально-технического ресурса социокультурной деятельности подразумевается совокупность орудий труда, предметов и оборудования, имеющих материальную природу и необходимых для производства, распространения и освоения культурного продукта, культурных благ и ценностей в соответствии с выдвинутыми целями и задачами.

К основным фондам как разновидности ресурсов, составляющих материально-техническую базу социально-культурной деятельности, относятся: 1) архитектурно- и инженерно-строительные объекты (здания и сооружения), предназначенные для проведения социально-культурных мероприятий, эксплуатации и хранения оборудования и материальных ценностей; 2) инженерно-коммуникационные (передаточные) системы и устройства: электрические сети, телекоммуникации, системы отопления, водоснабжения и др.; 3) механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, музейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения; 4) транспортные средства.

Источниками формирования имущества, как правило, являются: имущество, закрепленное за учреждениями и организациями в установленном порядке; бюджетные ассигнования от учредителя; доходы от собственной (основной, неосновной, предпринимательской) деятельности; добровольные пожертвования, дары, субсидии; проценты от вкладов в банки; другие доходы и поступления.

Для социально-культурной деятельности огромное значение имеют её информационно-методические ресурсы. Под этим термином подразумевается совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования, как в процессе управления, так и в технологическом обеспечении социально-культурной деятельности. В теории и практике социально-культурных институтов информационно-методический ресурс предстает в двух вариантах – как информационно-управленческий ресурс и как информационно-творческий ресурс.

Информационно-управленческий ресурс предполагает наличие преобразованных в управленческом контексте сведений и данных, неоднократно привлекаемых для осуществления управленческих функций в социально-культурной сфере, в первую очередь, принятия управленческих решений. К такому виду ресурсов могут относиться данные результатов анализа работы социокультурного учреждения за прошедший год, план работы на определенный период времени и т.д.

Информационно-творческий ресурс включает преобразованный в методическом или творческом контексте блок информации в целях его эффективного влияния как на повышение профессионально-творческого уровня, профессиональной компетентности, методической вооруженности сотрудников, педагогов, технологов и других участников социально-культурного процесса, так и для воздействия – через отдельные творческие акции (в виде фильмов, спектаклей, телевизионных программ, книг, концертов, сценариев различных социокультурных мероприятий и т.д.) – на многочисленную аудиторию потребителей и пользователей культурного продукта или услуг (читателей, зрителей, слушателей).

Оба вида ресурсов составляют информационное пространство (поле), необходимое для регулярного функционирования сети социально-культурных институтов в различных видах общественной практики: досуге, образовании, профессиональном искусстве и народном творчестве, социально-культурной реабилитации, спорте, межкультурном обмене

Практика социально-культурной деятельности показывает, что основные средства культурно-творческого процесса наиболее эффективно воздействуют тогда, когда они взаимовлияют, взаимозависят одни от другого. Главной задачей субъектов деятельности является то, чтобы каждое средство отдельно и все они вместе воздействовали на личность, содействовали социальной реабилитации, приводили к желаемым результатам – гармонии, развитию и формированию личности.

Таким образом, в процессе социально-культурной деятельности учреждениями, организациями и предприятиями культуры используются различные принципы, методы, средства и формы, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается сфера отдыха и свободного времени. Субъекты, которые действуют в социально-культурной сфере, используют различные технологии. Это обусловлено тем, что социокультурная деятельность представляет собой динамичный процесс, развитие которого само по себе постоянно требует творческого подхода к решению проблем. Деятельность в социокультурной сфере, кроме того, является еще и многофункциональной, социально значимой, творческим направлением человеческой практики. Субъектами социокультурной деятельности выступают опыт просветительской, воспитательной, культуротворческой работы с населением. Все эти направления деятельности имеют свои особенности, внутренние связи и отношения, своеобразные формы, средства и методы работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.