КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы социально-культурной деятельности
Помимо методов в качестве обязательных компонентов социокультурной деятельности существуют ее организационные формы. В педагогике формы культурной деятельности – это совокупность способов целенаправленной организации совместной деятельности социально-культурных институтов и населения. В самом широком виде форму (или программу) можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей. Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических и воспитательных целей. Отсюда форму социокультурной деятельности можно рассматривать и как форму воспитательной работы в образовательно-воспитательном учреждении. В отличие от метода форма не указывает, как будут действовать объект и субъект деятельности для достижения поставленной цели. Форма только отражает выбранный способ организации людей. В педагогике форма воспитательной работы рассматривается внешняя характеристика взаимодействия педагога и детей. В педагогике часто вместо термина «форма» используют такие понятия, как «воспитательное дело» или «воспитательное мероприятие». Все формы внеклассной воспитательной работы в школе можно разделить на три группы: общие, специальные и массовые. Общие формы (используются в процессе реализации любых направлений воспитательной работы, конкретную направленность приобретают в зависимости от цели и содержания деятельности): а) секции, кружки, студии (могут быть предметные, творческие, спортивные и т. д.); б) лектории; в) тематические вечера и утренники; г) клубы по интересам; д) выставки (художественные, технические, литературные и т. д.); е) экскурсии (природа, производственные и сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения, музеи, выставочные залы и т. д.); ж) походы, экспедиции (туристические, краеведческие и т. д.); з) выпуск стенгазет, тематических плакатов, бюллетеней, альбомов (освещающих различные события в жизни класса, школы, города и т. д.); и) организация работы школьного музея (музей боевой славы, этнографический, художественный, краеведческий и т. д.). Специальные формы (содержат специфику преимущественно одного направления воспитательной работы): а) предметные олимпиады, предметные недели, конкурс «Ученик года» и т. д. (развитие интеллектуальной культуры учащихся); б) уборка класса и школьной территории, озеленение школьного двора, ремонт книг в школьной библиотеке, сбор макулатуры и металлолома (трудовое воспитание); в) посещение кинотеатра, театра, выставок, конкурс рисунков и т. д. (эстетическое воспитание); г) проведение соревнований, спортивных игр, работа спортивных секций в школе (физическое воспитание и спортивно-оздоровительная деятельность); д) проведение акции помощи детям-инвалидам, диспут «Добро должно быть непременно с кулаками. Так ли это?» и др. (нравственное воспитание). Массовые формы (отличаются большим количеством участвующих школьников – параллель классов или несколько параллелей, имеют познавательно-развлекательную направленность деятельности): а) организованное проведение различных праздников, традиционных для школы (Осенний балл, Новый год, Встреча выпускников, Посвящение в старшеклассники, Последний звонок и т. д.); б) вечера и смотры художественной самодеятельности; в) литературно-музыкальные и литературно-исторические компози-ции, посвященные знаменательным датам в жизни города, страны, выдающихся представителей науки, культуры, искусства и т. д.; г) конкурс фольклорного творчества; д) концерты, фестивали, КВНы городского и областного уровней. Кроме того, различают следующие подходы к классификации форм социокультурной и воспитательной работы: · по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; · по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные; · по времени проведения: кратковременные, продолжительные, традиционные; · по времени подготовки: с предварительной подготовкой учащихся, без предварительной подготовки; · по субъекту организации: организаторы деятельности – педагоги и др. взрослые, деятельность на основе сотрудничества педагогов и детей, организаторы деятельности – учащиеся; · по результату: формы, результатом которых является обмен информацией; формы, результат которых – выработка общего решения; формф, результат которых – общественно значимый продукт. При отборе форм в процессе социокультурной и воспитательной работы следует учитывать соответствие формы задачам, которые следует решить в ходе взаимодействия, особенности классного коллектива, специфику и традиции школьной жизни, морально-психологические, материальные, временные и другие условия и средства, необходимые для реализации выбранной формы. Анализ социокультурной деятельности в зависимости от количества участников позволяет также помимо массовых выделить групповые и индивидуальные формы культурно-просветительской и художественно-творческой деятельности. Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются формы (программы), имеющие педагогическую, воспитательную и обучающую направленность, связанные с использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т. д.; групповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и самоокупаемости. На современном этапе учреждения, предприятия и организации культуры активно используют объект-субъектную модель, которая опирается на проведение массовых форм работы. В общей системе культурной деятельности существует ряд ее видов, которые развиваются внутри общности, так называемой массовой аудитории. Ведущее место среди них занимают виды деятельности, основу которых составляет восприятие массовой аудиторией познавательных программ и художественных зрелищ. В этом случае люди выступают не в качестве субъекта организации собственного отдыха и тем более субъекта культурно-исторического процесса, а в качестве объекта воздействия со стороны руководящих работников и работников культурно-просветительской сферы, объекта, который они обязаны воспитывать, убеждать, образовывать. Наиболее распространенными массовыми формами такой организации являются общественно-политические лектории, конференции читателей, тематические вечера, концерты, фестивали, спектакли, театральные зрелища, праздники. Изучение эффективности форм социокультурной деятельности свидетельствует о том, что при таких формах не учитываются интересы конкретного человека или конкретной группы населения. Как показывает практика, работа социокультурных институтов может при этом ориентироваться на большое количество мероприятий без учета интересов людей, их посещающих. Социально-политическая трансформация современного общества вызвала рост потребностей в активных формах культурной деятельности, в то время как учреждения культуры, как и ранее главным образом ориентированы на проведение мероприятий, где посетителям отводится пассивная роль зрителя и слушателя. Таким образом, некоторые социально-культурные институты по-прежнему ориентируются преимущественно на культурное обслуживание, а не на создание условий социально-культурной самодеятельности населения. Человек тут остается не субъектом, а объектом культурной деятельности, что является сегодня одной из проблем организации социокультурной деятельности. Другой наиболее эффективной формой раскрытия личностью социальных сил и ее творческой реализации является деятельность различных групп и любительских объединений, которая основывается на наличии общих интересов, на совместной деятельности, что создает условия для взаимного обмена опытом, самовыявления и самоутверждения личности, для ее социально-культурного творчества. Характерные признаки любительских объединений определяются, в первую очередь, общественно значимыми целями и основываются на активной совместной деятельности, добровольности, общей заинтересованности, наличия органов самоуправления, слияния личностных и общественных интересов. Обобщение опыта работы любительских объединений и клубов по интересам показало, что их деятельность развивается эффективно на основе взаимодействия различных общественных институтов и государственных структур, а клубы, библиотеки, музеи, Дворцы культуры, по причине своей специфики являются центрами такого взаимодействия. Это требует реорганизации системы планирования и ежедневной деятельности учреждений культуры, подготовки кадров для работы с общественными объединениями и клубами, поисков путей их взаимодействия. Анализ деятельности социально-культурных институтов свидетельствует, что формирование ценностных ориентаций происходит сегодня на двух уровнях: государственном, организованном (если учреждения, предприятия и организации культуры формируют определенные идеологические концепции, которые являются продуктом теоретического сознания, а распространение этих ценностей составляет основное содержание их культурно-просветительской деятельности) и личностном, спонтанном, саморегулируемом (если люди не только осваивают, но и сами разрабатывают определенные взгляды, оценки, отношения). По этой причине сегодня социально-культурные институты перестраивают свою работу с учетом осмысления положений концепции индивидуальных стилей деятельности. Сущность ее заключается в том, что индивидуальный подход содействует становлению личности как реального субъекта в рамках осуществления индивидуально своеобразных и комфортных для ее способов деятельности. Наиболее полно чувствует себя субъектом личность в деятельности, которая носит творческий характер. Таким образом, анализ форм социально-культурной деятельности позволил выявить тенденцию к индивидуализации самодеятельности населения, т.е. укрепления самореализации человека не в профессиональной деятельности, а в сфере свободного времени. Эта тенденция имеет позитивный характер и вызвана стремлением человека к целостности, гармоничности, наиболее полного выявления своих творческих возможностей. Практика подтверждает, что социально-культурные институты постепенно переходят от субъектно-объектной к субъектно-субъектной модели организации свободного времени. Работники учреждений культуры создают максимально благоприятные условия (психолого-педагогические, организационные, финансово-экономические, нормативно-правовые и др.), необходимые для развития народного творчества, культурно-рекреационной активности населения. В связи с этим ключевое значение получает установление субъект-субъектных отношений на уровне взаимодействия, во-первых, государственных органов и учреждений и организаций культуры как социальных институтов; во-вторых, между субъектами деятельности и человеком. Учреждения культуры получают организационно-направляющую и творческую самостоятельность. Человек для работников социальных институтов выступает как цель, мера и результат всей работы, а не ее средство, инструмент или предмет деятельности. В таком контексте отдых, свободное время стали формой и способом организации их самих человеком, который, имея определенные запросы, обращается для их удовлетворения в учреждения культуры и искусства. Исходя из этого, основная задача социально-культурных институтов заключается в том, чтобы найти пути, формы и способы оказания помощи человеку в его саморазвитии, самоусовершенствовании и самореализации в рамках свободного времени. В целом, можно заключить, что сфера культуры и свободного времени отличается динамизмом, имеет социально открытый характер, в ней действует большое количество разнопрофильных социальных институтов со своими специфическими особенностями. Это и обусловливает использование разнообразных методов, форм и средств социокультурной деятельности, рассмотренных нами выше.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |