КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия «культурно-досуговая деятельность», «культурно-досуговая программа». Виды культурно-досуговых программ
Тема 9. Технология подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий 1. Понятия «культурно-досуговая деятельность»,«культурно-досуговая программа». Виды культурно-досуговых программ. 2. Технологии в социально-культурной деятельности. 3. Специфика подготовки и проведения культурно-досуговой программы. 4. Технология организации и проведения КТД.
Рекомендуемая литература
1. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И. В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2008. – С.. 2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с. 3. Козловская, Л.И. Культурно-досуговая программа в работе с подростками / Л.И. Козловская, Т.П. Бирюкова // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. – № 6. – С. 31–36. 4. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности // Социальная педагогика / В.Н. Наумчик [и др.]. – Минск: Четыре четверти, 2007. – С. 43–51.
Важным направлением социальной политики Беларуси является социально-культурная деятельность. Она отражает цели и функции государственной политики в области культуры и досуга, определяет пути, методы, средства их реализации в условиях развернувшихся в обществе процессов. Социокультурная деятельность – самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и инкультурации людей. Как известно, социокультурная деятельность имеет свои характерные черты: она пронизывает всю социальную жизнь каждого человека, отражая те или иные специфические особенности его возраста. Можно сказать, что социокультурная деятельность сегодня непосредственно вторгается в жизнь социальной Т В настоящее время в социокультурной деятельности наблюдается интенсивный поиск инновационных форм организации досуга детей, молодежи, семьи, людей пожилого возраста, инвалидов, что составляет содержательную основу культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность – деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (в составе студий, кружков, любительских объединений) в сфере досуга. В основе К.-д. д. лежат принципы: ü добровольности и общедоступности; ü нравственной обусловленности; ü дополнения и обогащения духовных ценностей личности в разных сферах жизнедеятельности; ü единства информационно-логического и эмоционально-образного влияния на сознание, чувства и поведение личности; ü эстетизации досуга. Под формами (программами) культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждениях культуры, по месту жительства. Культурно-досуговая программа – это универсальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художественного моделирования, разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного восприятия и допускает в известных ситуациях их непосредственное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зритель. Следует отметить, что культурно-досуговые программы проводятся социальными педагогами, организаторами воспитательной работы не только в учреждениях культуры, но и в рекреационно-оздоровительных центрах, внешкольным учреждениях, центрах реабилитации инвалидов, музеях, общежитиях и т.д. Аудитория, с которой работают социальные педагоги, достаточно многообразна – это дети, молодежь, семьи, пенсионеры, люди с физическими особенностями, «трудные» подростки, люди «группы риска», люди, нуждающиеся в правовой защите, матери-одиночки, ветераны войны и труда, безработные, беженцы и вынужденные переселенцы. Используемые в учреждениях образования культурно-досуговые программы, как правило, направлены на удовлетворение потребностей детей, подростков и юношества в образовании, отдыхе, релаксации, общении путем организации их содержательного досуга с учетом их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей развития через различные направления культурно-досуговой деятельности. Обязательное условие досуговой программы – наличие образовательного аспекта, т.е. в результате ее освоения ребенок должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, а также приобрести социальный опыт. Многолетние наблюдения за организацией и проведением досуговых программ показывают, что на их выбор и активность аудитории существенное влияние оказывают принадлежность человека к определенной социальной группе, его культурные предпочтения, условия и образ жизни, досуговая квалификация организатора программы и возможность удовлетворения им досуговых интересов и потребностей. В этой связи назрела необходимость рассмотреть виды и классификацию досуговых программ, особенности их содержания и средств эмоционального воздействия. Научная ценность классификации досуговых программ зависит oт степени существенности признаков, положенных в ее основу. Социолог В.В. Водзинская в основу классификации предлагает положить доминирующий вид деятельности человека в досуговой программе: преобразовательный; познавательный ориентационный и коммуникативный. В основе классификации досуговых программ многие исследователи ставят два признака: содержание и драматургическое построение материала. Учитывая выделенные признаки, целесообразно дополнить их третьим признаком – используемыми в программах средствами выразительности. Средства выразительности – это предметы или действия, с помощью которых осуществляется информирование и просвещение аудитории, способствующие достижению поставленных целей. К средствам социально-культурной деятельности можно отнести живое слово, искусство, образ, средства массовой информации, средства наглядной агитации и пропаганды, книги, музыкальные инструменты, различные технические средства (напр., аудиовидеоаппаратура) и т.д. Учитывая это, можно выделить следующие культурно-досуговые программы: сюжетно-игровые, конкурсно-развлекательные, спортивно-развлекательные, информационно-дискуссионные, профилактико-реабилитационные, фольклорные, шоу-программы. Сюжетно-игровые программы – комплекс разнообразных игр, объединенных сюжетом. В них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы. В практике организации досуговой деятельности игровые программы являются частью праздников, обрядов, в другом случае они представляют игровой досуговый жанр. Игровой жанр – это театр, в котором нет кулис и занавеса, театр без рампы, в котором артист общается без декораций и грима, а публика – без театральных кресел. Разновидностью сюжетно-игровых программ выступает разовая игровая программа, котораяне требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников. Описанием такой программы служит сценарный план, предусматривающий определенную последовательность игр и интеллектуальных творческих заданий. Наиболее популярный тип разовой игровой программы в ДДТ – это сеансы игротеки «Всегда всем весело». Конкурсно-развлекательные программы состоят из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. С одной стороны, конкурсно-развлекательные программы требуют от организаторов создания оригинальных конкурсов, а от участников – общей эрудиции, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, сообразительности и изобретательности. С другой стороны, ведущий должен создать эффективные формы контакта со зрителями. Разновидностью конкурсно-развлекательных программ является конкурсно-игровая программа по заданной тематике, которая используется в практике ДДТ в двух видах. Первый вид предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры, творческие встречи, совместные акции детских объединений определенного профиля (инструменталисты, прикладники, танцоры) и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей. Примерами подобных программ в Центрах творчества детей и молодежи г. Мозыря являются «Музыкальная гостиная», включающая в себя выступления детей инструменталистов, перемежающихся интеллектуально-творческими конкурсами, рассказами об истории музыки; художественные акции студий декоративно-прикладного творчества, в которых дети из разных объединений после некоторого периода подготовки создают единую художественную инсталляцию на определенную тему. К подобному виду программ относятся и встречи, вечера, «огоньки», клубные дни, проводимые внутри детских объединений ЦТД и М в течение и по итогам учебного года. Второй вид конкурсно-игровых программ по заданной тематике требует предварительной подготовки организаторов, но не участников. В отличие от разовых игровых программ, данные программы четко ориентированы на определенную тему и проводятся в форме как уже годами отработанных, так и новых экспериментальных игровых моделей. Образовательный и воспитательный смысл этих программ – в создании атмосферы, способствующей яркому творческому проявлению, раскрепощению каждого участника, овладению навыками творческого общения, умению реализовать свой творческий потенциал как индивидуально, так и в коллективе (команде). К участию в программах привлекаются дети района и учащиеся детских объединений ДДТ. Детский и педагогический коллектив ДДТ постоянно использует в своей деятельности следующие разновидности данного типа программ: Спортивно-развлекательные программы включают подвижные игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы. Их характерной особенностью является состязательный характер, возможность мобилизовать физические способности и волевые качества человека. При отборе игр в спортивно-развлекательные программы целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается сюжет игры, правила и двигательные действия. Именно содержание этих программ определяет их инкультурационную значимость. Информационно-дискуссионные программы включают новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению. Педагогическая эффективность их зависит, прежде всего, от их содержания, которое черпается из обширного проблемного поля современной жизни. Драматургии информационно-дискуссионных программ присущи оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в программе фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с местным материалом. Профилактико-реабилитационные программы – это программы, содержание которых имеет педагогическую и медицинскую направленность и способствует регуляции психического состояния людей. Особенностью этих программ является то, что в них включаются методические приемы, которые неназидательно способствуют ведению внутреннего диалога человека через чувство свободы и ощущение положительного переживания, освобождения души от напряжения на волне сопереживания и сострадания. Кроме того, они позволяют их участникам компенсировать дефицит общения, обеспечивают возможность вступления человека в образовательный, оздоровительный и другие социокультурные процессы. Частным случаем таких программ являются рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, аромо-терапию, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию, библиотерапию. Фольклорные программы, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы, обряды, пословицы, поговорки, загадки, частушки. В сюжет этих программ вводятся персонифицированные образы, например, Несцерка, Лявошха, гаспадар, гаспадыня. Эти программы включают мощный пласт самобытного народного искусства. Они позволяют связать прошлое с сегодняшним днем, показать ответственность молодого поколения за сохранение и продолжение лучших традиций нашего народа. Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления. Они занимают заметное место среди других жанров культурно-досуговых программ. Им характерны разнообразные эффектные зрелища, музыка, световое оформление, театрализация и т.д. Благодаря этому они обладают неповторимой эстетической привлекательностью, дают возможность показать людям образцы красоты, силы, ловкости, смелости, продемонстрировать безграничные возможности физического и интеллектуального развития человека. Разновидностью шоу-программ являются ток-шоу, в процессе которых на глазах у зрителей происходит обсуждение актуальных проблем. Разновидностью такого вида программ является следующие: 1) шоу-игра, которая может посвящаться как календарным тематическим праздникам, так и различным событиям культурной жизни (юбилеям писателей, тематическим неделям, ярким событиям, происходящим в округе, городе); 2) игра-спектакль (театрализованная игра), в которой сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля и дальнейшее развитие событий; 3) зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное шоу и др.), характеризующееся наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, спортсмена выступление – всегда волнение, душевный подъем. Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Праздники – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех. Праздничные программы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся: фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, гулянья, карнавальные шествия, тематические недели, дни, смотры, конкурсы, приветствия, презентации, церемонии, творческие отчеты и др. Не претендуя на исчерпывающую классификацию программ, следует отметить актуальность предложенного варианта для практики социокультурной деятельности. Опыт показывает, что социальные педагоги нередко сталкиваются с трудностями в творческом процессе создания оригинальных моделей досуговых программ. Разнообразие этих программ требует от социального педагога знаний, умений и навыков их творческого использования. Многие досуговые программы, проводимые социальными педагогами, не всегда удовлетворяют возросшим культурным запросам аудитории. Мы разделяем мнение B.C. Садовской – доктора педагогических наук, автора многих работ по социокультурной деятельности, о необходимости создания технологии моделирования программ, в основе которой лежит воспроизводство творческих способностей и творческой активности личности Длительная досуговая программа. В качестве форм реализации длительной досуговой программы могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.Ее отличие в том, что она рассчитана на постоянный состав участников (учебная группа, клуб и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, а то и в течение года и более. Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели, «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением». Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 26408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |