КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология организации и проведения КТД
При реализации запланированных мероприятий массового характера классный руководитель чаще всего применяет технологию КТД, организация и проведение которого по методике И.П. Иванова предусматривает шесть стадий и шоу-технологии. Воспитатель-мастер должен в совершенстве владеть данной методикой, сущность которой – тесное сотрудничество, совместная деятельность всех субъектов воспитательного процесса – социального педагога, психолога, учителей-предметников, родителей и детей, педагогов и школьников. В современных условиях сущность данной воспитательной методики и ее практическая реализация определяются следующими положениями: · доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности; · выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе исходя из личных интересов и потребностей; · определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности; · создание условия для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений; · от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям; · создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения; · оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности. Данная методика включает несколько стадий. Первая стадия – предварительная работа. Воспитатель устанавливает место предстоящего КТД во внеклассной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяет конкретные воспитательный задачи, продумывает способы реализации своих замыслов, намечает действия, которые могут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Вторая стадия – коллективное планирование. Школьники сами ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах): что именно сделать? С кем вместе? Когда? Для кого? и т.д. При этом взрослые – равноправные участники диалога с детьми. Коллективное планирование проходит в виде сбора-старта. Проводит его ведущий (воспитатель), который обобщает предложенные варианты, задает уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершается сбор выбором конкретного дела и совета по организации дела. Третья стадия – коллективная подготовка дела. Руководящий орган (совет дела) конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. На данной стадии часто проявляется неумение детей слаженно и самостоятельно осуществлять работу. Поэтому здесь велика роль педагога-воспитателя, характер его воздействия на детский коллектив, взаимодействия и эмоциональных контактов с учащимися. Не допуская открытого давления, педагог по-дружески побуждает школьников к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Это может выглядеть в виде подсказок вариантов выполнения работы, советов по использованию источников для поиска нужного материала, оказания особого доверия конкретным ученикам ответственным поручением, установления дружеского контакта с «трудным учеником» и составление с ним договора о выполнении определенных дел. Четвертая стадия – проведение КТД. Осуществляется конкретный план, составленный советом дела. Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Воспитатель по возможности незаметно для всех участников дела направляет детей, регулирует их настроение, корректирует ошибки, помогает сгладить неудачу, если что-то не удалось так, как было задумано. Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Например, общий сбор коллектива участников, где обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Каждый может высказать свое мнение. Это может проводиться в виде опроса, заполнения анкеты через стенгазету, творческого отчета и т.д. Главное для этой стадии – чтобы каждый научился анализировать свою работу, оценивать, извлекать уроки на будущее. Так школьники приобщаются к выработке общественного мнения, созданию в коллективе добрых традиций. Шестая стадия – ближайшее последствие КТД. Воспитатель берет на заметку все, что было высказано во время подведения итогов КТД. Намечает программу последовательных действий совместно с активом, определяет, исходя из предложений, новые коллективные дела. Реализация воспитательных возможностей КТД требует от педагога соблюдения следующих условий: 1) нельзя нарушать последовательность стадий при подготовке и проведении КТД, допускать искажение роли, отведенной педагогу как старшему товарищу; 2) подготовка и проведение КТД требуют, чтобы взрослые и дети опирались на опыт предшествующих дел; 3) педагогу необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса. На основе организации КТД как комплексных средств воспитания, педагоги в тесном единстве и взаимосвязи решают задачи развития всех сторон личности: познавательно-мировоззренческой (научные знания, взгляды, убеждения, идеалы); эмоционально-волевой (общественно значимые потребности, интересы, стремления, чувства); действенно-практической (общественно необходимые и ценные умения, навыки, привычки, черты характера), т.е. задачи идеологического, нравственного, правового, трудового, физического, эстетического и т.д. воспитания личности в их тесном единстве. Следует помнить, что КТД позволяет: Ø проявить учащимся свое отношение к различным объектам, явлениям окружающей действительности (обществу, труду, природе, предметам материального мира, человеку и т.д.) и сформировать на основе его многократного проявления систему устойчивых ценностных отношений, образ самого себя, социально значимые мотивы и потребности; Ø стимулировать совершение воспитанниками высоконравственных поступков (забота о незнакомых людях, участие в благоустройстве территорий, посадка деревьев, уход за могилами воинов и т.д.); Ø развивать и совершенствовать здоровое общественное мнение коллектива, формировать его традиции. Вместе с тем, следует отметить, что система КТД как компонент общей системы воспитательной работы в школе реализуется во взаимосвязи с другими средствами и культурно-досуговыми программами, которые подкрепляют, усиливают, предваряя, сопровождая или заключая проведение того или иного коллективного творческого дела учащихся. В целом, все рассмотренные в этой теме виды культурно-досуговых программразвивают и удовлетворяют культурно-образовательные, культурно-творческие и рекреативно-оздоровительные потребности и интересы детей, формируют социальную активность личности, способной к преобразованию окружающей действительности и самой себя.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |