КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дискуссия как форма культурно-досуговой программы, общая характеристика
Тема 12. Технология подготовки и проведения дискуссионных программ
1. Дискуссия как форма культурно-досуговой программы, общая характеристика. 2. Технология организации дискуссии. 3. Диспуты и дебаты как разновидности дискуссионных форм. 4. Нетрадиционные формы проведения дискуссии.
Рекомендуемая литература
1. Дискуссионная трибуна /авт.-сост. В.Н. Пунчик, А.Р. Борисевич. —Минск: красико-Принт, 2009. — 128 с. 2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся моло-дежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с. 3. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры: метод. пособие / Н.Т. Оганесян. —М.: Академия, 2002. 4. Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. — М.: ВЛАДОС, 2002. —144 с.
Умение вести дискуссию очень важно и актуально для многих областей практики. Навыки ведения дискуссии важны для политики, бизнеса, рекламы, юриспруденции, процесса обучения, науки, производственной деятельности, социально-педагогического и психо-логического консультирования и просто для обыденной жизни. Использование дискуссии дает возможность субъекту получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собственные идеи и оценить их достоверность, развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими в практической и учебной деятельности. В процессе дискуссии школьники приобретают определенные знания (заранее готовятся статистические данные, материалы периодической печати, отрывки из видеозаписей популярных телепрограмм), умения и навыки (коммуникативные, высказывания собственного мнения, аргументации своей позиции, анализа ситуации, выделения наиболее важного, публичного выступления, нахождения контраргументов в споре, цивилизованного ведения дискуссии), личностные качества (взаимопомощь, терпимость к другим мнениям — толерантность, умение слушать товарищей, уважение их взглядов, свободное выражение собственной позиции, противостояние давлению окружающих). Ведение дискуссии — особая форма учебно-воспитательной деятельности, культуре которой необходимо обучать. Именно дискуссионная трибуна является формой отработки практических умений вести дискуссию. Показателями культуры дискуссии служат четкое определение предмета спора, проникновение в сущность взглядов своих оппонентов, обоснованность и объективность критики. При этом в дискуссии огромную роль играют психологические факторы. Дискуссия выступает одной из разновидностей спора, цель которой — достижение истины или нахождение взаимоприемлемого решения спорного вопроса. Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) имеет три значения: 1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; 2) метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины; 3) психотерапевтический прием воздействия на позиции и установки субъекта в специально созданной дискуссионной группе. Под дискуссией в педагогическом процессе обычно понимают конструктивное, содержательное, рациональное обсуждение противо-положных точек зрения по определенной проблеме с целью найти более правильное мнение или взаимоприемлемое решение проблемы. Дискуссия может проходить в разных формах, например: • мозговой штурм (А. Осборн) — метод группового стимулирования познавательной активности, основанный на процессе совместного решения поставленных проблем, когда учащихся побуждают к свободному выдвижению идей с последующим их критическим рассмотрением; • метод синектики (У. Гордон) — схож с «мозговым штурмом». Для выработки решения группа делится на генераторов идей и критиков. Задача генераторов идей — выработать как можно больше идей, задача критиков — оценить предложенные идеи и выбрать наиболее рациональные. При этом в методе синектики стремятся прийти к тому, чтобы возникли две крайности в решении проблемы; часто используют аналогии и метафоры; • опрос (беседа, анкетирование, интервью); • диспут (публичный спор на предложенную тему при наличии основных докладчиков); • дебаты (прения, обмен мнениями, выработка аргументов и контраргументов); • дискуссия в «Аквариуме» (класс делится на две группы — одни непосредственно принимают участие в дискуссии, другие следят за соблюдением правил обсуждения). По внешней форме дискуссия может быть скрытой или явной. Скрытая дискуссия — это аргументация оратором своей позиции перед аудиторией и согласие или возражения со стороны аудитории, явная дискуссия — коллективное обсуждение спорного вопроса. Для педагогического процесса представляет особую ценность явная дискуссия, которая может быть организована в форме дискуссионной трибуны. Применение дискуссий в процессе обучения и воспитания способствует удержанию внимания и мотивированию, установлению социальных норм, влияет на установки, взгляды и знания учащихся. Обсуждая определенную проблему, учитель или ведущий мероприятия сам может рассказать о нескольких точках зрения на данную проблему, сравнить эти позиции и оценить обоснованность каждой из них. Постепенно для освещения различных точек зрения на проблему необходимо привлекать учащихся. Групповую дискуссию можно рассматривать как одну из форм обучения и воспитания. В ходе дискуссии учащиеся оценивают идеи, задают свои собственные вопросы и наблюдают за ответами других, учатся отстаивать и аргументировать свою точку зрения. Ведение дискуссий способствует развитию интеллектуальных способностей, критичности и строгости мышления. Ведение дискуссии — особая форма деятельности, которой необходимо обучать. Она предоставляет возможность выразить свое мнение практически каждому ученику, выработать толерантность при столкновении противоположных мнений, умение аргументированно построить свою речь, самостоятельно найти информацию при подготовке к дискуссии, выступить перед публикой.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |